Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены

Опубликовано на портале: 17-11-2006
Frank Newport Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002.  № 1 (57). С. 19-20. 
В течение нескольких лет Институт Гэллапа задавал своим респондентам следующий вопрос: "Считаете ли Вы, что в настоящее время имеет место рост влияния религии в Америке или снижение ее влияния?" Доля американцев, признавших рост влияния религии, существенно выросла после 11 сентября 2001 г. В феврале 2001 г. лишь 39% опрошенных согласились с этим тезисом, что вполне укладывалось в тенденцию ответов на этот вопрос, сложившуюся за несколько лет. Во время опроса, который проводился в середине декабря 2001 г., доля считавших, что влияние религии в Америке увеличивается, подскочила до 71% — самой высокой цифры за всю историю проведения подобных опросов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-07-2013
Маргарита Ефимовна Позднякова, Виктория Владимировна Моисеева Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007.  № 4(84). С. 138-149. 
Деятельность религиозных организаций вызывает много споров прежде всего потому, что в качестве действующих лиц антинаркотической политики эти организации появились относительно недавно и единого мнения по поводу их "полезно- сти" или "вредности" в деле денаркотизации общества практически нет. В нашем исследовании мы попытались проанализировать деятельность различных религиозных институтов по профилактике приобщения к психоактивным веществам и выявить возможности межконфессионального взаимодействия и сотрудничества этих институтов с государственными и общественными организациями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-07-2013
Галина Владимировна Мартынова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007.  № 3(83). С. 94-99. 
Становление нынешнего поколения двадцатилетних пришлось на 90-е годы прошлого столетия, когда пустота формы поспешно заполнялась содержанием любого пошиба. В то время и появилась мода на церковную тематику, традиционную и нетрадиционную религиозность. Как считает дьякон Андрей Кураев, наиболее специфический феномен религиозной жизни в России конца 80–90-х годов — это не возрождение православия, а бурный рост оккультизма. В статье "Особенности религиозной ситуации в России", опубликованной в сборнике "Культура и религия: линии сопряжения" в 1994 г., он пишет: "По сути, язычество сегодня является самой массовой формой религиозности и едва ли не государственной религией (во всяком случае, выпуски "Вестей" кончаются не сюжетами из жизни православных и мусульманских общин России, а астрологическим прогнозом)…
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-07-2013
Фархад Назипович Ильясов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011.  № 1(101). С. 192-195. 
В статье анализируется статистика запросов в поисковую систему Яндекс на слова «ислам» и «православие», а также «православные» и «мусульмане». Автор приходит к выводу, что в случае интереса к слову «православие», человек осуществляет запрос на религию, а в случае обращения к слову «православные» — запрос на консолидацию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-07-2013
Елена Николаевна Кофанова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008.  № 4(88). С. 94-101. 
Нередко в средствах массовой информации в ходе научных дискуссий можно слышать безапелляционные заявления о том, что неверующий человек априори безнравственен, что моралььде всегда религиозна. Но так ли это на самом деле?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-07-2013
Елена Николаевна Кофанова, Мария Мирановна Мчедлова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010.  № 2(96). С. 201-230. 
Авторы материала сравнивают уровень религиозности россиян и жителей европейских стран. По уровню религиозности, доле верующих людей в населении Россия находится в середине списка европейских стран, но отличается наивысшей долей мусульман среди верующих. В целом исследование показало, что Россия остается страной светской, а конфессиональное самоопределение выступает скорее как способ идентификации с определенной культурной традицией, чем как подлинное проявление глубокой религиозности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-07-2013
Михаил Петрович Мчедлов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005.  № 2(74). С. 38-45. 
Анализируя воздействие религии на сознание и поведение современной молодежи, следует учитывать, что в российском обществе значительную роль во многих сферах жизни неизменно играют традиционные факторы. При любом — монархическом или коллективистском, тоталитарном или либеральном — строе ощутимо проявляется действие ряда констант, определяющих цивилизационный облик России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-07-2013
Виктория Владимировна Моисеева Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2006.  № 4(80). С. 118-124. 
Представители всех традиционных религий — христианства, ислама, иудаизма, буддизма — крайне обеспокоены стремительным распространением наркотиков в мире и активно включаются в борьбу с этой проблемой, объединяя свои усилия с государственными и общественными организациями. Какова роль Русской православной церкви (РПЦ) в антинаркотической профилактике?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2013
Юлия Юрьевна Синелина Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004.  № 1(69). С. 85-91. 
Издательство "Academia" готовит к выходу в свет книгу Ю.Ю. Синелиной "Секуляризация в социальной истории России" (серия "Монографические исследования: социология"). Актуальность книги определяется тем, что к настоящему времени накопилось немало острых проблем, касающихся взаимодействия российского общества и православной церкви. Среди них — взаимоотношения школы и церкви: надо ли заменять научное мировоззрение церковным, как это предлагают сделать некоторые российские иерархи, или и здесь должна оставаться свобода совести, в том числе и для атеистов? Какой быть практике секуляризации в условиях современной многоконфессиональной России?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2013
Ягфар Закирович Гарипов, Роза Вагизовна Нуруллина Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009.  № 4(92). С. 203-229. 
На основании данных социологического опроса учащихся медресе авторы исследуют особенности социализации мусульманской молодежи Татарстана. Ученые приходят к выводу, что основным каналом как обращения в ислам, так и социализации в целом вновь становится семья.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2013
Ягфар Закирович Гарипов, Роза Вагизовна Нуруллина Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009.  № 5(93). С. 230-245. 
На основании данных социологического опроса учащихся медресе авторы исследуют особенности социализации мусульманской молодежи Татарстана. Ученые приходят к выводу, что основным каналом как обращения в ислам, так и социализации в целом вновь становится семья.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2013
Светлана Мушаиловна Климова, Галина Владимировна Мартынова, Вячеслав Николаевич Мусолов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009.  № 5(93). С. 181-197. 
Объектом исследования авторов работы выступает уровень религиозности студентов Белгородского государственного университета. Автора резюмируют, что декларируемое исповедование православной религии не препятствует использованию студентами различных обрядов и примет, якобы помогающих сдавать экзамены. Двоеверие, сочетающее христианские догмы и языческие практики, трактуется авторами как неотъемлемая часть русской культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-07-2013
Илона Грачиковна Гезалян Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011.  № 1(101). С. 151-157. 
Статья посвящена изменениям, происходящим в сфере религии под влиянием глобализационных процессов. В частности, анализируется трансформация различных сторон религиозной жизни на примере российской действительности. Также в статье рассматривается нетрадиционная религиозность как продукт глобализации религии. Показана проблема функционирования новых религиозных движений в России: отношение и образ в общественном мнении россиян.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-07-2013
Диана Сергеевна Терехина Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011.  № 5(105). С. 17-24. 
В статье рассматриваются существующие формы сотрудничества высших учебных заведений и наукоемких предприятий. На примере Москвы приводятся данные социологических исследований относительно кооперации вузов и предприятий. Представлена авторская модель управления научно-исследовательской деятельностью студентов в вузе для оптимизации взаимодействия с реальным сектором экономики в научной сфере.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-07-2013
Ягфар Закирович Гарипов, Роза Вагизовна Нуруллина Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008.  № 3(87). С. 102-117. 
Отдел исламоведения Института истории Академии наук Республики Татарстан провел экспертный опрос делегатов II Фестиваля мусульманской молодежи ПФО методом социологического анкетирования. Было распространено 70 формализованных анкет; правильно заполненными вернулись 62 анкеты. Содержащаяся в них информация является полной и качественной и, следовательно, может считаться достоверной. Кроме того, были проинтервьюированы 10 наиболее активных членов молодежного мусульманского движения из различных регионов страны. Это дало возможность соотнести позиции двух групп экспертов и дополнительно проверить устойчивость собранной социологической информации.
ресурс содержит прикрепленный файл