Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 342

Опубликовано на портале: 01-04-2003
Роман Николаевич Абрамов
Рецензия на многократно переиздававшуюся в России и на Западе книгу американского социального теоретика А. Тоффлера выстроена в манере временных сравнений. Футурологические прогнозы на конец ХХ века об изменениях основных социальных институтов, сделанные в начале 70-х годов ХХ века, сравниваются с реалиями начала XXI века.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-02-2005
Александр Юрьевич Дроздов Социологические исследования. 2003.  № 4. С. 95-98. 
Для выявления взаимосвязи между разными типами социальных ситуаций, провоцирующих агрессию, и личностными характеристиками индивидов в 2001 году автором проведено социально-психологическое исследование. Опрошены 166 человек (83 мужчины) в возрасте от 14 до 20 лет, проживающие в Чернигове. Автором были выделены ситуации, в большей степени, провоцирующие агрессивное поведение молодежи: антипатия к человеку (81% опрошенных), намеренная вербальная агрессия (столько же) и намеренная физическая агрессия со стороны другого человека (73%). Результаты исследования позволяют сделать вывод, о том, что ситуативные факторы играют существенную роль в актуализации агрессивного поведения молодежи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2005
Татьяна Владимировна Шипунова Социологические исследования. 2002.  № 5. С. 67-75. 
Широкое обсуждение проблематики толерантности и ненасилия побуждает обратить особое внимание на те элементы насилия и агрессии, которые вплетены в культурный контекст нашей жизни, социально адаптированы и отчасти легитимированы. Вместе с тем от девиантных, криминальных феноменов их отделяет некая нормативная граница, которую порой нетрудно перейти. В качестве исходного пункта предлагается выделение трех типов социальной интеракции: совершение неявного и нерефлексируемого насильственного деяния; проявление агрессии, предшествующей и предопределяющей последующее насильственное деяние; имитация или демонстрация агрессии без последующего очевидного насильственного деяния, которая, однако, создает некий фон для развертывания интеракции между людьми и определяет характер их взаимоотношений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-12-2010
Виктория Мерзлякова Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2008.  Т. 96. № 4. С. 33-42. 
Идея успешности – одна из ключевых в  современных развитых обществах. Стремление к успеху, достижению определенных целей и благ лежит в основе культуры потребления. Концепт «успех» стал одним из базовых, отражая главные ценности данного типа культуры  – социальный статус, обладание материальными благами, доступ к информации и т.п. Но в силу различных причин может возникнуть потребность в поиске альтернативных стратегий поведения и ценностных приоритетов, способных предоставить индивиду самоощущение успешного и вместе с тем счастливого человека (значимость «успеха» при этом остается непоколебимой, под сомнение ставится не его целесообразность, а смысловое наполнение). Так зарождается феномен дауншифтинга.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-10-2004
Р. Штихве Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.  Т. 1. № 1. С. 41-53. 
В первой части статьи дается набросок исторической социологии амбивалентности, которая сосредотачивает интерес на соотношении амбивалентности и категории «чужой». В стратифицированных обществах чужой функционирует как центральная категория в силу того, что он репрезентирует угрозу, инновации и возможность почувствовать статусные разрывы. Это – главные измерения социетального риска. Во второй части анализируется амбивалентность в современных обществах. Амбивалентность больше не связана с формированием границ общества. Напротив, она становится самоочевидной частью институционализации социальных структур и социальных ролей, что демонстрируется в классических социальных теориях (Мертон, Парсонс, Луман). В последней части делается попытка показать, что чужой как исключенный другой в бинарной схеме не является больше конститутивным для восприятия других в современную эпоху.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-04-2005
Светлана Меджидовна Меджидова, Анна Ивановна Орланова Вестник РУДН. 2005.  № 6-7. С. 168-180. 
Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, которые составляют содержательную часть его представлений о себе – его «Я-концепции». Не все в этой системе ясно осознается человеком; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются неосознанными, потому мы имеем достаточно сложно поддающееся исследованию образование. Авторы провели исследование «Я-концепции» используя тест двадцати утверждений самоотношения Twenty Statements Attitude Test – личностный опросник, вариант нестандартизированного самоотчета, сближающийся с проективными методиками исследования личности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-02-2003
Юрий Петрович Коваленко, Елена Николаевна Черемных Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 1999.  № 11. С. 101-124. 
Обсуждаются результаты социологического опроса (всероссийская выборка, анкета разработана в ЦЭМИ РАН Центром сравнительных социальных исследований). Описаны особенности адаптации и отношения разных групп населения к изменениям в образе жизни, уровне материального благосостояния; к идеологии и практике социально-экономических преобразований в обществе. Формирование классификационных признаков для построения многомерных группировок выборочного контингента осуществлялось с помощью методики, основанной на определении структуры случайной величины. Группировка опрошенных по уровню инициативности сделана на базе аналитического индекса инициативности населения, полученного с помощью таблицы сопряженности с несколькими входами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-08-2003
Татьяна Михайловна Ермакова
Процесс социализации учащихся средней школы автор подразделяет на несколько периодов. Первый - ранняя социализация, связанная с приобретением социально обязательных общекультурных знаний и навыков, носящих неспецифичный в профессиональном отношении характер. Соответствующими институтами являются дошкольные учреждения и общеобразовательная школа. Второй период - профессиональная социализация, связанная с овладением специализированными трудовыми знаниями и навыками, приобщением к соответствующей субкультуре. Институтами, обеспечивающими соответствующие знания и навыки, служат специальные учебные заведения - средние и высшие. Здесь начинается культурная и социальная дифференциация молодых членов общества, ибо они приобщаются к различным профессиональным культурам с разными взглядами на мир, ценностными представлениями и пр. Автор отмечает неадекватность сегодняшней средней школы как института ранней социализации в современных условиях.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-05-2006
Erich Fromm Социологические исследования. 1993.  № 11. С. 104-113. 
В публикуемых главах 2 и 4 анализируются объяснения деструктивного поведения человека «теорией влечения», и психоанализом. Первая концепция связывает девиантные поведенческие формы с биологическим прошлым рода Homo sapiens, то есть с эволюцией. Психоаналитическое (фрейдистское) понимание агрессивности строится на противостоянии двух фундаментальных инстинктов – самосохранения и сексуальности. Как считает Фромм, обе концепции оказались бессильными объяснить природу феномена деструктивности, поскольку лежащие в ее основе импульсы к саморазрушению не вписываются в упомянутые теории.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Социологические исследования. 1991.  № 8. С. 98-104. 
Заключительный фрагмент книги, написанной от имени членов общества анонимных алкоголиков (начало см. в NN 1—7). В этой главе рассказывается об истории создания организации. Вернее, здесь приведены биографии первых участников движения, а также описаны практические приемы и принципы создания самостоятельных отделений общества: отсутствие нетерпимости любого рода, неформальность, истинная демократия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-05-2006
Социологические исследования. 1991.  № 2. С. 122-133. 
Данная часть публикации привлекает внимание изложением основных принципов работы американской благотворительной организации «Анонимные алкоголики»: а) человек, помогающий тебе, в прошлом имел похожие проблемы; б) никаких обязательных мероприятий (лекций, богослужений, бесед и т.п.); в) никаких членских взносов; г) никаких личных или корыстных интересов; д) никого не надо ублажать. Выполнение перечисленных правил создает основные предпосылки успешного лечения алкоголизма – взаимное доверие и взаимопонимание больного и тех, кто оказывает ему помощь.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2010
Николай Иванович Лапин Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
Автор изложил свой подход, который позволяет операционально представить общество как целое: его составляющие (личность, культура, социум), типы их соотношений, функции, структуры, процессы, этапы эволюции. При этом отдельный человек не теряется перед массой современного социума, а может стать вровень с ним как реальный актор. В этом — суть антропосоциетального подхода. Как он обоснован? Автор предложил понимание общества как неравновесной антропосоциетальной системы, которая подвержена угрозам катастрофических рисков, но способна в ответ на них изменяться, порождать из кризиса и хаоса стабилизацию и порядок. Это понимание опирается на совокупность принципов, среди которых центральным является принцип неполного взаимного соответствия личности и общества (социума). Рассмотрены актуальные проблемы массовизации индивидов в различных обществах и индивидуализации обществ «другого модерна». Дана характеристика Европейского Союза как антропосоциетальной системы нового типа — между государствами и между гражданами этих государств. Акцентирована необходимость «выращивания» современных качеств российского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-05-2003
Ирина Анатольевна Веселаго, Мария Захаровна Левина Курьер образования. 1997.  № 1.
Социальная адаптация рассматривается как преемственная передача молодежи ценностей цивилизации и социальной эволюции в процессе воспитания и образования. Центральным моментом в этом процессе становится передача системы знаний, которая формируется в течение обучения и проходит три этапа. Первый - накопление отдельных представлений о внешней среде и их классификация. Второй - нахождение связей между явлениями. Третий - формулирование принципиальных законов, лежащих в основе тех или иных явлений.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-07-2013
Владимир Владимирович Солодников, Ирина Витальевна Солодникова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012.  № 1(107). С. 145-159. 
В данной работе биполярные задачи развития личности, специфичные для определенного возраста, будут рассмотрены — в качестве предыстории — в рамках классических психологических теорий развития личности, но преимущественно с учетом достижений влиятельного направления в зарубежной социальной науке — развитие личности в течение всей жизни (life-span development).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-02-2007
Вячеслав Викторович Скороходов Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 129-131. 
Основными факторами, определяющими интерес к боевым искусствам Востока, является привлекательность для молодого человека самого культурного феномена (в эстетическом, философском и практическом аспектах), а также связь боевых искусств с другими искусствами и возможность научиться защищаться физически и психологически. Интерес также стимулируется модой, которая поддерживается рекламной печатной, кино-и видеопродукции. Нельзя не учитывать и социально-психологические особенности молодежи: ее интерес ко всему необычному, пластичность взглядов, эскапизм как способ разрешения неизбежных юношеских проблем взаимодействия с социальной средой.
ресурс содержит прикрепленный файл