Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 29-01-2005
Валентина Ладоренко, Ольга Ладоренко Общественные науки и современность. 1991.  № 1. С. 126-136. 
Новый подход к пониманию религии, бессмысленность противопоставления которой науке, определяется различной природой этих феноменов. Религия – целостное видение мира в его инвариантных характеристиках и предельных основах, имеет личностное, человеческое измерение. Вера – специфически человеческий способ "обживания" и осознания действительности; она – не только и не столько приверженность системе догматов, но особое состояние души, столь же неотъемлемое свойство психики, как любовь, сострадание, стыд и.т.п. Наука, критичная даже к себе самой, с ее истинами, постоянно меняющимися под воздействием новых факторов, принципиально внеличтностна. Поэтому на ее основе не только невозможно формирование целостной мировоззренческой системы (даже посредством метода индуктивного обобщения), но создание некого "критерия научности" в отношении мировоззрения или мироощущения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-06-2004
М.В. Рябов Общественные науки и современность. 1996.  № 3. С. 123-133. 
Развитие ситуации в исламском мире демонстрирует неправомерность представлений о социальном прогрессе как однонаправленном процессе рационализации и нивелирования этнокультурных различий. Автор текста, рассматривая мусульманское вероучение как один из 12 системообразующих факторов социоприродного единства человека и окружающей среды, убедительно показывает: некого общего для всех мусульманских стран ислама не существует. Хотя эта религия и выступает как системный элемент высокого уровня, она не может не испытывать воздействие со стороны иных компонентов хозяйственно-культурного комплекса. Это обстоятельство объясняет не только всплески традиционализма в мусульманском культурном ареале, но «внутриисламский джихад», проявляющийся не только на межгосударственном уровне (Иран–Ирак), но и в пределах отдельной страны (межафганский и межтаджикский конфликты).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2003
К.Н. Костюк Общественные науки и современность. 2001.  № 6. С. 114-131. 
В статье анализируются «Основы социальной концепции Русской православной церкви», принятые Архиерейским собором в 2000 году. Исследуются исторические и богословские основания документа, его особенности по сравнению с подобными декларациями и практикой других христианских конфессий, содержащиеся в нем представления о современном обществе, об общественном идеале и моральных ценностях, отношениях церкви с государством и обществом, проблемы биоэтики. Отмечается, что в условиях модернизации жизнь церкви необратимо меняется и ее социальная концепция соответствует новым реалиям независимости церкви от государства («критической солидарности» по отношению к нему). Только таким образом церковь может сохранить свою сущность и спасительную миссию. Критикуются недостатки концепции, такие как противопоставление образа верующего и гражданина, христианской идеи достоинства человека и концепции прав человека, противоречия в общетеоретическом отношении к миру и применению оружия, отсутствие границы между социальным учением и пастырским богословием.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-11-2011
Елена Ерофеевна Дутчак Общественные науки и современность. 2010.  № 3. С. 163-172. 
Староверие  прочно  ассоциируется  в  массовом  сознании  с  конфликтом  –  культурным  или  социальным,  с  формированием  религиозно-политической  оппозиции. У  истоков  этих  представлений  стоят  русская  демократическая  публицистика  второй половины  XIX  в.  и  советская  традиция  изучения  народных  религиозных  движений как преимущественно политических.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
М. Степанянц Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 167-170. 
Ядро гуманистического мировосприятия – признание за человеком свободы во всем многообразии ее проявлений, которая противостоит приоритету и господству государства, доминированию религиозных институтов, традиционной социальной иерархии и т.д. В мусульманстве на протяжении веков преобладало фаталистическое представление о предопределенности судьбы человека и его зависимости от воли Аллаха. Это представление было подвергнуто частичному переосмыслению в мистическом учении суфизма (особенно наглядно в трудах шейха Ибн Араби), что открыло возможность для выражения умонастроений, типологически сходных с гуманистическими. Однако масштаб развития данной тенденции не позволяет говорить о наличии гуманизма как самостоятельного феномена в жизни мусульман.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2004
Л. Василенко Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 152-163. 
Традиционно наука и религия противопоставляются друг другу, как несовместимые – чем больше объем знания, тем меньше места для религиозных представлений. В современный период между этими позициями возникает потребность конструктивном диалоге и мирном сосуществовании. Если это произойдет, мы получим наглядное свидетельство большей духовной зрелости общества. Однако на пути к такому состоянию существует немало проблем, в том числе – попытка использовать религию как государственническую идеологию. Следствием чего может стать духовная несвобода, одинаково губительная и для научных исследований, и для исповедания веры, поскольку насаждение ее неизбежно вызовет к жизни социальные силы, отрицающие само право религии на существование, наподобие того, как этот было в советскую эпоху.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-01-2006
Леонид Васильев Общественные науки и современность. 2006.  № 1. С. 83-90. 
В попытках понять, почему, спустя почти полторы тысячи лет после появления ислама, стало возможным возникновение столь мощного, энергичного, жесткого агрессивного, использующего террор движения, как современный исламизм, автор статьи в осторополемичной форме обращается к кораническим основам этого феномена. Его вывод пессимистичен. Идеология современного мусульманского радикализма – это не искажение, а доскональное следование фундаментальным заповедям Корана. Что, однако, хуже, в настоящее время исламизм, близкий, по существу, тоталитарным доктринам ХХ в., формирует новую конфигурацию глобального противостояния, все активнее беря на себя роль некого идейного центра, противопоставляющего свои ценности ценностям демократии и толерантности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-06-2004
З.А. Миркина Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 161-166. 
Самый страшный кризис в стране – это кризис веры, полагает автор. Вера, как и свобода, не выстрадана нами, не отвоевана у лжи и безверия, а разрушена свыше. Однако традиции высочайшей духовной и нравственной требовательности, присущие великой русской литературе, не совсем исчезли, но с трудом пробиваются в обстановке ликующего распада. Тому пример – два романа, опубликованные в “Новом мире” №№ 5 и 1 за 1994 г. и представленные на букеровский конкурс. Истина вне Христа… Что это такое? Внешняя истина. Истина внешнего и внутреннего мира. А Христос сам есть истина. Но истина мира внутреннего. Истина не от мира сего.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-08-2004
Л.В. Хачатурян Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 150-157. 
Автор рассматривает три варианта трактовки творений Отцов Церкви, различных по времени и по отношению к каноническому Преданию. Первый – богословские сочинения А. Хомякова, использующего Предание “изнутри”, структурно, в качестве многоуровневого источника. Второй – работы В. Соловьева, где познавательный опыт тесно связан с сомнением, рефлексией. Предание у него подобно, но не более, идеальному развитию знания. Третий – труды И. Ильина, допускающего дополнение и переосмысление Предания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
Леонид Васильев Общественные науки и современность. 1994.  № 6. С. 167-171. 
В основе современной китайской и ряда других дальневосточных культур (от Японии до Сингапура) лежат принципы конфуцианского гуманизма. Основное его отличие от европейского в том, что он служил средством для создания гармоничного общества и патерналистского упорядоченного государства. Идеал древнекитайского гуманизма (гармония, порядок и постоянное самоусовершенствование хорошо организованного государства, управляемого достойным правителем и справедливым чиновничеством) ориентирован не столько на личность, сколько на социум. Именно благодаря этой традиционной установке произошел успешный выход КНР из тупика марксистско-маоистского эксперимента на рельсы рыночного развития и приспособление его населения к экономической модели, опирающейся на частную собственность европейского типа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2006
Сергей Пимчев Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 158-166. 
Автор полагает, что опыт церкви в деле социокультурной организации людей не утратил своего значения в современных условиях. Предметом статьи является анализ взаимоотношений двух исторически сложившихся религиозных систем воспитания: приходсткой и монастырской.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-08-2004
Вадим Маркович Розин Общественные науки и современность. 1994.  № 5. С. 128-135. 
В статье, по случаю переиздания «Писем» Георгия Говорова, известного более как Феофан Затворник, автор обращается к личности Феофана как примеру необычного соединения религиозной, научно и эзотерической рациональности. Автор полагает, что работы Феофана служат свидетельством того, что разные по своей логике и предпосылкам формы мышления могут вполне уживаться в одной личности, обогащая друг друга. Более того, он уверен, что соединение разнородных начал в значительной мере свойственно незаурядным творческим натурам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-01-2006
Владимир Дмитриевич Жукоцкий Общественные науки и современность. 2006.  № 1. С. 69-82. 
Лютер и Ленин трактуются в статье как знаковые фигуры всемирной истории и обретения смысла советской эпохи в истории русской и мировой культуры. Анализируя немецкую Реформацию, автор приходит к идее русской Реформации: символична даже симметрия двух великих дат в истории человечества - 1517 и 1917 гг. Начало европейской и русской реформации разделяют четыре столетия. Автор приходит к выводу, что если лютеровская модель реформации возникла на почве западного христианства, то ее ленинская модель не может быть понята вне православия с его ментальностью. В статье высказывается мысль о том, что в современных условиях контрреформационные тенденции вписываются в общую логику продолжающейся реформации, которая может считаться "золотой серединой" между ее крайними культурологическими моделями – Лютера и Ленина.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2006
Николай Рерих Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 171-183. 
Два фрагмента из малоизвестной книги «Твердыня пламенная» (Нью-Йорк, 1932). Майтрейя - любовь, сострадание – в буддизме имя владыки будущего. Рерих показывает, что у всех народов и во всех религиях представления о будущем разительно сходятся в самых сокровенных и сердечных устремлениях. Второй фрагмент демонстрирует единство всех культур в представлении о Великой матери, как спасительнице и жертвовательницы. Рерих видел в этом пророчество о времени, когда к Земле должны будут приблизиться Высокие энергии, Они предназначены для созидания, но могут оказаться губительными, если человечество не осознает своего единства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-07-2006
М. Блюменкранц Общественные науки и современность. 1991.  № 5. С. 155-162. 
Свобода – одна из центральных тем христианского мироощущения, фаустовская тема европейской души. Постижение истины неразрывно связано с достижением внутренней свободы. В легендах о Нимроде отражается каинов путь свободы, ставший пробным камнем современной цивилизации, свободы своеволия и богоборчества. Ибо убийство Каином Авеля – первый в истории человечества акт насилия, направленный непосредственно против Бога. Сама постановка вопроса о свободе свидетельствует о крайней степени несвободы. Проблема свободы возникает тогда, когда всякая свобода потеряна.
ресурс содержит прикрепленный файл