Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 28-02-2007
Наталья Николаевна Зарубина Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 3-12. 
Автор рассматривает способность денег устанавливать не только экономические, но и социальные связи. Обращается внимание на то, что в архаических обществах деньги имели множественные формы, каждая из которых использовалась в конкретных отношениях: при платеже податей, штрафа, калыма и т.д. Французский социолог С. Московичи вслед за Г. Зиммелем показал, что историческая эволюция денег представляла собой переход от осязаемых денег к символическим деньгам как знакам рыночного обмена. Дается ссылка на М. Маклюена, отметившего, что печатное слово как средство коммуникации подготовило общество к восприятию стандартизации и "умению переводить свои желания и устремления в статистику с помощью рыночных механизмов предложения и спроса и визуальной технологии цен". Когда складывается развитый рынок, деньги начинают выступать не более чем знаками меновой стоимости вещей. Автор отмечает, что Карл Маркс одним из первых обратил внимание на коммуникативную роль денег в качестве универсальной абстракции рыночного обращения, когда показал, что в капиталистическом обществе они становятся всеобщим мерилом самых разных качеств. В современном обществе, как утверждает Ж. Бодрийяр, деньги превращаются из "символических" в "семиотические" знаки рынка. Это уже деньги-символы, деньги-симулякры, не отражающие уже меновой стоимости и "освобождающиеся" даже от рынка. "Финансовые потоки становятся самодостаточной реальностью, виртуальной экономикой, за которой не стоят процессы, происходящие в реальных секторах" (с. 6). Согласно его концепции, "семиотические" деньги превращаются в "холодное средство коммуникации, не несущее содержательной информации. Представлена попытка американской исследовательницы В. Зелизер опровергнуть закрепившееся в социологии представление о деньгах как устанавливающем коммуникацию универсальном коде.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Борис Сергеевич Гладарев Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 68-76. 
В статье анализируются результаты полевого исследования: "Пользователи мобильных телефонов в России. Сетевая перспектива". Оно было проведено автором в Петербурге при поддержке France Telecom и Teleno, включало 14 глубинных интервью с 7 мужчинами и 7 женщинами (20-30 лет) и организацию ведения дневников повседневной коммуникации (записи в них вели информанты). Выявлены гендерные отличия в историях покупки мобильного телефона. Женские истории опираются на дискурсивную модель, обозначенную автором как "найди меня": сотовый телефон облегчает возможность быть "позванной" или "приглашенной". Мужские нарративы связаны с соображениями эффективности и престижа ("считалось очень престижно"; "захотелось выделиться в обществе"). Имеют место существенные отличия между мужчинами и женщинами в предпочтениях в отношении размеров, дизайна, оформления изделий (женщины чаще выбирают миниатюрные аппараты с откидной крышкой, яркой окраской и обилием аксессуаров). В ходе изучения дневников коммуникации автор установил следующее: 1. Женщины говорят по мобильным телефонам менее продолжительно, чем мужчины, но делают и принимают больше звонков. 2. Направление звонков и SMS характеризуется гетеросексуальной симметрией (женщины чаще общаются с мужчинами, а мужчины – с женщинами). 3. Анализ распределения звонков по ситуациям и целям общения ("координация совместных действий", "ухаживающие звонки", "помощь и консультации", "деловые ситуации") не позволил выявить заметных гендерных отличий. Автор соглашается с выводом норвежских исследователей Р. Линга и Б. Иттри, что в плане практического применения мобильные телефоны относятся к гендерно нейтральным технологиям.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-04-2007
Татьяна Алексеевна Бондаренко Социологические исследования. 2006.  № 9. С. 114-119. 
Автор методом ассоциативного эксперимента исследует стереотип восприятия гражданами сотрудника ОВД, а также выясняет посредством анкетирования источники формирования общественного мнения о деятельности милиции. Кроме того, в статье приводятся результаты анализа социально-демографических данных аудитории наиболее популярных «милицейских» сериалов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Евгений Петрович Тавокин Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 3-10. 
Рассматривается изменение содержания термина информация в ходе развития науки и технических средств массовых коммуникаций (первая половина XX века - Д. Хартли, Н. Виннер, К. Шеннон). Констатируется, что в настоящее время "информация" выступает (в наиболее широкой трактовке) "как общенаучное понятие, означающее обмен данными не только между людьми, но и между человеком и автоматом, между автоматом и автоматом, а также обмен сигналами в животном и растительном мире" (с. 4). Автор критикует те подходы, в которых информация выступает как некая особого рода сущность, истолковывается как "имманентное свойство материи", "первооснова Вселенной" и т.д. Обращается внимание на то, что в самоуправляемых и самоорганизующихся системах взаимодействие компонентов друг с другом и с внешней средой имеет особую отражательную функцию и отличается избирательностью. Автор предлагает свое определение информации как материализованного результата сознательного или безсознательного отражения субъектом определенных фрагментов реального или идеального мира, предназначенного для восприятия другим(и) субъектом(ами). Выделены такие функции информации, как коммуникативная, управленческая, научно-познавательная, учебно-ворспитательная, идеолого-пропагандистская.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Лейсан Наилевна Салахатдинова, И Б Кузнецова-Моренко Социологические исследования. 2006.  № 2. С. 120-127. 
Контент-анализ телепрограмм за период с июня 2003 по июнь 2004 г. Кроме информационных программ в поле зрения исследователей находятся передачи, посвященные специфическим проблемам ислама. Авторы анализируют видеоряд, тематику и доминирующие оценки мусульман.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Владимир Александрович Барсамов Социологические исследования. 2006.  № 2. С. 62-64. 
В выборке, подвергнутой анализу, представлены все статьи и материалы «Независимой газеты», «Коммерсанта», «Советской России» в которых содержится слово «Беслан» с 1 по 17 сентября 2004 г. Рассматривалась только частота использования тех или иных слов (мы \ они, террористы \ бандиты, боевики \ сепаратисты и т.п.) без оценки контекста их использования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-07-2007
Михаил Юрьевич Мартынов Социологические исследования. 2006.  № 12. С. 119-121. 
Автор обращает внимание на то, что предмет и задачи такой учебной дисциплины как социология массовых коммуникаций до сих пор не определены, хотя она и введена в образовательный стандарт по специальности «Связи с общественностью». В качестве первого шага к исправлению ситуации в статье предлагается разделение предметов таких нетождественных дисциплин, как «социология массовых коммуникаций» и «теория массовых коммуникаций».
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Ольга Николаевна Аксенова Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 142-143. 
Сравниваются предпочтения учащихся школ, студентов вузов и учащихся ПТУ и техникумов в отношении просмотра ими общественно-политических телепередач. Исследование проведено в 2002 г. в городе Воронеж (руководитель - кандидат исторических наук Е.Ю. Красова). Метод сбора данных - анкетный опрос (N=200). Некоторые результаты: 1. Доля аполитичной молодежи наиболее значительна среди учащихся ПТУ (57,5%) и техникумов (42,5%). 2. Из новостных передач молодежь отдает наибольшее предпочтение программе "Время" (ОРТ) (55%). 3. Только у 12,5% респондентов просмотр политических программ не вызывают никаких чувств, среди 43,%% респондентов эти программы вызывают интерес, у 29% - рождают чувства тревоги и неуверенности в будущем, у 21% - пробуждают надежды на будущее.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-07-2007
А.В. Шариков Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 95-103. 
Главным образом, автор рассматривает путь, который государственное телевидение прошло от авторитарной, но социально ответственной модели до высокой степени либерализации с последующим откатом к слабому авторитаризму. В статье уделено внимание и истории частного телевидения, а также эволюции коммерческих интересов, связанных с телевидением.
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Нелли Александровна Романович Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 77-84. 
Рассматривается место и роль СМИ в современном российском обществе. Представлены материалы исследования, проведенного в 2004 г. в Воронеже Институтом общественного мнения "Квалитас" совместно с Центрально-Черноземным центром защиты прав СМИ. Опрашивались главные редакторы, их заместители, корреспонденты, заведующие отделами, ведущие различных программ, обозреватели и другие работники. Полученные результаты сопоставляются с данными опроса жителей Воронежа (не журналистов), проведенного в том же 2004 г. Сообщается, что в 2004 г. большинство опрошенных журналистов (57%) выразили мнение, что свобода слова в России отсутствует. В то же время большинство опрошенных жителей города (51%) - напротив, полагают, что в России существует свобода слова и, в частности, свобода печати. Высказывания журналистов об угрозе свободе слова сочли преувеличением 47% от числа опрошенных горожан. Определенная часть не журналистов (14%) даже согласилась с утверждением, что свобода печати ныне чрезмерна и переходит во вседозволенность. Представлены также высказывания журналистов о коллегиальности руководства СМИ, о проявлениях давленя на них со стороны местных властей. В ходе опроса журналистов ставился вопрос и о том, что для них окажется важнее в критической ситуации: профессиональный долг или чувство самосохранения? Опрошенные работники СМИ сетуют на "атомизацию" профессиональной деятельности, на то, что они "разучились принимать корпоративные решения", "разбежались по углам". В заключение автор констатирует, что журналистское сообщество становится все более политизированным и коммерционализированным, и коммерческие интересы диктуют основную линию поведения конкретного СМИ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-07-2007
Ирина Альбертовна Халий Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 104-108. 
В статье рассматривается отношение населения Пермской области к гражданской активности в целом и к деятельности конкретных общественных организаций, определяется, какой образ гражданского общества формируется региональной и местной прессой. Отправная точка для исследования местных СМИ была установлена посредством проведения фокус-групп с представителями НПО, научного сообщества и структур власти.
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Роман Владимирович Черкасов Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 85-88. 
Приводятся результаты исследования, проведенного в марте 2005 г. в Омской области сотрудниками филиала ГУ ВНИИ МВД России по Западной Сибири (N=500) в целях изучения источников информирования населения о деятельности милиции. Выяснялись предпочтения читателей сообщений по правоохранительной тематике, а также то, как они оценивают степень объективности освещения в СМИ работы милиции. Как было установлено, самым массовым источником получения информации по правоохранительной тематике остается телевидение. Степень доверия наиболее высока в отношении передач Центрального телевидения о милиции: 25% респондентов считают ее достаточно правдивой. Газетным публикациям доверяют только 12% . Установлено, что среди регулярных получателей материалов о милиции к документальным источникам обращаются от 15 до 30% респондентов, к художественным - от 40 до 65%. Рассматриваются сложившиеся стереотипы общественного мнения в отношении милиции. .
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Оксана Акимовна Даниленко Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 89-98. 
В статье рассматриваются вопрос о соотношении предметных полей социолингвистики и лингвосоциологии в анализе выражения конфликта в языке. Подчеркивается необходимость разработки лингвосоциологических моделей конфликта, учитывающих особенности языка конфликтов применительно к разным социальным группам. Отмечается, что в современной социолингвистике предметом исследований все чаще становится изучение конфликтных ситуаций в мультикультурных обществах, где взаимодействуют различные этносы и субкультуры; многие из них посвящены анализу билингвизма и диглоссии. При этом в тени оказываются проблемы влияния языковых структур и процессов на функционирование социальных институтов, институционализацию новых социальных практик на различных уровнях, а также взаимосвязь ценностных и речевых ориентаций в контексте этих проблем. Этот пробел понемногу восполняет новая дисциплина - лингвосоциология. Автор отмечает важность интеграции различных подходов к изучению языка конфликтов. Здесь необходимы как общая теория (важный ориентир - конфликтологическая интерпретация идей Т. Парсонса, наряду с микросоциологией И. Гофмана), так и анализ повседнеых практик коммуникации. Исследовательская стратегия может сочетать в себе анализ языка конфликта одновременно и как средства коммуникации и как средства интерпретации.
ресурс содержит прикрепленный файл