Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Феликс Изосимович Шарков, Вера Ивановна Баранова Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 106-110. 
В статье рассматриваются некоторые особенности проведения мониторингов по изучению воздействия СМИ на их аудиторию, которую авторы определяют как "устойчивую совокупность людей, возникающую на основе общности их интересов и потребностей" (с. 106). По мнению авторов, методика систематического наблюдения за процессом воздействия СМИ на аудиторию, а также определения ее реакции на на эти воздействия пока не разработана. Ввиду того, что восприятие и оценка полученной от СМИ информации оказывается различной в разных социальных группах, авторы считают необходимым сочетание мониторинга с другими методами сбора денных. При характеристике этапов подготовки и проведения мониторинга воздействия СМИ внимание акцентируется на важности и ответственности этапа подбора экспертов. Рассмотрен перспективный метод сбора информации о просмотре передач исследуемыми зрителями путем добавления к традиционно используемым дневникам просмотра особой техники фиксации характеристик пользователя (устройств, при нажатии кнопок которых зритель вводит соответствующую информацию о себе). Основное внимание в статье уделено процедурным вопросам подготовки подобного мониторинга СМИ - сбор сведений для формирования выборки, конструирование панели исследования, контроль качества работы панели, установка датчиков у респондентов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Анна Викторовна Любарская Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 142-143. 
Автором проведен пилотажный Интернет-опрос о перспективности расширения интерактивного обучения как формы получения дополнительного профессионального образования. В опросе приняли участие 102 человека в возрасте 20-30 лет – жители Москвы, Подмосковья, Новосибирска, Республики Татарстан, Бурятии, Урала. Более половины участников опроса считают реальными возможности дополнительного профессионального образования путем использования Интернет-курсов. Это относится не только к повышению квалификации, но отчасти и к получению второго высшего образования. В то же время респонденты отмечают ряд проблем данной сферы образовательных услуг, среди которых: сложность сертификации таких программ и курсов, отсутствие живого общения, невозможность точно идентифицировать личность учащегося. Для 75% респондентов предпочтительным способом обучения является посещение учебного заведения плюс образование через Интернет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-02-2005
Елена Николаевна Юдина Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 114-117. 
Представлен сценарий учебной игры, апробированной автором в практических занятиях по социологии для студентов Московского педагогического государственного университета. Игра представляет собой научный диспут двух противоборствующих команд – «журналистов» и «социологов». «Журналисты» выступают с аргументацией в защиту интерактивных опросов (отмечают, к примеру, что эти передачи придают программам большую динамичность и остроту, привлекают внимание людей к проблемам общественной жизни, обеспечивают их открытое обсуждение, позволяют слушателям или зрителям открыто выразить свое отношение к событиям и т.д.). Социологи» выступают в роли критикующей стороны, что естественно, поскольку метод интерактивного опроса применяется почти исключительно журналистами, тогда как социологи в исследованиях общественного мнения пользуются иными методами. Критические аргументы "социологов": интерактивные опросы не репрезентативны, в них проявляется «эффект толпы», т.е. склонность присоединиться к мнению большинства, они могут использоваться телеведущим в целях манипулирования общественным мнением и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-08-2005
Анатолий Дмитриевич Еляков Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 114-121. 
Рассмотрены социальные проблемы перегрузок информацией, порождаемые переходом развитых стран мира к информационному обществу. Приводятся цифры, характеризующие рост темпов производства и скоростей передачи информации, сообщается о гигантском накоплении «информационного мусора». Обращается внимание на падение качества информации, на усложнение поисков нужных материалов, отбора и переработки данных. Сообщается о возросшей утомляемости, ослаблении внимания и частых стрессовых состояниях, связанных с высокой интенсивностью информационной деятельности. Персональные компьютеры не позволяют справиться с этими перегрузками при отсутствии системы организации и упорядочения информации. Налицо обострение противоречия между различными структурами общества как производителями неиссякаемого потока информации и пользователями, обладающими ограниченными возможностями ее восприятия. Автор делает следующие выводы: (1) необходимо четкое определение целей деловой активности, развитие способности отсеивать информацию и использовать только необходимую; (2) следует формировать информационную культуру, вырабатывать рациональные приемы и методы управления «производством» информации, а также ее «освоения».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2006
Галина Борисовна Кораблева, Наталья Леонидовна Антонова, Мария Вячеславовна Герасимова Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 142-144. 
В фокусе исследования оказались клиенты, руководители и специалисты международных брачных агентств г. Екатеринбурга. В рамках исследования в 2002 г. методом полуформализованного интервью было опрошено 60 клиенток в возрасте от 20 до 45 лет. В 2003 г. также проинтервьюированы 10 специалистов международных брачных агентств. Изучались мотивы респонденток и мнение экспертов о шансах той или иной категории невест на международном брачном рынке. В работе выведена условная типология клиенток названных агентств.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2006
Игорь Евгеньевич Москалев Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 156-157. 
Рецензируется книга: Хермекинг М. КУЛЬТУРЫ И ТЕХНИКА: ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРАНСФЕР КАК ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРОССКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ. НА ПРИМЕРЕ АРАБСКОГО, РУССКОЯЗЫЧНОГО И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО РЕГИОНОВ. МЮНСТЕР; НЬЮ-ЙОРК; МЮНХЕН; БЕРЛИН: ВАКСМАНН, 2001. 238 с. (на нем. языке)
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-05-2005
Геннадий Петрович Бакулев Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 105-114. 
Нормативные теории массовой коммуникации имеют дело с "идеальными вариантами" деятельности в области масс-медиа. Автор отмечает, что во второй половине XX в. правительства ведущих стран запада занялись разработкой принципов политики в области масс-коммуникаций. К этому их подталкивали концентрация собственности и монополизация в сфере масс-медиа, грозящие нарушением прав граждан на получение достоверной информации, рост объема мультимедийных операций, увеличение влияния на общество телевидения, а затем и Интернета "как социальной силы, превосходящей или вытесняющей другие агентства социализации и контроля". Первой попыткой сравнительного описания теорий СМИ стал труд Зиберта, Петерсона и Шрамма «Четыре теории прессы», изданный в 1956 г. Зиберт определил свой подход как нормативный, поскольку ставил задачу показать не то, как СМИ реально функционируют в обществе, но скорее то, как они могли бы функционировать, как им надо было бы функционировать, согласно некоторым критериям, отвечающим характерным для данного конкретного общества нормам и ценностям. Он выделил четыре типа теорий СМИ: авторитарные, либертарианские, социальной ответственности и советских медиа. Позднее этот подход развивали далее, дополняли и модифицировали другие авторы, с сохранением исходных положений. В 1980-е гг. Маккуэл предложил дополнить "концепцию четырех теорий" еще двумя: медиа развития, а также демократического участия (партиципаторная модель). Черты авторитарной теории прослеживаются, согласно Зиберту, в до-демократических, явно диктаторских и репрессивных обществах. Либертарианская, или теория свободной прессы рассматривает проблемы обеспечения права на информацию при соблюдении законов и ограничений, соответствующих нормам, принципам и ценностям либерально-демократического государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Евгений Петрович Тавокин Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 100-106. 
Представлены результаты экспертного опроса, проведенного автором в июле-сентябре 2004 г. среди слушателей и курсантов Российской академии государственной службы при Президенте РФ для выявления эффективности СМИ в информационной поддержке реформ, проводимых органами государственной власти. Объем экспертной группы – 60 человек. Экспертам предлагалось, в частности, оценить, насколько полно СМИ проинформировали население о четырех реформах: пенсионной, административной, реформе ЖКХ и государственной службы. Выяснилось, что опрошенные в большинстве случаев оценивают полноту информирования по реформам как "слабую"; что же касается реформы госслужбы, то 51,7% экспертов считают, что граждане о ней "совсем не информированы". Причина этого, по мнению экспертов, прежде всего, связана с самими СМИ (почти половина опрошенных уверена, что СМИ выражают мнения не более чем 10% населения). Другая причина обусловлена низким интересом граждан к реформам ввиду их абстрактности и слабой ориентации на решение проблем населения. В заключении представлены выводы и предложения по проведению информационной политики, по улучшению взаимоотношений исполнительной власти с прессой и с населением.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Иван Александрович Климов Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 93-100. 
Автор обращает внимание читателей на наличие принципиальных расхождений в восприятии социальной роли телевидения между телезрителями и теми, «кто делает телевидение». Для их преодоления крайне важно, на его взгляд, «изменить угол зрения на проблему взаимоотношений общества и СМИ, и, в частности, телевидения» (с. 93). Констатируется, что поскольку теперь телевидение выступает как элемент повседневной жизни большого числа людей, затрачивающих на просмотр телепрограмм немалую долю времени, важно разобраться с тем, как, в каком плане оно влияет на их восприятие окружающего мира, на их представления о мире. Констатируется,что влияние ТВ-потока на индивида в немалой степени зависит от его индивидуальных психологических характеристик, от его образа жизни и от условий, которые влияют на его повседневную жизнь. Рассмотрены характеристики телевидения как социального института и инструмента передачи знаний о мире.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-07-2005
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 106-113. 
Исследуется процесс становления среди социологов научных сетевых сообществ как профессиональных объединений людей, осуществляющих обмен информацией и научное общение, когда их контакты опосредованы информационными технологиями (Интернет, электронная почта, чаты, форумы и др.). Интернет дает возможность вступать в информационное взаимодействие независимо от расстояний и государственных границ, получать доступ к множеству ресурсов и баз данных, что позволяет рассматривать его в качестве среды, открывающей пути к формированию новых профессиональных объединений. Сообщается о появлении в России первых таких объединений на базе отдельных сайтов (виртуальные лаборатории и сетевые клубы). Для проверки гипотезы о постепенном формировании в России сетевых научных сообществ автор провела в ноябре 2003 – феврале 2004 г. пробное исследование «Социологи в сети». Используемые методы: письменное анкетирование по электронной почте, анализ содержания «социологического» российского Интернета и экспертные интервью. Некоторые результаты: Интернет используется социологами преимущественно для оперативных контактов с коллегами в России и за рубежом, и в гораздо меньшей мере – для участия в сетевых конференциях и форумах. В сетевых проектах участвует лишь четвертая часть опрошенных, имеют личную страницу в Интернете лишь 19% опрошенных. Научное сетевое сообщество социологов России пока существует только фрагментарно.
ресурс содержит прикрепленный файл