Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 05-10-2004
Christiano Herman
Перев.: Олег Стрекаль, Андрей Анатольевич Зотов (ориг.: Русский) Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 67-78. 
Автор статьи поднимает вопрос о проблемах наступления информационного общества в мире, и в частности в США и Германии. Раскрываются основные требования к формированию информационного общества, предъявляемые странами «Большой семерки». Показаны слабые организационные стороны этого вопроса, а также негативные социальные последствия для общества внедрения на глобальном уровне новых информационных и коммуникационных технологий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Ирина Анатольевна Бутенко Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 138-141. 
Данная статья является рецензией на книгу Эрика Лора "Национализация Российской империи" (Lohr E. Nationalizing the Russian Empire: the Campaign Against Enemy Aliens During World War I. Cambridge, Mass.; L.: Harvard University Press; Russian Research Centre Studies. 2003. No. XI), посвященной официальной политике России во время Первой мировой войны в отношении к подданных и выходцев из стран, воюющих с Россией. Рецензент размышляет над тем, как государство решает свои экономические проблемы за счет тех, кто, по его мнению, является "не совсем" гражданами; как оно делит население на друзей и врагов и соответственно с ними поступает.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Наталия Кирилловна Иконникова Социологические исследования. 1995.  № 7. С. 116-121. 
Курс предполагает знакомство слушателей с необходимыми навыками поведения в ситуации контакта с "иной" культурой, а также некоторыми теоретическими аспектами коммуникации. Автор опирается, главным образом, на работы западных ученых. Освещается содержание следующих тем курса: 1) межкультурное общение: особенности и типичные трудности, 2) механизм межкультурной коммуникации, 3) две стратегии межкультурного общения: инструментальная и развивающая, 4) различия культур и связанные с ними трудности в межкультурном общении, 5) культурный шок и возможности его преодоления, 6) возможности достижения взаимопонимания в межкультурном общении; личность-посредник.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-12-2007
Ирина Александровна Мальковская Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 76-85. 
В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием "информационного общества", анализируется содержание понятий "коммуникация" и "интеракция". Рассматриваются подходы к коммуникативному обществу И. Валлерстайна, Ю. Хабермаса, Ж. Бодрийяра и М. Кастельса. Автор отмечает, что согласно Ж. Бодрийяру, массовая информация становится информацией для масс, при этом уже не происходит передачи содержательных идей. Сообщение, идея, истина предназначены для "избранных". Массам нужен погружающий в гипноз медиум, а также идол и симулякр. Социологи выражают озабоченнность обретением СМИ мощных технических возможностей манипулировать сознанием и поведением граждан. Обращается внимание на то, что интернет-технологии создают пространства "вневременья" с акцентом на настоящем и на внеисторическом существовании (с. 80).
Опубликовано на портале: 08-05-2006
Наталья Вадимовна Веселкова Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 128-136. 
Цель представленной статьи – определить, как формируется образ профсоюза под влиянием прессы. Использовались как материалы интервью и наблюдений, так и материалы прессы (специализированных и массовых изданий). Выделяются четыре типа освещения деятельности профсоюзов со стороны прессы, рассматриваются образы-мифы профсоюзов, которые формирует пресса. Сравнивается освещение деятельности профсоюзов областной и городской прессой. Рассматривается вопрос о взаимодействии профсоюзов и прессы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-02-2007
Б.П. Красовский Социологические исследования. 2000.  № 2. С. 110-114. 
Автор длительное время работал "на телефоне", звонил в госорганизации от имени коммерческой, предлагал услуги, в которых абоненты не особенно нуждались, и при этом всегда был инициатором телефонного разговора. Соблюсти конфиденциальность было крайне сложно, учитывая, что вопросы решались на уровне руководства, разговаривать приходилось всегда с людьми с более высоким социальным статусом. При этом ни имя звонящего, ни название организации ничего не говорили абоненту и адресант сталкивался с феноменом предубежденности против незнакомца.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Нелли Александровна Романович Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 77-84. 
Рассматривается место и роль СМИ в современном российском обществе. Представлены материалы исследования, проведенного в 2004 г. в Воронеже Институтом общественного мнения "Квалитас" совместно с Центрально-Черноземным центром защиты прав СМИ. Опрашивались главные редакторы, их заместители, корреспонденты, заведующие отделами, ведущие различных программ, обозреватели и другие работники. Полученные результаты сопоставляются с данными опроса жителей Воронежа (не журналистов), проведенного в том же 2004 г. Сообщается, что в 2004 г. большинство опрошенных журналистов (57%) выразили мнение, что свобода слова в России отсутствует. В то же время большинство опрошенных жителей города (51%) - напротив, полагают, что в России существует свобода слова и, в частности, свобода печати. Высказывания журналистов об угрозе свободе слова сочли преувеличением 47% от числа опрошенных горожан. Определенная часть не журналистов (14%) даже согласилась с утверждением, что свобода печати ныне чрезмерна и переходит во вседозволенность. Представлены также высказывания журналистов о коллегиальности руководства СМИ, о проявлениях давленя на них со стороны местных властей. В ходе опроса журналистов ставился вопрос и о том, что для них окажется важнее в критической ситуации: профессиональный долг или чувство самосохранения? Опрошенные работники СМИ сетуют на "атомизацию" профессиональной деятельности, на то, что они "разучились принимать корпоративные решения", "разбежались по углам". В заключение автор констатирует, что журналистское сообщество становится все более политизированным и коммерционализированным, и коммерческие интересы диктуют основную линию поведения конкретного СМИ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-03-2005
Лариса Агдасовна Бурганова, Петр Анатольевич Корнилов Социологические исследования. 2003.  № 6. С. 56-63. 
Образ войны включен в образ мира и, в свою очередь распадается на множество субобразов. Мозаичный характер сообщений СМИ не обеспечивает целостности восприятия чеченского военного конфликта. Образы СМИ могут способствовать консолидации общества в период испытаний, но могут и усиливать процессы социальной дезинтеграции, выступать катализатором кризисных явлений. Общественное сознание нередко оказывается в плену мифов. Образы апеллируют к определенным социальным группам и пытаются программировать их поведение, нередко открыто предлагая определенный алгоритм действий. Необходимо больше знать об этом процессе, чтобы избежать манипулирования общественным сознанием.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-01-2009
Мансур Зиннурович Ярмиев Социологические исследования. 2008.  № 4. С. 67-72. 
В своем исследовании автор старается выяснить, во-первых, какова динамика употребления в российской прессе слов "бедность" и "богатство": увеличивается или уменьшается частота их употребления, с чем связано это уменьшение или увеличение. При этом учитывались также слова, производные от "бедности" и "богатства" и семантически с ними связанные (такие группы слов в статье назовем семантическими кластерами); для слова "бедность" это - "малоимущие", "нищие", "бомжи", "маргиналы", "люмпены", "деклассированные", для слова "богатство" - "богатый", "олигарх".) Во-вторых, представляется интересным выяснить, с какими социальными и социально-демографическими группами связывает пресса бедность и богатство, какие социальные и психологические характеристики она приписывает богатым и бедным.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-05-2006
Ольга Викторовна Бойко Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 120-128. 
Автор представляет контент-анализ статей двух центральных («Аргументы и факты» и «Комсомольская правда») и двух региональных газет («Саратов» и «Саратовские вести»). Отбирались статьи, в которых анализировались проблемы, связанные с деятельностью органов социальной защиты и профессиональной социальной работы. На первом этапе проводился количественный анализ. Были выделены проблемы-лидеры (бедность, охрана детства и наркомания), проблемы второй группы (молодежные, жилищные, занятости, инвалидности) и проблемы третьей группы (алкоголизм, гендер, самоубийства, проституция и т.д.). Представлены результаты анализа временной динамики популярности этих проблем в прессе, а также «профиль» анализируемых изданий. Предложена типология самих статей и объектов, представленных в статьях. Представлено краткое резюме количественного анализа. По результатам количественного анализа был проведен качественный анализ наиболее часто встречающихся в статьях социальных проблем: бедности, охраны детства и наркомании.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-03-2013
Андрей Анатольевич Зотов, Мария Владимировна Мисник Социологические исследования. 2012.  № 10. С. 99-106. 
Рассматриваются перемены на телевидении, связанные с переходом России к информационному обществу, развитием кабельного и сетевого ТВ и появлением у региональных телерадиокомпаний возможностей охватывать вещанием широкую аудиторию. Изменится ли российское федеральное телевидение после принятия и вступления в силу закона "Об общественном телевидении и радио"?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-07-2005
Юрий Николаевич Мазаев Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 106-115. 
В последнее время в ряде СМИ отмечается спад доверия граждан к работникам органов внутренних дел в связи с высоким уровнем коррупции. Автором проведено исследование, целью которого являлось выявление особенностей формирования позитивного общественного мнения о милиции, связанного с получением населением сведений о ее деятельности. Внимание акцентируется на рассмотрении роли специфических коммуникативных эффектов в формировании положительной оценки населением работы милиции. Согласно результатам исследования, в основе динамики позитивной составляющей оценки общественным мнением деятельности милиции лежит использование субъективно значимых обстоятельств, касающихся взаимодействия населения с ее сотрудниками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-01-2009
Жаркын Жалиловна Шадыманова Социологические исследования. 2008.  № 4. С. 78-80. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-11-2009
Анатолий Дмитриевич Еляков Социологические исследования. 2009.  № 7. С. 85-94. 
В статье обобщаются фактические данные, позволяющие оценить состояние современной России с точки зрения использования компьютерных технологий и перспектив приближения к информационному обществу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-09-2011
Татьяна Валерьевна Владимирова Социологические исследования. 2011.  № 5. С. 123-129. 
Переосмыслено значение понятия "информационная безопасность", обозначающего защиту от угроз для общества и его граждан, обусловленных развитием сетевых коммуникаций. Наличие компетенций, связанных с ориентацией в сети - важнейший способ обеспечения информационной безопасности.
ресурс содержит прикрепленный файл