Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 08-01-2005
Вилен Николаевич Иванов, Михаил Михайлович Назаров Социологические исследования. 2003.  № 10. С. 20-29. 
В последней четверти XX в. в мировом развитии происходили важные процессы, оказавшие существенное влияние на практику мирового информационного обмена. Среди их причин выделяют совокупность кардинальных перемен, связанных с тенденциями глобализации. Значительная часть населения планеты оказалась включенной в новую информационную реальность, которая характеризуется существенно расширившимся доступом к разнообразным знаниям и сведениям. У аудитории появилась возможность обращаться к событиям в режиме реального времени, становиться их соучастниками. В целом соединение возможностей компьютера с сетями телекоммуникации "сжимает" время и пространство, уменьшает значение национальных границ, дает индивидам ощущение приобщения к некоторой глобальной общности. Вместе с тем, глобализация несет с собой противоречия социально-экономического и культурного порядка. Мы обратим внимание на те из них, которые имеют непосредственное отношение к проблематике медиа-глобализации производства и распространения материалов массовой коммуникации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2010
Виктор Петрович Коломиец Социологические исследования. 2010.  № 1. С. 58-66. 
Статья посвящена описанию медиасреды и медиапотребления в российском обществе. На основе анализа результатов общероссийского социологического исследования "Телевидение глазами телезрителей " показана динамика и особенность трансформации медиасреды, представлены некоторые тренды медиапотребления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Barry Wellman Социологические исследования. 2000.  № 6. С. 78-87. 
Автор статьи ставит перед собой следующие вопросы: 1) Как представлены родственники в сетях связей личностей, сколько их, каковы пропорции? 2) Создают ли родственники отдельные группы внутри сетей личностных связей? 3) Можно ли их взаимоотношения назвать крепко спаянными и тесно связанными, и не является ли родство лишь формой дружеских взаимоотношений? 4) Различаются ли родственники и знакомые по ролям в сетях общественных связей личности? 5) Могут ли родственные и дружеские взаимоотношения стать источником существования в экономическом смысле? 6) Различаются ли обеспечиваемые ими сотрудничество и социальная поддержка по качеству, количеству и надежности? 7) Какое место занимают родственные взаимоотношения в сетях личностных связей при решении проблем семей и отдельных лиц, в осуществлении репродуктивной и производственной деятельности? 8) В частности, организуют ли они системы взаимной поддержки и родственного контроля, обеспечивают ресурсы, которыми родственники могут пользоваться избирательно и добровольно? В своем исследовании автор ограничился системой связей белого северо-европейского этноса, служащих, состоящих в первом браке, североамериканцев, сорокалетних мужчин и женщин, проживающих в городах (пригородах) и имеющих ребенка, учащегося в начальной школе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-01-2011
Александр Сергеевич Запесоцкий Социологические исследования. 2010.  № 7. С. 7-17. 
Обсуждаются вопросы роли и места СМИ в формировании российской культуры,информационной политики российского государства. Показана ошибочность ориентации нарыночные механизмы регулирования деятельности СМИ, неравнозначные общественномуконтролю и участию. Целесообразно пересмотреть сложившееся ныне их понимание каккоммерческих предприятий в первую очередь.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 156. 
Представлены результаты опроса Фонда "Общественное мнение" на тему: московская аудитория журнала "Деньги".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-05-2006
Елена Ивановна Кравченко Социологические исследования. 1993.  № 2. С. 117-131. 
Вниманию читателей предлагаются фрагменты из книги Э. Гоффмана «Мужчина и женщина в рекламе», откомментированные Е.И.Кравченко. Необходимость в комментариях возникла вследствие невозможности снабдить перевод фотографиями и рисунками, которые опубликованы в книге. По мнению Гоффмана, в рекламной продукции взаимоотношения между мужчиной и женщиной, взрослыми и детьми упрощаются до уровня «ритуальных идиом». Таким образом, рекламодатели выдают потребителю общепризнанную версию социального мира и взаимоотношений в нем, то есть подсказывают, чего ждут от вас окружающие в более или менее типичной ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-06-2007
Анатолий Анатольевич Чичановский Социологические исследования. 1996.  № 12. С. 50-57. 
По мнению автора, национальная система массовой коммуникации, вбирающая в себя все государственные и частные каналы вещания и технологические средства хранения и выпуска информации, в настоящее время не способствуют социально эффективной организации полиэтничного российского социума. Основная причина этого – вторичная дифференциация СМИ по национальному и региональному признаку, превращающая их в орудие межэтнического противоборства или противостояния «центр – регионы». Эту тенденцию предлагается гасить, совершенствуя законы о СМИ в духе этатистского концептуализма – поощрения их ориентации на общегосударственные нужды.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-06-2007
Олег Тимофеевич Манаев Социологические исследования. 1990.  № 6. С. 26-37. 
В статье анализируются результаты исследования, проведенного в 1984-1988 гг. сотрудниками проблемной лаборатории социологических исследований Белорусского государственного университета в рамках проекта «Эффективность влияния СМИ на различные группы молодежи БССР». Автор обращается главным образом к факторам, формирующим несогласие и недоверие молодежи к СМИ. При этом обнаруживается несостоятельность научно-политического стереотипа в понимании негативизма молодежной аудитории. В частности, наибольшее число «несогласных» и «недоверяющих» СМИ приходится не на группу самых молодых (16-20 лет). Оно не уменьшается, а напротив, увеличивается у представителей «средней» (21-25 лет) и «старшей» (26-30) возрастных групп.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-05-2005
Геннадий Петрович Бакулев Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 105-114. 
Нормативные теории массовой коммуникации имеют дело с "идеальными вариантами" деятельности в области масс-медиа. Автор отмечает, что во второй половине XX в. правительства ведущих стран запада занялись разработкой принципов политики в области масс-коммуникаций. К этому их подталкивали концентрация собственности и монополизация в сфере масс-медиа, грозящие нарушением прав граждан на получение достоверной информации, рост объема мультимедийных операций, увеличение влияния на общество телевидения, а затем и Интернета "как социальной силы, превосходящей или вытесняющей другие агентства социализации и контроля". Первой попыткой сравнительного описания теорий СМИ стал труд Зиберта, Петерсона и Шрамма «Четыре теории прессы», изданный в 1956 г. Зиберт определил свой подход как нормативный, поскольку ставил задачу показать не то, как СМИ реально функционируют в обществе, но скорее то, как они могли бы функционировать, как им надо было бы функционировать, согласно некоторым критериям, отвечающим характерным для данного конкретного общества нормам и ценностям. Он выделил четыре типа теорий СМИ: авторитарные, либертарианские, социальной ответственности и советских медиа. Позднее этот подход развивали далее, дополняли и модифицировали другие авторы, с сохранением исходных положений. В 1980-е гг. Маккуэл предложил дополнить "концепцию четырех теорий" еще двумя: медиа развития, а также демократического участия (партиципаторная модель). Черты авторитарной теории прослеживаются, согласно Зиберту, в до-демократических, явно диктаторских и репрессивных обществах. Либертарианская, или теория свободной прессы рассматривает проблемы обеспечения права на информацию при соблюдении законов и ограничений, соответствующих нормам, принципам и ценностям либерально-демократического государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Марк Владимирович Дьячков Социологические исследования. 1995.  № 7. С. 88-92. 
Наилучшим путем для обеспечения мирного сожительства различных этносов в полиэтническом обществе автор считает путь создания дружественной среды межэтнического общения без изменения полиэтничности социума. Для ответа на вопрос о том, можно ли достичь такой цели на практике, автор рассматривает два процесса в полиэтнических социумах: ассимиляцию и интеграцию. Основное внимание уделено современной России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-04-2008
Росица Стоянова Костова Социологические исследования. 2007.  № 8. С. 134-136. 
Приведены результаты опроса студентов четырех вузов г. Тюмени, проведенного в 2005-2006 гг. в целях определения их уровня владения информационной культурой. Его результаты приведены в двух таблицах по каждому из обследованных вузов. Установлено, что примерно 2/3 студентов оценивают свои компьютерные навыки достаточно высоко, от 15 до 35% - средне, и лишь в от 2 до 10% ответов сообщается о значительных затруднениях и необходимости посторонней помощи при работе на компьютере. При выявлении наиболее часто используемых студентами источников информации на первые позиции вышли Интернет (73%) и публичная библиотека (72%), далее следуют лекции преподавателей (53%), СМИ (27%) и личная библиотека (21%). Выяснилось, что работа в автоматизированной библиотечно-справочной системе не вызывает у студентов особых затруднений. Наибольшие сложности вызывает составление заявки на издание, отмечено слабое умение разбираться в библиотечных шифрах. В итоге автор публикации оценила компьютерную грамотность студентов как довольно высокую, но отметила невысокий уровень навыков в интеллектуальной и библиографической деятельности.
Опубликовано на портале: 16-06-2010
Александр Николаевич Плющ Социологические исследования. 2010.  № 1. С. 77-86. 
В современном обществе политическим силам не приходится надеяться на расширение числа сторонников без присутствия в информационном пространстве социума. В статье рассматривается информационное влияние как процесс организации информационного пространства, в которое погружен индивидуальный субъект. Акцентируется внимание на том, что возможности индивидуальных субъектов противостоять деструктивным информационным воздействиям обусловливаются усилиями социальных институтов, которые обеспечивают конкуренцию и качество заложенных в информации социокультурных дискурсов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-10-2011
Алексей Васильевич Воронцов, Вячеслав Георгиевич Лукьянов Социологические исследования. 2011.  № 6. С. 94-98. 
Авторы делятся опытом внедрения информационных технологий в учебный процесс, раскрывают возможности по "переводу" привычных лекционных курсов в режим мультимедиа технологий, использования электронных хрестоматий в целях программирования самостоятельной работы студентов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-09-2004
Ренальд Хикарович Симонян Социологические исследования. 2004.  № 6. С. 98-106 . 
Отмечается, что российские медиа слабо освещают факты правовой дискриминации русского населения в странах СНГ, но широко и часто неадекватно комментируют нарушения прав русскоязычного населения государств Балтии. Представлен материал дискуссий о переводе русских школ стран Балтии на обучение на титульном языке, вызывающем недовольство части русского населения, демарши российских парламентариев и реакцию возмущения в российских СМИ. По мнению автора, со стороны российского правительства имеет место недостаток реальной заботы о русских в этих странах и помощи русским мигрантам из стран Балтии и СНГ. Материальные условия жизни русских в Балтии в целом выше, чем в самой России и их миграция оттуда в Россию намного ниже, чем из Казахстана и Узбекистана.
Опубликовано на портале: 09-10-2007
Александр Васильевич Жаворонков Социологические исследования. 2003.  № 5. С. 107-113. 
Автор текста, сопоставляя результаты исследований адекватности восприятия людьми информационных потоков 1968 и 1991 г., приходит к следующему заключению. Между разделением людей на группы по уровню семиотической подготовки (возможности адекватно интерпретировать информацию) и уровнем их социально-политической активности имеется прямая зависимость. Чем более информировано население, тем оно более активно; чем меньше люди знают, тем длиннее лаг поверки ими неадекватных управленческих решений и выше непредсказуемость их социальных реакций и обыденного поведения.
ресурс содержит прикрепленный файл