Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуск N2 за 2007 год

Опубликовано на портале: 06-09-2007
Надежда Владимировна Корытникова Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 85-93. 
В статье рассматривается роль Интернет-технологий в становлении информационного общества. Проанализированы понятийные конструкции, используемые М. Кастельсом в изучении «культуры реальной виртуальности» (на материале книги: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000). Отмечается, что согласно Кастельсу распространение телевидения означало завершение господства "галактики Гутенберга", т.е. системы коммуникации, в которой доминировали "типографское мышление и фонетический алфавит", на смену которой приходит "галактика Маклюэна" с широким распространением аудиовизуальных и мультимедийных технологий, ориентирующих на образное восприятие. Рассмотрено содержание понятий "виртуальный объект" и "реальная виртуальность" (погружение реальности в виртуальные образы). Выявлены социальные последствия развития сетевых коммуникаций, такие как трансформация социальной структуры, массовизация культуры, децентрализация и плюрализация источников информации. Рассматриваются характерные особенности коммуникаций в сетевых сообществах.
Опубликовано на портале: 21-12-2007
Ирина Александровна Мальковская Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 76-85. 
В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием "информационного общества", анализируется содержание понятий "коммуникация" и "интеракция". Рассматриваются подходы к коммуникативному обществу И. Валлерстайна, Ю. Хабермаса, Ж. Бодрийяра и М. Кастельса. Автор отмечает, что согласно Ж. Бодрийяру, массовая информация становится информацией для масс, при этом уже не происходит передачи содержательных идей. Сообщение, идея, истина предназначены для "избранных". Массам нужен погружающий в гипноз медиум, а также идол и симулякр. Социологи выражают озабоченнность обретением СМИ мощных технических возможностей манипулировать сознанием и поведением граждан. Обращается внимание на то, что интернет-технологии создают пространства "вневременья" с акцентом на настоящем и на внеисторическом существовании (с. 80).