Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуск N11 за 2004 год

Опубликовано на портале: 18-12-2004
Neil J. Smelser
Перев.: Николай Валентинович Романовский, А.С. Маткова (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 3-12. 
Статья – выступление автора на XV Международном социологическом конгрессе при вручении ему премии им. М. Догана за работы в области сравнительных исследований. Делается выбор определений для трех представленных в заглавии понятий. Компаративный анализ – «описание и объяснение сходств и различий (главным образом различий) условий или результатов развития крупных социальных единиц, обычно – регионов, стран, обществ и культур». Междисциплинарность автор рассматривает как то, что «обеспечивает применение дисциплинарных переменных, концепций, концептуальных рамок и перспектив для понимания и объяснения некоторых эмпирических явлений, таких как уровень участия в голосовании, общественные движения, демократические институты или экономическое развитие». Интернационализация понимается как качественная характеристика знания, означающая широкое его применение и всеобщую значимость независимо от национальных или региональных границ. Автор подчеркивает, что используемый им подход в отношении всех трех проблемных аспектов и дефиниций относится к характеру производимого знания. Далее рассматриваются эти три аспекта. В аспекте компаративного анализа показана ограниченность (в плане методологии) как радикального позитивизма, так и радикального релятивизма, возникшего недавно и связанного «с общим дрейфом к постмодерну». В XIX в. применение сравнительного анализа выявило отсутствие у западных исследователей нейтральности к не-западному миру («примитивному», «дикому», «варварскому»). Автор предлагает использовать стратегию систематизации контекстов сравнений – как в плане выбора компаративных индикаторов (измерений), так и в плане объяснения компаративных сходств и различий. Любое масштабное исследование междисциплинарно. Автор не разделяет пессимизма в связи с дроблением областей знания, поскольку «ядро определенных дисциплин сохраняется, большинство практиков без труда относят себя к определенным направлениям науки». Препятствия на пути к интернационализации знания: этноцентризм, определенные культурные и познавательные ограничения исследователей, существующая организационная и политическая инфраструктура. Сквозная идея статьи: каждый обозначенный выше аспект исследования, когда он изолирован от двух других, не может дать адекватного понимания объекта. Автор называет представленные им соображения «смесью надежды и реализма».
Опубликовано на портале: 19-09-2005
Анатолий Васильевич Топилин, Ирина Александровна Малаха Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 132-136. 
В статье рассмотрены изменения пореформенного периода на рынке труда России в сегменте высококвалифицированных специалистов. Особое внимание уделено динамике занятости в сфере "наука и научное обслуживание" и обусловившим ее причинам. Автор отмечает ухудшение показателей "здоровья" в этой сфере ввиду значительного сокращения численности категории "исследователи" в целом, уменьшения притока молодежи после окончания вуза на фоне резкого снижения численности исследователей, имеющих степень кандидата наук.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-11-2004
Александр Михайлович Осипов, Сергей Владимирович Иванов Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 105-110. 
Рассмотрение вуза как корпорации позволит, по мнению авторов, лучше исследовать его структуру и социальные функции. В историко-социологическом экскурсе представлены исследования М.Вебера (школа как бюрократическая организация), Т. Веблена (университет как капиталистическое предприятие), Т. Парсонса (функции университета в профессиональном комплексе). В зарубежной социологии университеты и их объединения с 1960-х гг. рассматриваются как корпорации. Сложился подход, сочетающий организационный и властный аспекты изучения образовательной системы. Обоснованность отнесения университетов к корпоративным структурам авторы аргументируют наличием в них выделенных А.И. Пригожиным признаков корпорации как сложного образования, возвышающегося над перичными организациями и противостоящего как целое внешней конкурентной среде. Для выявления черт корпоративности выбран Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, возникший при интеграции небольших отраслевых вузов. Анализ его особенностей проводится на базе материалов социологических исследований структурных подразделений этой "корпорации" и их деятельности за 1994-2003 гг. Рассматриваются действия преподавателей и руководства университета по поддержанию "корпоративного духа". Проведен анализ экспертных интервью с заведующими 109 кафедр НовГУ, позволяющий выявить следующие ориентации: 1. На рост контингента студентов 2. На поддержание популярности, престижа соответствующей профессии среди населения. 3. На развитие вузовской подготовки как условие воспроизводства культуры и науки. 4. На повышение благосостояния сотрудников корпорации. Внимание авторов привлекли призывы местных и федеральных органов остановить устойчивый рост числа студентов в связи со сложной демографической, экономической и социальной ситуацией в регионе.