Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 22-01-2008
Эдуард Сергеевич Гамс, Владимир Иванович Петров Социологические исследования. 1990.  № 8. С. 53-57. 
Авторы анализируют результаты опроса, проведенного в декабре 1989 г. с помощью районных газет Саратовской области. Местные СМИ опубликовали анкету, в которой содержались вопросы относительно самых острых социальных проблем. В результате были получены весьма интересные свидетельства радикальных расхождений между мнениями депутатов и «гласом народа». Авторы также считают, что получили убедительные доказательства того, что, желая перемен, люди вместе с тем не верят в их осуществимость. А это значит, утверждают они, что политизация массового сознания в регионе опроса не только не идет, но и не может идти демократическим путем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-03-2009
Н.А. Хлопаева Социологические исследования. 2007.  № 11. С. 152-155. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-12-2005
Карина Робертовна Минасова Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 49-56. 
Статья посвящена влиянию двуязычного (билингвального) образования на процесс интеграции этнических меньшинств в доминирующую культуру. Автор приводит четыре формы усвоения второго языка, которые она заимствовала у представителей канадской лингвистической школы: 1) усвоение второго языка в раннем детстве, 2) усвоение второго языка в иноязычной школе, 3) усвоение второго языка путем контактов с иноязычным окружением, 4) усвоение второго языка в родной школе. В статье рассматривается второй способ усвоения языка (в иноязычной школе). Приводится опыт американской, канадской, а также российской (в Нижнем Новгороде) школ в изучении и применении двуязычного обучения в школах. Автор рассматривает влияние таких факторов, как обучение в русской или национальной школе и поддержание контактов с национальной диаспорой, на формирование двуязычия (рассмотрение происходит на основе личных наблюдений). Далее автор представляет результаты исследования национальных школ в Санкт-Петербурге, проведенного сотрудниками РГПУ. Среди школ, которые принято считать национальными, исследователи выделили две группы: (1) собственно национальные школы, т.е. те, в которых преподавание ведется исключительно на родном языке для представителей одной национальности и целью образования является поддержание национальной самобытности; (2) школы, в которых усиленное изучение родного языка, национальной истории и традиций сочетается с изучением других языков и культур. Эту, более многочисленную группу авторы исследования назвали «школы диалога культур». В заключении автор обозначает ряд трудностей, которые сопровождают процесс двуязычного образования, приводит примеры национальных школ в Санкт-Петербурге и за рубежом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-02-2010
Людмила Борисовна Зубанова Социологические исследования. 2009.  № 10. С. 109-119. 
Статья посвящена современному медиапространству. Исследование российских средств массовой информации1 направлено на определение общественно-значимых ценностных перспектив современной действительности. Представлена авторская методика ценностно-тематического рейтинга средств массовой информации, обобщается эмпирический материал по контент-анализу российской прессы. Особое внимание отводится современным лидерам мнений в СМИ, информационной ситуации в обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-02-2007
Наталья Николаевна Зарубина Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 3-12. 
Автор рассматривает способность денег устанавливать не только экономические, но и социальные связи. Обращается внимание на то, что в архаических обществах деньги имели множественные формы, каждая из которых использовалась в конкретных отношениях: при платеже податей, штрафа, калыма и т.д. Французский социолог С. Московичи вслед за Г. Зиммелем показал, что историческая эволюция денег представляла собой переход от осязаемых денег к символическим деньгам как знакам рыночного обмена. Дается ссылка на М. Маклюена, отметившего, что печатное слово как средство коммуникации подготовило общество к восприятию стандартизации и "умению переводить свои желания и устремления в статистику с помощью рыночных механизмов предложения и спроса и визуальной технологии цен". Когда складывается развитый рынок, деньги начинают выступать не более чем знаками меновой стоимости вещей. Автор отмечает, что Карл Маркс одним из первых обратил внимание на коммуникативную роль денег в качестве универсальной абстракции рыночного обращения, когда показал, что в капиталистическом обществе они становятся всеобщим мерилом самых разных качеств. В современном обществе, как утверждает Ж. Бодрийяр, деньги превращаются из "символических" в "семиотические" знаки рынка. Это уже деньги-символы, деньги-симулякры, не отражающие уже меновой стоимости и "освобождающиеся" даже от рынка. "Финансовые потоки становятся самодостаточной реальностью, виртуальной экономикой, за которой не стоят процессы, происходящие в реальных секторах" (с. 6). Согласно его концепции, "семиотические" деньги превращаются в "холодное средство коммуникации, не несущее содержательной информации. Представлена попытка американской исследовательницы В. Зелизер опровергнуть закрепившееся в социологии представление о деньгах как устанавливающем коммуникацию универсальном коде.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-02-2010
Владислав Аркадьевич Бачинин Социологические исследования. 2009.  № 10. С. 119-125. 
Автор размышляет о проблемах юных россиян и детского телевидения, о демографической ситуации, которая характерна для нашей страны, роли государства, общества и СМИ, в том числе и ТВ, которые признаны решать эти проблемы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-03-2011
Анатолий Дмитриевич Еляков Социологические исследования. 2010.  № 12. С. 107-114. 
Рассматривается проблематика получения и отбора требуемой информации в условиях множественности ее источников. Показано негативное воздействие на жизнедеятельность людей, а также на функционирование социальных организаций дефицита нужной и избытка лишней информации. Предлагаются некоторые конкретные меры по улучшению ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-09-2004
Валентин Петрович Баранников, Лидия Федоровна Матронина Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 102-107. 
Тема религиозности в информационном обществе рассматривается в связи с глобальным духовным кризисом, ранее всего (более 100 лет назад) проявившимся в передовых странах Запада. В России этот кризис начался недавно, и кризисные явления в духовной сфере приняли у нас более острый характер, поскольку совпали с экономическим и политическим кризисом, а сам процесс был «сжат» во времени. Выделены два основных типа религиозности как социально-психологической характеристики личности – традиционная и формальная. В более широком смысле данные типы – это способы социальной идентификации и социальной адоптации. Традиционная религиозность связана с традиционным обществом, в котором наибольшая часть занятости падает на материальное производство и сферу обслуживания материального потребления и лишь малая часть относится к сфере духовного производства. Традиционная религиозность обусловлена социальными факторами: относительная стабильность социальной жизни, мало меняющийся во времени массив социальной информации. Поэтому «вытеснение» традиционного общества информационным предстает как неизбежное явление. С этим связана утрата искренности традиционной религиозности, прежних социальных идеалов и норм, которые обеспечивали выживание этноса и индивида. Формальную религиозность при соблюдении обрядовой стороны отличает равнодушие к религии и вере. Приведены данные эмпирических исследований по изучению религиозности российской молодежи. Сделан вывод о необходимости формирования толерантного сознания как задаче нового Просвещения эпохи информационного общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2010
Ирина Анатольевна Полуэхтова Социологические исследования. 2010.  № 1. С. 66-77. 
В статье рассматривается динамика российской аудитории телевидения (ТВ), выявляются направленность, основные факторы, характер и тенденции ее изменений в постсоветский период. Анализ состояния и динамики российской телеаудитории базируется на результатах эмпирических исследований, прежде всего, исследования "Телевидение глазами телезрителей ".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-03-2011
Алексей Николаевич Ильин Социологические исследования. 2010.  № 12. С. 115-121. 
В статье анализируются причины, по которым в современном информационном обществе новости, факты, монументальные истины теряют свое первоначальное значение, заменяются на политически или идеологически ангажированные метарассказы и метанаррации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Анна Викторовна Любарская Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 142-143. 
Автором проведен пилотажный Интернет-опрос о перспективности расширения интерактивного обучения как формы получения дополнительного профессионального образования. В опросе приняли участие 102 человека в возрасте 20-30 лет – жители Москвы, Подмосковья, Новосибирска, Республики Татарстан, Бурятии, Урала. Более половины участников опроса считают реальными возможности дополнительного профессионального образования путем использования Интернет-курсов. Это относится не только к повышению квалификации, но отчасти и к получению второго высшего образования. В то же время респонденты отмечают ряд проблем данной сферы образовательных услуг, среди которых: сложность сертификации таких программ и курсов, отсутствие живого общения, невозможность точно идентифицировать личность учащегося. Для 75% респондентов предпочтительным способом обучения является посещение учебного заведения плюс образование через Интернет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-06-2007
Ирина Ильинична Елисеева, Елена Борисовна Капралова, Петр Борисович Шелищ Социологические исследования. 1990.  № 6. С. 97-102. 
Авторы рассматривают популярность тех или иных периодических изданий как важный признак социальных ориентаций. Соответственно, исследование сочетаний выписываемых гражданами периодических изданий, может прояснить социальную стратификацию общества. В статье проанализированы результаты подписных кампаний 1988 и 1989 гг. Кампанию 1988 г. отличает широкий размах борьбы за отмену жестких ограничений на подписку для основной массы читателей при льготах для ветеранов, преподавателей школ и ПТУ. Данные 1989 г. позволяют уже вполне объективно и при том практически впервые оценить динамику потребностей в периодической печати.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Борис Сергеевич Гладарев Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 68-76. 
В статье анализируются результаты полевого исследования: "Пользователи мобильных телефонов в России. Сетевая перспектива". Оно было проведено автором в Петербурге при поддержке France Telecom и Teleno, включало 14 глубинных интервью с 7 мужчинами и 7 женщинами (20-30 лет) и организацию ведения дневников повседневной коммуникации (записи в них вели информанты). Выявлены гендерные отличия в историях покупки мобильного телефона. Женские истории опираются на дискурсивную модель, обозначенную автором как "найди меня": сотовый телефон облегчает возможность быть "позванной" или "приглашенной". Мужские нарративы связаны с соображениями эффективности и престижа ("считалось очень престижно"; "захотелось выделиться в обществе"). Имеют место существенные отличия между мужчинами и женщинами в предпочтениях в отношении размеров, дизайна, оформления изделий (женщины чаще выбирают миниатюрные аппараты с откидной крышкой, яркой окраской и обилием аксессуаров). В ходе изучения дневников коммуникации автор установил следующее: 1. Женщины говорят по мобильным телефонам менее продолжительно, чем мужчины, но делают и принимают больше звонков. 2. Направление звонков и SMS характеризуется гетеросексуальной симметрией (женщины чаще общаются с мужчинами, а мужчины – с женщинами). 3. Анализ распределения звонков по ситуациям и целям общения ("координация совместных действий", "ухаживающие звонки", "помощь и консультации", "деловые ситуации") не позволил выявить заметных гендерных отличий. Автор соглашается с выводом норвежских исследователей Р. Линга и Б. Иттри, что в плане практического применения мобильные телефоны относятся к гендерно нейтральным технологиям.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Борис Борисович Багиров, Маргарита Михайловна Ковалева Социологические исследования. 2001.  № 8. С. 68-69. 
В России социология СМИ – сравнительно молодая отрасль исследований, авторы выделают несколько областей, нуждающихся в анализе. Прежде всего, по их мнению, следует обратить внимание на такую проблему, как утрата доверия к СМИ в силу публикации большого объема явно недостоверной информации негативного плана. На стыке журналистики и социологии предлагается развивать особый тип журналистской деятельности («общественная журналистика»), ориентированный на воспитание гражданской позиции, выработку социально значимых решений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-09-2006
А.Г. Быстрицкий, М.И. Красильников Социологические исследования. 1993.  № 4. С. 59-62. 
В статье представлены данные сравнительного исследования проведенного при помощи тестов Люшера и Эткинда среди авторов, режиссеров и ведущих ТВ с целью выяснения их отношения к самим себе и к аудитории. Наиболее развитой у нас моделью отношения ТВ к аудитории является трактовка зрителя как слабого, завистливого, примитивного, тупого, консервативного, скучного, злобного и грубого рационалиста. Как это ни странно, самих себя деятели ТВ оценивают так же. Авторы статьи считают это признаком тяжелейшего комплекса неполноценности и приводят ряд дополнительных подтверждений своего диагноза.
ресурс содержит прикрепленный файл