Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 21-01-2011
Марина Николаевна Дёмина Социологические исследования. 2010.  № 6. С. 87-92. 
  Рассматривается воздействие информационных технологий на когнитивные практики. На основе концепции "мозаичной культуры" А. Моля сформулированы различия между традиционной и современной культурой, заключающиеся, прежде всего, в методах познания, структурирования и ценностного отбора информации. На основе анализа функций и характеристик новых информационных технологий описаны направления трансформации когнитивных процессов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-04-2007
Татьяна Алексеевна Бондаренко Социологические исследования. 2006.  № 9. С. 114-119. 
Автор методом ассоциативного эксперимента исследует стереотип восприятия гражданами сотрудника ОВД, а также выясняет посредством анкетирования источники формирования общественного мнения о деятельности милиции. Кроме того, в статье приводятся результаты анализа социально-демографических данных аудитории наиболее популярных «милицейских» сериалов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-01-2009
Виктор Константинович Левашов Социологические исследования. 2008.  № 12. С. 25-36. 
В последние годы резко возрос интерес к изучению процессов интеллектуального развития, что связано с формированием и становлением общества знаний - новой социально-экономической формации, основной движущей силой и продуктом которой становится производство, распределение и эффективное использование научных знаний и технологий. Тезис о приоритетности интеллектуального развития российского общества попал в инаугурационную речь президента РФ Д. А. Медведева и стал пятым приоритетом концепции развития, т.н. пяти "И": институты, инфраструктура, инвестиции, инновации, интеллект.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-02-2005
Елена Николаевна Юдина Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 114-117. 
Представлен сценарий учебной игры, апробированной автором в практических занятиях по социологии для студентов Московского педагогического государственного университета. Игра представляет собой научный диспут двух противоборствующих команд – «журналистов» и «социологов». «Журналисты» выступают с аргументацией в защиту интерактивных опросов (отмечают, к примеру, что эти передачи придают программам большую динамичность и остроту, привлекают внимание людей к проблемам общественной жизни, обеспечивают их открытое обсуждение, позволяют слушателям или зрителям открыто выразить свое отношение к событиям и т.д.). Социологи» выступают в роли критикующей стороны, что естественно, поскольку метод интерактивного опроса применяется почти исключительно журналистами, тогда как социологи в исследованиях общественного мнения пользуются иными методами. Критические аргументы "социологов": интерактивные опросы не репрезентативны, в них проявляется «эффект толпы», т.е. склонность присоединиться к мнению большинства, они могут использоваться телеведущим в целях манипулирования общественным мнением и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Надежда Владимировна Корытникова Социологические исследования. 2010.  № 6. С. 70-79. 
Информационно-коммуникативные технологии рассматриваются с точки зрения противоречивости социальных последствий их глобального и повсеместного распространения в современном обществе. В статье акцент сделан на изучение новой формы психологической зависимости, вызванной неумеренным и патологическим использованием Интернета. Социальная сторона депривации личности в результате компьютерной зависимости и виртуальных взаимодействий раскрывается в контексте рассмотрения проблематики информационных перегрузок, зависимости от компьютерных игр и дефицита неформальных межличностных контактов в современном обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-01-2009
Виктория Леонидовна Силаева Социологические исследования. 2008.  № 11. С. 101-107. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-09-2007
Надежда Владимировна Корытникова Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 85-93. 
В статье рассматривается роль Интернет-технологий в становлении информационного общества. Проанализированы понятийные конструкции, используемые М. Кастельсом в изучении «культуры реальной виртуальности» (на материале книги: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000). Отмечается, что согласно Кастельсу распространение телевидения означало завершение господства "галактики Гутенберга", т.е. системы коммуникации, в которой доминировали "типографское мышление и фонетический алфавит", на смену которой приходит "галактика Маклюэна" с широким распространением аудиовизуальных и мультимедийных технологий, ориентирующих на образное восприятие. Рассмотрено содержание понятий "виртуальный объект" и "реальная виртуальность" (погружение реальности в виртуальные образы). Выявлены социальные последствия развития сетевых коммуникаций, такие как трансформация социальной структуры, массовизация культуры, децентрализация и плюрализация источников информации. Рассматриваются характерные особенности коммуникаций в сетевых сообществах.
Опубликовано на портале: 13-01-2005
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 16-23. 
Данная статья основана в большой мере на любезно предоставленном (среди других материалов) Берлинским центром информации по общественным наукам журнале "Soziologische Revue" за 1999 г. Интерес редакции к этим материалам связан с тем, что Россия активно осваивает мир, представляемый человеку глобальными информационными сетями и персональным компьютером. Общественные аспекты наращивания информационных структур могут быть суммированы наблюдением, что компьютер изменил нашу жизнь и буквально стал вездесущим. Воздействие "виртуального мира" на общество раскрывает литература, - быстро растущая на стыке трудов об электронной технике, способах и сферах ее использования, компьютере как средстве массовой коммуникации, о шлейфе социальных последствий все более широкого их внедрения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-08-2005
Анатолий Дмитриевич Еляков Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 114-121. 
Рассмотрены социальные проблемы перегрузок информацией, порождаемые переходом развитых стран мира к информационному обществу. Приводятся цифры, характеризующие рост темпов производства и скоростей передачи информации, сообщается о гигантском накоплении «информационного мусора». Обращается внимание на падение качества информации, на усложнение поисков нужных материалов, отбора и переработки данных. Сообщается о возросшей утомляемости, ослаблении внимания и частых стрессовых состояниях, связанных с высокой интенсивностью информационной деятельности. Персональные компьютеры не позволяют справиться с этими перегрузками при отсутствии системы организации и упорядочения информации. Налицо обострение противоречия между различными структурами общества как производителями неиссякаемого потока информации и пользователями, обладающими ограниченными возможностями ее восприятия. Автор делает следующие выводы: (1) необходимо четкое определение целей деловой активности, развитие способности отсеивать информацию и использовать только необходимую; (2) следует формировать информационную культуру, вырабатывать рациональные приемы и методы управления «производством» информации, а также ее «освоения».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2005
Вилен Николаевич Иванов, Михаил Михайлович Назаров Социологические исследования. 2000.  № 7. С. 83-90. 
В данной статье предложены данные повторного анализа результатов сравнительного исследования аудитории средств массовой информации "Media Scanner 95-97", которое проводилось под руководством одного из авторов статьи в крупнейших городах всех территориально-экономических зон РФ. Величина выборки исследования составила более 90000 респондентов. Один из наиболее общих вопросов, на который авторы надеялись ответить, состоял в следующем: в какой мере отличия в потреблении материалов различных средств массовой коммуникации связаны с характеристиками политического поведения граждан.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-01-2008
Борис Сергеевич Гладарев Социологические исследования. 2007.  № 8. С. 42-51. 
Статья посвящена описанию стратегий электронного контроля (с применением средств мобильной связи) со стороны руководства корпоративных организаций, а также частными лицами. Используется материал исследования автора по проекту "Пользователи мобильных телефонов в России. Новая функция общения", осуществленного в 2002-2003 годы. На меза-уровне организаций исследуются формы контроля в отношении местонахождения и действий персонала, а также стратегии сотрудников по уклонению от него. Рассмотрены также формы контроля/надзора на уровне индивидуального взаимодействия (первичный материал - дневники переговоров по мобильному телефону и записи обменов SMS-сообщениями среди семейных пар, между родителями и детьми). Один из выводов: дисциплинарный контроль перестает быть прерогативой государства и других институтов, он опускается на уровень межиндивидуальных взаимодействий.
Опубликовано на портале: 25-10-2007
Алла Евгеньевна Чирикова Социологические исследования. 2003.  № 11. С. 13-21. 
Статья опровергает бытующее представление о том, что информационное пространство российских регионов развивается по единообразной схеме, а власти реализуют по существу унифицированную стратегию доминирования относительно региональных СМИ. Опрос экспертов гг. Самары и Ярославля (2001–2002 гг.) дает основание для иного вывода: политика властей относительно информационных акторов достаточно фрагментирована даже в пределах отдельно взятой территории. Она сильно персонифицирована и зависит главным образом от существующего уровня противостояния между отдельными политическими лидерами данного субъекта РФ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-09-2004
Анатолий Дмитриевич Еляков Социологические исследования. 2004.  № 8. С. 95-100. 
Рассмотрены вопросы качественно-количественного описания «информационных ножниц» – неравенства между странами и различными категориями граждан в доступе к информационным сетям. Представлены обобщенные способы количественного измерения «информационного неравенства», в том числе «индекс информационного общества» (ИИО), включающий показатели по четырем группам: компьютерной, информационной, сети Интернет и социальной инфраструктур. Приводится статистика по странам: значения индекса ИИО, распределение пользователей сети Интернет по регионам мира и по странам Европы. Отмечается, что информационная революция на начальном периоде вызвала сильное информационное расслоение. Теперь пришло время для постепенного сглаживания этого перекоса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Евгений Петрович Тавокин Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 3-10. 
Рассматривается изменение содержания термина информация в ходе развития науки и технических средств массовых коммуникаций (первая половина XX века - Д. Хартли, Н. Виннер, К. Шеннон). Констатируется, что в настоящее время "информация" выступает (в наиболее широкой трактовке) "как общенаучное понятие, означающее обмен данными не только между людьми, но и между человеком и автоматом, между автоматом и автоматом, а также обмен сигналами в животном и растительном мире" (с. 4). Автор критикует те подходы, в которых информация выступает как некая особого рода сущность, истолковывается как "имманентное свойство материи", "первооснова Вселенной" и т.д. Обращается внимание на то, что в самоуправляемых и самоорганизующихся системах взаимодействие компонентов друг с другом и с внешней средой имеет особую отражательную функцию и отличается избирательностью. Автор предлагает свое определение информации как материализованного результата сознательного или безсознательного отражения субъектом определенных фрагментов реального или идеального мира, предназначенного для восприятия другим(и) субъектом(ами). Выделены такие функции информации, как коммуникативная, управленческая, научно-познавательная, учебно-ворспитательная, идеолого-пропагандистская.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Лейсан Наилевна Салахатдинова, И Б Кузнецова-Моренко Социологические исследования. 2006.  № 2. С. 120-127. 
Контент-анализ телепрограмм за период с июня 2003 по июнь 2004 г. Кроме информационных программ в поле зрения исследователей находятся передачи, посвященные специфическим проблемам ислама. Авторы анализируют видеоряд, тематику и доминирующие оценки мусульман.
ресурс содержит прикрепленный файл