Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуск N1 за 1995 год

Опубликовано на портале: 23-06-2006
Александр Тарасович Хлопьев Социологические исследования. 1995.  № 1. С. 21-33. 
Слухи или, по терминологии автора, кривотолки – это не только отражение радикальных трансформаций в общественном укладе нашей страны и показатель кардинальных изменений в ее информационном пространстве, но и форма оценок и прогнозов людей, вербальная массовая реакция группового/индивидуального сознания на события, не получившие исчерпывающей официальной интерпретации. В тексте на материалах нескольких общероссийских опросов (1991–1994 гг.) рассматривается «технологическая цепочка» циркуляции неподтвержденных сведений в обществе, их происхождение, распространение как с помощью технических средств, так и в процессе межличностного общения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2006
А. В. Дмитриев Социологические исследования. 1995.  № 1. С. 5-11. 
Автор комментария рассматривает вопрос об изучении системы неформальных коммуникаций (слухов) в теоретическом аспекте. Отталкиваясь от философских, психологических, политологических и коммуникативных определений данного феномена, он предлагает социологическую его типологию, основанную на изучении структуры слухов: источник происхождения – адресат – носитель (посредник) – пространственно-временные ограничители. Такой монодисциплинарный анализ, хотя отчасти и упрощает объект исследования, но дает адекватное представление о социальной роли подобного рода межличностного и межгруппового взаимодействия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2006
В.В. Латынов Социологические исследования. 1995.  № 1. С. 12-17. 
В тексте анализируются наиболее общие механизмы функционирования слухов; выделяются основные факторы-детерминанты, способствующие устойчивой потребности людей в подобных недостаточно проверенных сведеньях неизвестного происхождения, передаваемых в процессе межличностного общения. Таковыми выступают: а) наличие у индивида субъективного ощущения нехватки информации по волнующему его вопросу; б) значимость темы для данной аудитории; в) уровень тревожности субъекта (отдельного человека, малой группы, социума); г) целенаправленное, дезорганизующее воздействие СМИ, публикующих с той или иной целью неверифицированные сведения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2006
Борис Владимирович Дубин, Антон Владимирович Толстых Социологические исследования. 1995.  № 1. С. 17-20. 
Обыкновенный слух – это частица «теневого мира» или «черного рынка» информации со всеми его минусами и издержками. Однако, по мнению авторов, с учетом склонности российского протообщественного мнения к морализаторству и неоправданно жесткому контролю над индивидуальной лояльностью волеизъявление в форме слухов может иметь определенный гуманистический потенциал. Неформальные коммуникации отчасти согласуют интересы людей на основе практического здравого смысла. Но переоценивать это обстоятельство и тем более идеализировать его – не нужно.
ресурс содержит прикрепленный файл