Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Николаевич Лексин Мир России. 2008.  Т. 17. № 1. С. 147-188. 
В предлагаемой читателю статье предпринята попытка системного описания отношений верующих и неверующих в повседневной жизни: в семье, на работе и в сфере неформального общения. Показаны объективные основания самоидентификации верующих как «других» и связанные с этим особенности их восприятия неверующими в различных жизненных ситуациях. Предполагается, что начатое обсуждение проблемы человек веры в секулярном мире будет продолжено в двух следующих публикациях автора: «Вера и мiр» (верующие в пространстве идеологии и культуры современного общества) и «Россия как светское государство» (верующие – Церковь – власть)
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-08-2010
Yulia Antonyan Laboratorium. 2010.  № 1. С. 342-344. 
The organization of Armenian neo-pagans, called Arordineri Ukht (Order of the Children of Ari), was created in 1991 by Slak (Edik) Kakosyan (1936–2005), a former dissident exiled from the Soviet Union in 1979 for nationalist propaganda. Nzhdeh was the founder and ideologist of the Tseghakron movement, one of the mainstays of Armenian nationalism.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-10-2010
Veronika Dorman Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010.  № 2. С. 431-436. 
In Russia today, keeping the memory of the Soviet regime’s political repressions alive is a struggle waged by a few in the face of general indifference. In addition to groups who have traditionally championed this cause, such as human rights activists and victims of the repressions, Orthodox believers are now actively involved, and the Russian  Orthodox  Church  is  increasingly  monopolizing  commemorative  activities. This tendency is unsurprising given the growing role of Orthodoxy in Russian society.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-06-2012
Наталья Львовна Пушкарева Антропологический форум. 2011.  № 14. С. 168-191. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2006
Инна Вениаминовна Налетова Социологические исследования. 2004.  № 5. С. 130-136. 
Автор статьи задается вопросом: действительно ли в России образовалась новая, отличная от традиционной, православная религиозность (с новой практикой, духовностью, новым церковным устройством и учением) или же укрепился новый образ религии, создаваемый самими учеными? Рассматривается смысл понятия "новые верующие" сначала в рамках западной социологии религии, и затем - в публикациях российских ученых. Отмечается недостаток внимания к поиску адекватных "инструментов" изучения православия, для чего необходимо глубокое знание самой религиозной традиции, желание взглянуть на нее изнутри, отказшись от атеистического по сути отношения к религиозной реальности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-06-2007
Социологические исследования. 2002.  № 4. С. 67-75. 
Автор считает «Основы социальной концепции» первым шагом к разработке социального учения, которое объяснило бы священникам и мирянам принципы их взаимодействия с окружающим миром (на личном и институциональном уровнях). То обстоятельство, что документ разрабатывался в полузакрытом режиме, в значительной мере обусловило наличие неясностей в его тексте. Поэтому изложение основных идей концепции не лишено критических и полемических элементов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-04-2005
Зинаида Ивановна Пейкова Социологические исследования. 2001.  № 4. С. 64-70. 
Апостасия – предубеждение против церкви и христианства. Автор считает, что как бы не была сложна задача нравственного оздоровления общества на традиционных религиозных началах, ее необходимо решать, потому, что альтернативы ей не существует, ибо защита национальной религии или церкви есть защита наций и народов, государства и общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Юлия Юрьевна Синелина Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 100-104. 
Автор анализирует современный миф о "сложных" условиях, в которых оказалось в России атеистическое мировоззрение, и о "благоденствии" традиционных религий, прежде всего, православия. Средства массовой информации, формирующие представления обывателя, настроены в большинстве своем весьма критично по отношению к православной церкви. Демократы-западники, возглавляющие большинство российских СМИ, не учитывают специфику России как страны, приверженой традиционным религиям, православие огульно обвиняется в тоталитарном мышлении и нежелании модернизироваться.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-11-2003
Дмитрий Модестович Угринович Вопросы философии. 1968.  № 2. С. 94-102. 
Рассматривается так называемое социальное направление религиозного модернизма на примере концепции безрелигиозного христианства Д. Бонхёффера. Наибольшее распространение религиозный модернизм получил в протестантской ветви христианства. Суть концепции Д. Бонхёффера, как и других представителей социального направления религиозного модернизма, сводится к отказу от понятия Бога, являющегося заменителем человеческого незнания, и обращению к морально-этической стороне религии. Любовь к ближнему, по мнению Д. Бонхёффера, должна реализовываться напрямую (без участия трансцендентного посредника) и в деятельности (а не в молитвах).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 25-06-2013
Юрий Яковлевич Вин Диалог со временем. 2009.  № 28. С. 286-296. 
На протяжении долгих столетий вся жизнь многих поколений жителей византийской деревни протекала под сенью православия. Для одних из них церковь с ее неисчислимыми сельскими храмами и монастырями раскрывала свое спасительное лоно, принимая селян в ряды многочисленного духовенства и монашества, для других — стезя спасения начиналась в гуще набожной паствы. И кто бы ни были те обитатели весей — простыми земледельцами или зажиточными собственниками, только искренняя вера всегда была живоначальным источником их благочестия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-05-2006
Сергей Николаевич Савельев Социологические исследования. 1991.  № 2. С. 34-45. 
Автор статьи на рассекреченных архивных материалах анализирует деятельность Антирелигиозной комиссии (1921–1929), созданной по прямому указанию Ленина с целью насильственного утверждения в массах атеистической идеологии. На примере преследований российских католиков («дело» архиепископа Я. Цепляка, окончившееся его расстрелом) показано, как в стране внедрялась практика идеологического расизма и устанавливался режим духовной оккупации, где в роли оккупанта выступала правящая группировка. В тексте приводится полный список идеологических погромщиков – руководителей и работников центрального аппарата Комиссии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-09-2005
Елена Александровна Островская Социологические исследования. 1999.  № 3. С. 107-113. 
В статье рассматриваются буддийские общины, созданные мирянами и функционирующие автономно, с весьма существенными отличиями от традиционных буддийских социальных институтов России. Эмпирическим базисом работы служат результаты полевого исследования этих организаций, проведенного с использованием методов включенного и невключенного наблюдения, анализа документов (видео- и аудиоматериалов из архива общин, буддийской периодики и сочинений духовных лидеров), интервьюирования экспертов, руководства и рядовых членов общин.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-03-2010
Ханс Йоас Социологические исследования. 2009.  № 11. С. 78-88. 
Автор анализирует причины упадка тезиса о секуляризации общества и предлагает заменить секуляризацию более обоснованными сценариями будущего религии. Эмпирические данные, приводимые в статье, дают основание Х. Иоасу выявить три процесса, свидетельствующих о перспективах дальнейшего роста христианства. Автор подчеркивает, что глобализация христианства скоро ослабит его идентификацию с Европой или Западом. По его мнению, глобализация христианства и религиозный плюрализм в Европе, возросший с миграцией, повысил важность межрелигиозного диалога и сотрудничества христианских церквей с нехристианскими религиозными общинами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-12-2011
Хасан Владимирович Дзуцев Социологические исследования. 2011.  № 8. С. 107-114. 
Статья написана на материалах исследования, основная цель которого изучить масштабы и основные факторы распространения религиозного течения ваххабизм на Северном Кавказе. Определены основные причины распространения ваххабизма на фоне активизации фактора "спирали молчания", выявлено отношение населения северокавказских республик к запрету этого религиозного течения в Российской Федерации, описан характер воздействия религиозных течений на социальное поведение людей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Валентина Ладоренко, Ольга Ладоренко Общественные науки и современность. 1991.  № 1. С. 126-136. 
Новый подход к пониманию религии, бессмысленность противопоставления которой науке, определяется различной природой этих феноменов. Религия – целостное видение мира в его инвариантных характеристиках и предельных основах, имеет личностное, человеческое измерение. Вера – специфически человеческий способ "обживания" и осознания действительности; она – не только и не столько приверженность системе догматов, но особое состояние души, столь же неотъемлемое свойство психики, как любовь, сострадание, стыд и.т.п. Наука, критичная даже к себе самой, с ее истинами, постоянно меняющимися под воздействием новых факторов, принципиально внеличтностна. Поэтому на ее основе не только невозможно формирование целостной мировоззренческой системы (даже посредством метода индуктивного обобщения), но создание некого "критерия научности" в отношении мировоззрения или мироощущения.
ресурс содержит прикрепленный файл