Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Галина Георгиевна Силласте Социологические исследования. 2004.  № 12. С. 95-102. 
Современные сельские школьники выступают в качестве первого поколения рыночной формации, отличаются локализованной средой межкоммуникативных связей, в которой роль СМИ многократно выше, чем в городской среде, а влияние традиций, обычаев, микросоциума значительно сильнее, чем в городской семье. Для ответа на вопрос, в какой мере телевидение способствует реализации жизненных планов сельской учащейся молодежи, автор обращается к анализу моделей поведения и жизненных стратегий, которые выбирают учащиеся после окончания сельской школы. Использовалась многоступенчатая выборка, районированная по методу квот, с применением гнездовой при опросах в сельских школах. Объем выборочной совокупности 2467 респондентов, из которых 106 экспертов и 2361 учащийся из двадцати регионов семи федеральных округов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-09-2004
Валентин Петрович Баранников, Лидия Федоровна Матронина Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 102-107. 
Тема религиозности в информационном обществе рассматривается в связи с глобальным духовным кризисом, ранее всего (более 100 лет назад) проявившимся в передовых странах Запада. В России этот кризис начался недавно, и кризисные явления в духовной сфере приняли у нас более острый характер, поскольку совпали с экономическим и политическим кризисом, а сам процесс был «сжат» во времени. Выделены два основных типа религиозности как социально-психологической характеристики личности – традиционная и формальная. В более широком смысле данные типы – это способы социальной идентификации и социальной адоптации. Традиционная религиозность связана с традиционным обществом, в котором наибольшая часть занятости падает на материальное производство и сферу обслуживания материального потребления и лишь малая часть относится к сфере духовного производства. Традиционная религиозность обусловлена социальными факторами: относительная стабильность социальной жизни, мало меняющийся во времени массив социальной информации. Поэтому «вытеснение» традиционного общества информационным предстает как неизбежное явление. С этим связана утрата искренности традиционной религиозности, прежних социальных идеалов и норм, которые обеспечивали выживание этноса и индивида. Формальную религиозность при соблюдении обрядовой стороны отличает равнодушие к религии и вере. Приведены данные эмпирических исследований по изучению религиозности российской молодежи. Сделан вывод о необходимости формирования толерантного сознания как задаче нового Просвещения эпохи информационного общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-09-2004
Анатолий Дмитриевич Еляков Социологические исследования. 2004.  № 8. С. 95-100. 
Рассмотрены вопросы качественно-количественного описания «информационных ножниц» – неравенства между странами и различными категориями граждан в доступе к информационным сетям. Представлены обобщенные способы количественного измерения «информационного неравенства», в том числе «индекс информационного общества» (ИИО), включающий показатели по четырем группам: компьютерной, информационной, сети Интернет и социальной инфраструктур. Приводится статистика по странам: значения индекса ИИО, распределение пользователей сети Интернет по регионам мира и по странам Европы. Отмечается, что информационная революция на начальном периоде вызвала сильное информационное расслоение. Теперь пришло время для постепенного сглаживания этого перекоса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-09-2004
Ренальд Хикарович Симонян Социологические исследования. 2004.  № 6. С. 98-106 . 
Отмечается, что российские медиа слабо освещают факты правовой дискриминации русского населения в странах СНГ, но широко и часто неадекватно комментируют нарушения прав русскоязычного населения государств Балтии. Представлен материал дискуссий о переводе русских школ стран Балтии на обучение на титульном языке, вызывающем недовольство части русского населения, демарши российских парламентариев и реакцию возмущения в российских СМИ. По мнению автора, со стороны российского правительства имеет место недостаток реальной заботы о русских в этих странах и помощи русским мигрантам из стран Балтии и СНГ. Материальные условия жизни русских в Балтии в целом выше, чем в самой России и их миграция оттуда в Россию намного ниже, чем из Казахстана и Узбекистана.
Опубликовано на портале: 29-06-2006
Михаил Ю. Лихобабин Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 94-102. 
В своей статье автор рассматривает принципы формирования социально-этичной рекламы как одной из форм массовой коммуникации. Подчеркивается важность принципов глобальности и общественного участия в решении данной проблемы. Одновременно в статье выдвигается проблема создания международного комплекса критериев оценки этичности рекламы. В Приложении к статье автор предлагает сформулированный им комплекс «принципов этичности рекламы» и «индекс этической корректности», применимые для анализа рекламной деятельности, осуществляемого государственными и общественными советами по рекламе.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Ирина Анатольевна Бутенко Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 138-141. 
Данная статья является рецензией на книгу Эрика Лора "Национализация Российской империи" (Lohr E. Nationalizing the Russian Empire: the Campaign Against Enemy Aliens During World War I. Cambridge, Mass.; L.: Harvard University Press; Russian Research Centre Studies. 2003. No. XI), посвященной официальной политике России во время Первой мировой войны в отношении к подданных и выходцев из стран, воюющих с Россией. Рецензент размышляет над тем, как государство решает свои экономические проблемы за счет тех, кто, по его мнению, является "не совсем" гражданами; как оно делит население на друзей и врагов и соответственно с ними поступает.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-07-2005
Юрий Николаевич Мазаев Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 106-115. 
В последнее время в ряде СМИ отмечается спад доверия граждан к работникам органов внутренних дел в связи с высоким уровнем коррупции. Автором проведено исследование, целью которого являлось выявление особенностей формирования позитивного общественного мнения о милиции, связанного с получением населением сведений о ее деятельности. Внимание акцентируется на рассмотрении роли специфических коммуникативных эффектов в формировании положительной оценки населением работы милиции. Согласно результатам исследования, в основе динамики позитивной составляющей оценки общественным мнением деятельности милиции лежит использование субъективно значимых обстоятельств, касающихся взаимодействия населения с ее сотрудниками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-07-2005
Yan Buntshak
Перев.: Наталья Васильевна Коровицына (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 115-119. 
В целом, по своему набору общественных ценностей Словакия является обычной европейской страной, без какой-либо выраженной специфики. Сопоставляя результаты анализа ценностей населения Словакии в 1991 и 1999 гг., автор обнаруживает не радикальные перемены, но заметные содержательные сдвиги. Можно говорить о четырех или пяти сферах, в которых произошли изменения в системе ценностей населения Словакии: отношение к другим людям и социальным группам, труд и оценка труда, религиозность и духовная жизнь, оценка положения мужчин и женщин в обществе, а также изменения в семье и в политике.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2006
Галия Жунусовна Ибраева, Светлана Юрьевна Петренко, Юрий Очирович Булуктаев Социологические исследования. 2004.  № 6. С. 106-111. 
Исследование проведено в 2003 г. методом экспертного опроса. Основная его цель - изучение параметров и текущего состояния медиапространства Казахстана. В качестве экспертов выступили руководящие работники масс-медиа, журналисты, редакторы, ведущие сотрудники СМИ, преподаватели факультета журналистики КазНУ. Были выдвинуты две гипотезы: современное состояние национального медиапространства определяется степенью интегрированности в региональное и мировое медиапространство, а также темпами развития информационно-компьютерных технологий; отношение к проблемам развития медиапространства Казахстана у казахскоязычных и русскоязычных журналистов должно быть существенно различным.
ресурс содержит прикрепленный файл