Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 322

Опубликовано на портале: 15-04-2007
Татьяна Алексеевна Бондаренко Социологические исследования. 2006.  № 9. С. 114-119. 
Автор методом ассоциативного эксперимента исследует стереотип восприятия гражданами сотрудника ОВД, а также выясняет посредством анкетирования источники формирования общественного мнения о деятельности милиции. Кроме того, в статье приводятся результаты анализа социально-демографических данных аудитории наиболее популярных «милицейских» сериалов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Владимировна Волкова, В В Клименко, Леон Тигранович Сафразьян Мир России. 1997.  Т. 6. № 3. С. 43-74. 
Одним из решающих факторов в карьере современного политического лидера России является его популярность в социуме. Данное условие ставит перед политиком задачу создания своего целостного образа, включающего набор представлений о политических взглядах, практике, личных качествах, который в целом был бы способен вызвать симпатии определенной части населения. В целях преодоления субъективного, "романтического" подхода к имиджу, неприемлемого для формирования долгосрочной коммуникационной политики, необходимо придать самому понятию имиджа функциональное значение, структуризироватъ его на составляющие элементы. Настоящая статья является обобщением материалов социологического проекта "Имидж политических лидеров России в СМИ", основанного на функциональном подходе к имиджу. Проект представляет собой систематический мониторинг информации, осуществляемый по 100 ведущим политическим лидерам на базе контент-анализа 10 наиболее влиятельных периодических изданий и трех каналов телевидения. В итоге открывается возможность "измерить" информационный поток, воздействующий на массовое сознание по каждому из выделенных компонентов имиджа отслеживаемых лидеров. При помощи специальной системы коэффициентов полученные результаты обобщаются в свободном показателе - рейтинговом индексе. Результаты работы позволяют, таким образом, точно определить соотношение сил лидеров в разных аспектах политической борьбы, представить уникальные сведения о стратегии и тактике "информационной войны", а также на основе выявленных тенденций и закономерностей дать прогностические выкладки в отношении той или иной группы деятелей, либо персоналий. Выводы и прогнозы, сделанные на основе исследования процессов в СМИ, сопоставимы с данными опросов общественного мнения. Взятые в совокупности, информационные рейтинговые и опросные рейтинговые показатели, результирующие деятельность политика на ее разных стадиях, служат валидизации аналитических и прогностических выводов в отношении фундаментальных процессов в сфере политики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-07-2013
Ирина Ивановна Колесник Диалог со временем. 2008.  Т. 1. № 25. С. 55-86. 
Теория сетевого общества (theory of network society) Мануэля Кастельса, созданная в 1990-х гг., фиксирует новый тип общества, которое формируется потоками информации. Новое общество — это открытая и подвижная сеть взаимоотношений, ничем не ограниченных. Сетевое общество представляет собой бесшовную ткань взаимоотношений, которые как бы пульсируют, то расширяясь, то сужаясь за счет информации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-01-2009
Виктор Константинович Левашов Социологические исследования. 2008.  № 12. С. 25-36. 
В последние годы резко возрос интерес к изучению процессов интеллектуального развития, что связано с формированием и становлением общества знаний - новой социально-экономической формации, основной движущей силой и продуктом которой становится производство, распределение и эффективное использование научных знаний и технологий. Тезис о приоритетности интеллектуального развития российского общества попал в инаугурационную речь президента РФ Д. А. Медведева и стал пятым приоритетом концепции развития, т.н. пяти "И": институты, инфраструктура, инвестиции, инновации, интеллект.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-02-2005
Елена Николаевна Юдина Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 114-117. 
Представлен сценарий учебной игры, апробированной автором в практических занятиях по социологии для студентов Московского педагогического государственного университета. Игра представляет собой научный диспут двух противоборствующих команд – «журналистов» и «социологов». «Журналисты» выступают с аргументацией в защиту интерактивных опросов (отмечают, к примеру, что эти передачи придают программам большую динамичность и остроту, привлекают внимание людей к проблемам общественной жизни, обеспечивают их открытое обсуждение, позволяют слушателям или зрителям открыто выразить свое отношение к событиям и т.д.). Социологи» выступают в роли критикующей стороны, что естественно, поскольку метод интерактивного опроса применяется почти исключительно журналистами, тогда как социологи в исследованиях общественного мнения пользуются иными методами. Критические аргументы "социологов": интерактивные опросы не репрезентативны, в них проявляется «эффект толпы», т.е. склонность присоединиться к мнению большинства, они могут использоваться телеведущим в целях манипулирования общественным мнением и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-07-2006
Х. Абельс
Если кратко выразить один из важнейших результатов творчества Мида, то можно сформулировать следующее теоретическое положение: личность и социальное действие формируются с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются в процессе социального взаимодействия (интеракции) его участниками. Чтобы проиллюстрировать этот тезис, необходимо коснуться некоторых основных положений учения Мида более подробно, что и сделано в данном тексте.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 23-02-2012
Юлия Градскова Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011.  № 3. С. 118-142. 
Статья посвящена исследованию массовой советской кампании солидарности  с  «народом  Чили»  (1973–1989),  которая  была  объявлена  советским  правительством после прихода к власти в этой стране военной хунты. Кампания велась в основном через созданные ранее структуры и формы интернационального воспитания,  такие  как  клубы  интернациональной  дружбы,  конкурсы  политической песни и плаката. Цель статьи – исследование своеобразия и противоречий советской международной солидарности. В частности, автор рассматривает знания и представления советской молодежи о Латинской Америке и Чили и то, как события в Чили были представлены в советской печати. Особое внимание уделяется так называемой «неформальной солидарности», осуществляемой отдельными небольшими группами молодежи в рамках традиционных структур в период перестройки. Исследование показывает, что для некоторых (хотя и немногих) участников  кампании  в  поддержку  Чили  активное  участие  в  кампании  представлялось скорее  собственным  выбором,  чем  обременительным  требованием  –  тем  пространством, где они могли проявить свои знания и организаторские способности, практиковать свое понимание «помощи» и «солидарности». Статья на русском языке, развернутое резюме на английском.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Надежда Владимировна Корытникова Социологические исследования. 2010.  № 6. С. 70-79. 
Информационно-коммуникативные технологии рассматриваются с точки зрения противоречивости социальных последствий их глобального и повсеместного распространения в современном обществе. В статье акцент сделан на изучение новой формы психологической зависимости, вызванной неумеренным и патологическим использованием Интернета. Социальная сторона депривации личности в результате компьютерной зависимости и виртуальных взаимодействий раскрывается в контексте рассмотрения проблематики информационных перегрузок, зависимости от компьютерных игр и дефицита неформальных межличностных контактов в современном обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-01-2009
Виктория Леонидовна Силаева Социологические исследования. 2008.  № 11. С. 101-107. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-09-2007
Надежда Владимировна Корытникова Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 85-93. 
В статье рассматривается роль Интернет-технологий в становлении информационного общества. Проанализированы понятийные конструкции, используемые М. Кастельсом в изучении «культуры реальной виртуальности» (на материале книги: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000). Отмечается, что согласно Кастельсу распространение телевидения означало завершение господства "галактики Гутенберга", т.е. системы коммуникации, в которой доминировали "типографское мышление и фонетический алфавит", на смену которой приходит "галактика Маклюэна" с широким распространением аудиовизуальных и мультимедийных технологий, ориентирующих на образное восприятие. Рассмотрено содержание понятий "виртуальный объект" и "реальная виртуальность" (погружение реальности в виртуальные образы). Выявлены социальные последствия развития сетевых коммуникаций, такие как трансформация социальной структуры, массовизация культуры, децентрализация и плюрализация источников информации. Рассматриваются характерные особенности коммуникаций в сетевых сообществах.
Опубликовано на портале: 30-06-2006
Петр Залесский Медиа-альманах. 2000.  № 7-8.
Первоначально, когда КОМКОН-2 начал проводить ежеквартальные исследования российской Интернет-аудитории (осень 1996 г.), основными темами опросов были: использование персонального компьютера дома и на работе, подключение к электронной почте и возможности выхода в Интернет. Затем, по мере развития Интернета в России, расширялся круг вопросов, затрагивающих поведение Интернет-аудитории, ее предпочтения и информационные запросы. Для большинства профессионалов Сети результаты наших исследований в то время были любопытны, но не более того. Технари-программисты больше доверяли собственной статистике посещений серверов: хитам и хостам. Однако даже самые авторитетные счетчики не могли дать ответ на достаточно простые вопросы: сколько же в России Интернет-пользователей? И что это за люди? Каковы их социально-демографические характеристики?
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 13-01-2005
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 16-23. 
Данная статья основана в большой мере на любезно предоставленном (среди других материалов) Берлинским центром информации по общественным наукам журнале "Soziologische Revue" за 1999 г. Интерес редакции к этим материалам связан с тем, что Россия активно осваивает мир, представляемый человеку глобальными информационными сетями и персональным компьютером. Общественные аспекты наращивания информационных структур могут быть суммированы наблюдением, что компьютер изменил нашу жизнь и буквально стал вездесущим. Воздействие "виртуального мира" на общество раскрывает литература, - быстро растущая на стыке трудов об электронной технике, способах и сферах ее использования, компьютере как средстве массовой коммуникации, о шлейфе социальных последствий все более широкого их внедрения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-08-2005
Анатолий Дмитриевич Еляков Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 114-121. 
Рассмотрены социальные проблемы перегрузок информацией, порождаемые переходом развитых стран мира к информационному обществу. Приводятся цифры, характеризующие рост темпов производства и скоростей передачи информации, сообщается о гигантском накоплении «информационного мусора». Обращается внимание на падение качества информации, на усложнение поисков нужных материалов, отбора и переработки данных. Сообщается о возросшей утомляемости, ослаблении внимания и частых стрессовых состояниях, связанных с высокой интенсивностью информационной деятельности. Персональные компьютеры не позволяют справиться с этими перегрузками при отсутствии системы организации и упорядочения информации. Налицо обострение противоречия между различными структурами общества как производителями неиссякаемого потока информации и пользователями, обладающими ограниченными возможностями ее восприятия. Автор делает следующие выводы: (1) необходимо четкое определение целей деловой активности, развитие способности отсеивать информацию и использовать только необходимую; (2) следует формировать информационную культуру, вырабатывать рациональные приемы и методы управления «производством» информации, а также ее «освоения».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-06-2006
Виктор Щербина Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 4. P. 158-171. 
В статье анализируется понятие информационного общества, его социальные основы. Автор приходит к выводу о коммунитарной природе информационного общества, определяющей возможные пути его развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2005
Вилен Николаевич Иванов, Михаил Михайлович Назаров Социологические исследования. 2000.  № 7. С. 83-90. 
В данной статье предложены данные повторного анализа результатов сравнительного исследования аудитории средств массовой информации "Media Scanner 95-97", которое проводилось под руководством одного из авторов статьи в крупнейших городах всех территориально-экономических зон РФ. Величина выборки исследования составила более 90000 респондентов. Один из наиболее общих вопросов, на который авторы надеялись ответить, состоял в следующем: в какой мере отличия в потреблении материалов различных средств массовой коммуникации связаны с характеристиками политического поведения граждан.
ресурс содержит прикрепленный файл