Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 322

Опубликовано на портале: 01-02-2004
Андрей Римович Тузиков ПОЛИС: Политические исследования. 2002.  № 5. С. 123-133. 
На примерах показывается, что изучение идеологии в современных обществах тесно связано с изучением социально-политической и культурной роли масс-медиа. Масс-медиа, с одной стороны, – пространство функционирования идеологии, а с другой – мир символических конструкций языка, аудио- и видеообразов. В медиа-пространстве идеология проявляется в самых разных формах, в т.ч. скрытых. В данной статье рассматриваются: специфика медиа-конструирования социальной реальности, проявления идеологии в программах новостей, в голливудской продукции, в “мыльных операх”, в музыке стиля рэп и, наконец, в рекламе.
Опубликовано на портале: 04-05-2010
Анастасия Ефимова Бизнес.Общество.Власть. 2010.  № 3. С. 127-138. 
Представленная статья рассматривает одну из ключевых проблем коммуникации в эпоху постмодерна: информационной перегрузки и ее последствий. Автор анализирует трансформации, произошедшие в обществе, раскрывает особенности информационно-технологической парадигмы и причины, вызывающие информационную перезагрузку.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-01-2005
Вилен Николаевич Иванов, Михаил Михайлович Назаров Социологические исследования. 2003.  № 10. С. 20-29. 
В последней четверти XX в. в мировом развитии происходили важные процессы, оказавшие существенное влияние на практику мирового информационного обмена. Среди их причин выделяют совокупность кардинальных перемен, связанных с тенденциями глобализации. Значительная часть населения планеты оказалась включенной в новую информационную реальность, которая характеризуется существенно расширившимся доступом к разнообразным знаниям и сведениям. У аудитории появилась возможность обращаться к событиям в режиме реального времени, становиться их соучастниками. В целом соединение возможностей компьютера с сетями телекоммуникации "сжимает" время и пространство, уменьшает значение национальных границ, дает индивидам ощущение приобщения к некоторой глобальной общности. Вместе с тем, глобализация несет с собой противоречия социально-экономического и культурного порядка. Мы обратим внимание на те из них, которые имеют непосредственное отношение к проблематике медиа-глобализации производства и распространения материалов массовой коммуникации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2006
Борис Владимирович Дубин Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2003.  № 1 (67). С. 17-27. 
Предмет статьи - не сама конструкция идентификации россиянина и не содержательный состав значений, которые в эту конструкцию входят. Автора в первую очередь интересуют институциональные механизмы поддержания и воспроизводства коллективной идентичности российского социума, прежде всего, работа масс-медиа, а также перемены, которые произошли в их деятельности и составе. Иными словами, речь в статье идет об уровнях (рамках) идентификации и формах (каналах) коммуникации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-10-2007
Наталья Владимировна Колесник Журнал социологии и социальной антропологии. 2003.  Т. 7. № 4. С. 116-134. 
В статье представлен анализ трансформации региональных СМИ (на примере Республики Коми), который рассматривается через призму властных отношений. В поисках вариантов ответа на один из главных вопросов исследования,  кто же является субъектом власти информационного поля в регионе,  различается два главных действующих сообщества, гипотетически влияющих на процесс функционирования региональных СМИ. Эти субъекты информационной власти предстают как конкурирующие группы, имеющие собственные интересы, ресурсы, идеологии: журналистское сообщество в лице ее элиты, которая в элитологии традиционно именуется как интеллектуальная элита, и властное элитное сообщество региона (административный, политический, экономический сегмент).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-11-2005
Ирина Кучма Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 2. P. 78-90. 
Автор анализирует современные подходы к исследованию отношений между медиа и властью. Государственные и экономические устои общества легитимируются культурной системой на основе культурного капитала, формируемого par excellance символической властью и популярной культурой и транслируемого посредством СМИ. Медиа-культура имеет двоякую сущность: СМИ зависят от господствующих политических институтов, а те, в свою очередь, – от СМИ. Это противоречие отражается в новостном дискурсе, в разнообразии подходов, в идеологическом инструментарии медиа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2006
Борис Владимирович Дубин Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005.  № 2 (76). С. 22-29. 
Предмет анализа в данной статье — динамика оценок медиа их реципиентами. Вместе с тем автор обобщает сдвиги в функциональной организации самих коммуникативных каналов. Основной проблемой в статье является феномен усредняющей массовизации (гомогенизации) на обоих этих уровнях социума — и коммуникаторов, и коммуникантов, механизмы этого процесса, его социальная цена и последствия. Отдельные аспекты перечисленного уже рассматривались автором в предыдущих публикациях, задача этой статьи — систематизировать и осмыслить имеющийся, в немалой степени уже опубликованный эмпирический материал.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2010
Виктор Петрович Коломиец Социологические исследования. 2010.  № 1. С. 58-66. 
Статья посвящена описанию медиасреды и медиапотребления в российском обществе. На основе анализа результатов общероссийского социологического исследования "Телевидение глазами телезрителей " показана динамика и особенность трансформации медиасреды, представлены некоторые тренды медиапотребления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2010
Виталий Куренной Отечественные записки. 2003.  № 4.
Развлекательная роль медиа хорошо иллюстрирует протеевский характер их функций, когда, например, за фасадом развлечения обнаруживается политическая и социальная идеология. В этой ситуации постоянного перекодирования одних функций в другие, вызванной действием внешних по отношению к самим СМИ универсализированных подсистем, практически невозможно говорить о какой бы то ни было автономии «четвертой власти». Лишь испытывая давление и решая задачи, поставленные другими институтами, эта кровеносная система современного общества способна нормально функционировать. Она не обладает самоорганизующейся логикой, которая позволяла бы ей претендовать на автономную самостоятельность. Только жесткие корпоративные правила, продиктованные рыночной системой отношений, могут заставить, например, «честно» функционировать систему деловых новостей, способных тем самым зарабатывать на своем авторитете и репутации. И если мы когда-нибудь и сможем рассматривать СМИ как достаточно устойчивый и относительно автономный субъект, то это произойдет, по-видимому, не раньше, чем они смогут миновать длительный нормализующий период подчинения тем формам универсализации, по отношению к которым они сами есть всего лишь средство.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-03-2011
Б.К. Паттнаик Социология науки и технологий. 2010.  № 1. С. 174-185. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-11-2008
Надежда Гегамовна Багдасарьян Философия социальных коммуникаций. 2006.  № 1.
Времена всеобщих опасений негативных последствий глобализации, связанных с возможностью утраты культурной идентичности, и одновременно с этим бушующего некоренного населения Франции и Бельгии, выводят разговор о межкультурных коммуникациях в плоскость определенного риска. Имея в виду замечание Н. Лумана о том, что исторически слово «риск» стало востребованным тогда, когда у людей появилось осознание ответственности за свою деятельность, за принятые решения, автор подчеркивает чрезвычайно острый характер современного дискурса о межкультурных коммуникациях в ситуации неопределенности и разнообразия социальных угроз.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-06-2006
Валентин Григорьевич Королько, Оксана Валентиновна Некрасова Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 4. P. 127-139. 
Учитывая повсеместное распространение консалтинговой деятельности в течение последних лет, в том числе в Украине, авторы пытаются проанализировать уникальные вызовы, с которыми сталкиваются исследователи рынка и коммуникаций. Они подчеркивают необходимость стратегического, интегрированного подхода к исследованию рынка и PR.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Barry Wellman Социологические исследования. 2000.  № 6. С. 78-87. 
Автор статьи ставит перед собой следующие вопросы: 1) Как представлены родственники в сетях связей личностей, сколько их, каковы пропорции? 2) Создают ли родственники отдельные группы внутри сетей личностных связей? 3) Можно ли их взаимоотношения назвать крепко спаянными и тесно связанными, и не является ли родство лишь формой дружеских взаимоотношений? 4) Различаются ли родственники и знакомые по ролям в сетях общественных связей личности? 5) Могут ли родственные и дружеские взаимоотношения стать источником существования в экономическом смысле? 6) Различаются ли обеспечиваемые ими сотрудничество и социальная поддержка по качеству, количеству и надежности? 7) Какое место занимают родственные взаимоотношения в сетях личностных связей при решении проблем семей и отдельных лиц, в осуществлении репродуктивной и производственной деятельности? 8) В частности, организуют ли они системы взаимной поддержки и родственного контроля, обеспечивают ресурсы, которыми родственники могут пользоваться избирательно и добровольно? В своем исследовании автор ограничился системой связей белого северо-европейского этноса, служащих, состоящих в первом браке, североамериканцев, сорокалетних мужчин и женщин, проживающих в городах (пригородах) и имеющих ребенка, учащегося в начальной школе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2007
Наталия Костенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 3. P. 80-93. 
Статья посвящена рассмотрению современных аналитических перспектив “медиа-власти”. На основе восприятия новостей как наиболее наглядного воплощения медийной идентичности исследуются механизмы превращения знания в факт политической культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-01-2011
Александр Сергеевич Запесоцкий Социологические исследования. 2010.  № 7. С. 7-17. 
Обсуждаются вопросы роли и места СМИ в формировании российской культуры,информационной политики российского государства. Показана ошибочность ориентации нарыночные механизмы регулирования деятельности СМИ, неравнозначные общественномуконтролю и участию. Целесообразно пересмотреть сложившееся ныне их понимание каккоммерческих предприятий в первую очередь.
ресурс содержит прикрепленный файл