Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Журнал социологии и социальной антропологии

Опубликовано на портале: 27-04-2010
Александр Александрович Сусоколов Журнал социологии и социальной антропологии. 2009.  Т. 12. № 1. С. 32-51. 
В статье проводится сравнение между социально-психологическими особенностями конфессиональных групп России (мусульман, православных, иудеев) и некоторыми элементами содержания канонических книг, в частности, Шариата. Выявление психологических типов и социальных норм осуществляется на основе анализа массива городского населения России 2002–2004 гг. по методике KOMPASS. Выявляется влияние исторических условий формирования конфессиональных групп на нормы рыночных отношений, заложенных в книгах Шариата. Показано, в частности, что среди верующих мусульман распространены такие психологические типы, как «новаторы» и «социально ответственные». Среди мусульман велика ценность организационных усилий. Согласно концепции предпринимательской функции Й. Шумпетера, именно эти аспекты ценностных ориентаций, а отнюдь не погоня за прибылью, составляет наиболее ценную для общества сторону предпринимательства. Выдвигается предположение, что некоторые аспекты экономической концепции классического ислама соответствуют требованиям разрешения кризиса, порожденного либеральной экономикой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-12-2010
Г.К. Гусаева Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
Автор выявляет конфессиональную специфику такого региона России, как Республика Дагестан. В последние годы наблюдается стремительный рост религиозных организаций, школ, вузов, особую роль играет возрождение исламских традиций. Автор приходит к выводу, что религиозная ситуация в Дагестане характеризуется, с одной стороны, резким ростом общественного интереса к религии и ее влияния на все стороны жизни общества, с другой, количественное возрождение ислама не дает заметного прогресса в нравственной, духовной жизни мусульман. Ислам не стал фактором, консолидирующим верующих, усилились разногласия как среди мусульманского духовенства, так и среди верующих
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-03-2008
Ольга Губницына Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 77-86. 
Современная религия как социальный институт переживает период глобальной трансформации. Общество потребления предъявляет религии новые требования, которые ока вынуждены учитывать как на институциональном уровне, так и в повседневных религиозных практиках. Кроме того, само общество по-новому использует и интерпретирует сакральные элементы в повседневных, не религиозных практиках. Цель данной статьи — выявить основные показатели трансформации религии в обществе потребления и изменения в восприятии религии в данном обществе. Это возможно на анализе современных религиозных практик и тех процессов трансформации религиозности (массовой и индивидуальной), которая была характерна для России в конце XX в.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-03-2007
Галина Васильевна Еремичева Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. VIII. № 3. С. 174-192. 
Формирование новых религиозных движений, с помощью которых люди реализуют свои религиозные предпочтения, является результатом кризиса традиционной религии и религиозных институтов. Разработанные на материале проекта, посвященного повседневной жизни петербургских семей, исследовательские гипотезы были опробованы на эмпирическом материале интервью с членами общины Церкви Христа. Выбор нетрадиционной религии указывает на то, что традиции православия не были достаточно глубоко усвоены населением в советское время. С другой стороны, религиозные организации во многом интегрируют современные формы протестантизма. Дух предпринимательства, характеризующий протестантскую этику, становится созвучным укореняющимся в России отношениям рыночной экономики. Это и делает эти религиозные движения популярными среди молодежи и людей среднего возраста, с высоким уровнем образования.
ресурс содержит прикрепленный файл