Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 01-10-2004
Тимур Алиевич Аймалетдинов Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 121-126. 
Речь идет о той неблагополучной ситуации, в которой оказалась Россия вследствие разрушения ряда отраслей, обеспечивавших в советский период высокотехнологичное производство. Осознать, к чему приводит технологическое отставание, важно в России уже сегодня, когда развитие информационного общества еще находится на ранней стадии. Представлена статистика по некоторым видам информационных технологий, в частности приводятся данные о росте российской аудитории сети Интернет. В статье отмечается, что в отличие от стран Западной Европы, где сетка отведенных для телевидения частот заполняется почти полностью, у нас даже в Москве в эфир выходит не более 10 программ ТВ, не ретранслируются телеканалы других городов и регионов собственной стороны, не говоря уже о трансляции зарубежных программ. Проблема «информационного неравенства» обсуждается как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле это неравенство в доступе к накопленным в обществе знаниям, связанное во многом с отличиями в образовательной подготовке. В узком смысле это «цифровое неравенство», т.е. «новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий». Здесь наряду с уровнем развития образования огромное значение имеют и такие факторы, как неравенство стран в сфере новых технологических разработок, а также экономическое и социальное неравенство.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-01-2005
Жанна Владимировна Чернова Социологические исследования. 2003.  № 2. С. 97-103. 
Цель данной статьи - анализ медиа-репрезентации образцов нормативной мужественности в сфере потребления. Маскулинность как категория тендерного анализа достаточно редко, по сравнению с фемининностью, является предметом специального изучения. Современные российские тендерные исследования фактически сводятся к "женским исследованиям", оставляя без внимания процессы формирования и трансформации мужественности. Однако для осмысления специфики тендерной культуры современной России изучение последних необходимо.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-01-2005
Ирина Наумовна Тартаковская Социологические исследования. 2003.  № 2. С. 87-96. 
Статья представляет собой развитие цикла исследований, посвященных репрезентации мужественности и женственности в советской и постсоветской прессе. Автором был уже опубликован ряд работ, анализирующих тендерные дискурсы советских и постсоветских периодических изданий. Главные выводы, которые позволил сделать такой дискурсивный анализ, состоят в следующем. Исследование советских газет выявило центральную роль государства как ключевого актора гендерной системы: отношения между мужчинами и женщинами формировались в соответствии с поставленной перед ними "высшей целью" - служением ему. В современной же ситуации, когда характер государства полностью изменился, мужчины и женщины оказались предоставленными самим себе, в результате чего сложившаяся в советскую эпоху гендерная система оказалась в состоянии кризиса. ------- Данная статья подготовлена в рамках проекта "Трансформация гендерных отношений постсоветской России" при финансовой поддержке INTAS (проект - INTAS-95-290).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2007
Алла Евгеньевна Чирикова Социологические исследования. 2003.  № 11. С. 13-21. 
Статья опровергает бытующее представление о том, что информационное пространство российских регионов развивается по единообразной схеме, а власти реализуют по существу унифицированную стратегию доминирования относительно региональных СМИ. Опрос экспертов гг. Самары и Ярославля (2001–2002 гг.) дает основание для иного вывода: политика властей относительно информационных акторов достаточно фрагментирована даже в пределах отдельно взятой территории. Она сильно персонифицирована и зависит главным образом от существующего уровня противостояния между отдельными политическими лидерами данного субъекта РФ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-01-2005
Вилен Николаевич Иванов, Михаил Михайлович Назаров Социологические исследования. 2003.  № 10. С. 20-29. 
В последней четверти XX в. в мировом развитии происходили важные процессы, оказавшие существенное влияние на практику мирового информационного обмена. Среди их причин выделяют совокупность кардинальных перемен, связанных с тенденциями глобализации. Значительная часть населения планеты оказалась включенной в новую информационную реальность, которая характеризуется существенно расширившимся доступом к разнообразным знаниям и сведениям. У аудитории появилась возможность обращаться к событиям в режиме реального времени, становиться их соучастниками. В целом соединение возможностей компьютера с сетями телекоммуникации "сжимает" время и пространство, уменьшает значение национальных границ, дает индивидам ощущение приобщения к некоторой глобальной общности. Вместе с тем, глобализация несет с собой противоречия социально-экономического и культурного порядка. Мы обратим внимание на те из них, которые имеют непосредственное отношение к проблематике медиа-глобализации производства и распространения материалов массовой коммуникации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-10-2007
Александр Васильевич Жаворонков Социологические исследования. 2003.  № 5. С. 107-113. 
Автор текста, сопоставляя результаты исследований адекватности восприятия людьми информационных потоков 1968 и 1991 г., приходит к следующему заключению. Между разделением людей на группы по уровню семиотической подготовки (возможности адекватно интерпретировать информацию) и уровнем их социально-политической активности имеется прямая зависимость. Чем более информировано население, тем оно более активно; чем меньше люди знают, тем длиннее лаг поверки ими неадекватных управленческих решений и выше непредсказуемость их социальных реакций и обыденного поведения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-10-2007
Владимир Николаевич Титов Социологические исследования. 2003.  № 11. С. 41-50. 
Если в представлениях населения принимающей страны и представителей иммигрантских общин социальные образы друг друга имеют эмоционально нейтральный и безоценочный характер, взаимодействие между этими двумя группами населения упрощаются и тяготеют к бесконфликтности. В России это пока не происходит, поскольку СМИ, информируя читателей о реальных проблемах адаптации мигрантов (особенно выходцев из Закавказья, Средней и Юго-Восточной Азии), используют «стигматизационные» характеристики – определения, изначально исключающие приезжих из числа «нормальных» социальных партнеров, с которыми возможно симметричное взаимодействие.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-03-2005
Лариса Агдасовна Бурганова, Петр Анатольевич Корнилов Социологические исследования. 2003.  № 6. С. 56-63. 
Образ войны включен в образ мира и, в свою очередь распадается на множество субобразов. Мозаичный характер сообщений СМИ не обеспечивает целостности восприятия чеченского военного конфликта. Образы СМИ могут способствовать консолидации общества в период испытаний, но могут и усиливать процессы социальной дезинтеграции, выступать катализатором кризисных явлений. Общественное сознание нередко оказывается в плену мифов. Образы апеллируют к определенным социальным группам и пытаются программировать их поведение, нередко открыто предлагая определенный алгоритм действий. Необходимо больше знать об этом процессе, чтобы избежать манипулирования общественным сознанием.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-10-2007
Тамара Васильевна Науменко Социологические исследования. 2003.  № 10. С. 39–46. 
Историографический очерк отечественной социологии массовых коммуникаций (СМК) как отдельного направления исследований, объект которых – протекающая в режиме реального времени массовая коммуникативная деятельность, а предмет – совокупность ее закономерностей. Как считает автор, в нашей стране теоретическая база СМК находится в состоянии формирования. В отсутствие согласованной системы научных категорий и общепринятого понятийного аппарата, снижающего ее методологическую значимость, выведение данной проблематики на уровень социальной философии маловероятно.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2004
Екатерина Юрьевна Протасова Социологические исследования. 2003.  № 5. С. 113-121. 
Представлены результаты изучения русскоязычной прессы Финляндии на базе выборки публикаций за 1992-2002 гг. по 8 газетам и журналам (объем - примерно 1200 страниц). Внимание обращается на освещение в ней специфики, сходства и отличий «финского» и «русского» в разных аспектах жизнедеятельности (уклад жизни, нравы и обычаи, бытовая культура, семейные отношения и воспитание детей, особенности школьного образования, отношение к труду, медицинское обслуживание и т.д.). Показано, что восприятие «своего» и «чужого» обострено у тех, кто прибыли в иную страну надолго или на постоянное жительство. Приводятся выдержки из анализируемых публикаций с высказываниями представителей разных групп населения (русских эмигрантов и самих финнов) об отношении финнов к русским и к русскому, а русских – к финнам и финскому. Также показаны некоторые ошибочные стереотипы восприятия финнов русскими (как флегматичной нации, как людей, сильно предрасположенных к потреблению алкоголя и т.д.). Выделены характеристики социально-психологических черт обоих народов (финны живут более замкнуто, чем русские, стараются не выражать открыто свои чувства, у них не столь короткая, как у русских, дистанция общения), отмечена забота финнов о сохранении природы, о чистоте, о собственном здоровье. Сообщается о достижениях Финляндии в экономической, политической и социальной сфере, в том числе в образовании и здравоохранении, а также в соблюдении прав и интересов национальных меньшинств.
ресурс содержит прикрепленный файл