Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 26-06-2006
Инна Вениаминовна Налетова Социологические исследования. 2004.  № 5. С. 130-136. 
Автор статьи задается вопросом: действительно ли в России образовалась новая, отличная от традиционной, православная религиозность (с новой практикой, духовностью, новым церковным устройством и учением) или же укрепился новый образ религии, создаваемый самими учеными? Рассматривается смысл понятия "новые верующие" сначала в рамках западной социологии религии, и затем - в публикациях российских ученых. Отмечается недостаток внимания к поиску адекватных "инструментов" изучения православия, для чего необходимо глубокое знание самой религиозной традиции, желание взглянуть на нее изнутри, отказшись от атеистического по сути отношения к религиозной реальности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-06-2007
Социологические исследования. 2002.  № 4. С. 67-75. 
Автор считает «Основы социальной концепции» первым шагом к разработке социального учения, которое объяснило бы священникам и мирянам принципы их взаимодействия с окружающим миром (на личном и институциональном уровнях). То обстоятельство, что документ разрабатывался в полузакрытом режиме, в значительной мере обусловило наличие неясностей в его тексте. Поэтому изложение основных идей концепции не лишено критических и полемических элементов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-04-2005
Зинаида Ивановна Пейкова Социологические исследования. 2001.  № 4. С. 64-70. 
Апостасия – предубеждение против церкви и христианства. Автор считает, что как бы не была сложна задача нравственного оздоровления общества на традиционных религиозных началах, ее необходимо решать, потому, что альтернативы ей не существует, ибо защита национальной религии или церкви есть защита наций и народов, государства и общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Юлия Юрьевна Синелина Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 100-104. 
Автор анализирует современный миф о "сложных" условиях, в которых оказалось в России атеистическое мировоззрение, и о "благоденствии" традиционных религий, прежде всего, православия. Средства массовой информации, формирующие представления обывателя, настроены в большинстве своем весьма критично по отношению к православной церкви. Демократы-западники, возглавляющие большинство российских СМИ, не учитывают специфику России как страны, приверженой традиционным религиям, православие огульно обвиняется в тоталитарном мышлении и нежелании модернизироваться.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-05-2006
Сергей Николаевич Савельев Социологические исследования. 1991.  № 2. С. 34-45. 
Автор статьи на рассекреченных архивных материалах анализирует деятельность Антирелигиозной комиссии (1921–1929), созданной по прямому указанию Ленина с целью насильственного утверждения в массах атеистической идеологии. На примере преследований российских католиков («дело» архиепископа Я. Цепляка, окончившееся его расстрелом) показано, как в стране внедрялась практика идеологического расизма и устанавливался режим духовной оккупации, где в роли оккупанта выступала правящая группировка. В тексте приводится полный список идеологических погромщиков – руководителей и работников центрального аппарата Комиссии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-09-2005
Елена Александровна Островская Социологические исследования. 1999.  № 3. С. 107-113. 
В статье рассматриваются буддийские общины, созданные мирянами и функционирующие автономно, с весьма существенными отличиями от традиционных буддийских социальных институтов России. Эмпирическим базисом работы служат результаты полевого исследования этих организаций, проведенного с использованием методов включенного и невключенного наблюдения, анализа документов (видео- и аудиоматериалов из архива общин, буддийской периодики и сочинений духовных лидеров), интервьюирования экспертов, руководства и рядовых членов общин.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-03-2010
Ханс Йоас Социологические исследования. 2009.  № 11. С. 78-88. 
Автор анализирует причины упадка тезиса о секуляризации общества и предлагает заменить секуляризацию более обоснованными сценариями будущего религии. Эмпирические данные, приводимые в статье, дают основание Х. Иоасу выявить три процесса, свидетельствующих о перспективах дальнейшего роста христианства. Автор подчеркивает, что глобализация христианства скоро ослабит его идентификацию с Европой или Западом. По его мнению, глобализация христианства и религиозный плюрализм в Европе, возросший с миграцией, повысил важность межрелигиозного диалога и сотрудничества христианских церквей с нехристианскими религиозными общинами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-12-2011
Хасан Владимирович Дзуцев Социологические исследования. 2011.  № 8. С. 107-114. 
Статья написана на материалах исследования, основная цель которого изучить масштабы и основные факторы распространения религиозного течения ваххабизм на Северном Кавказе. Определены основные причины распространения ваххабизма на фоне активизации фактора "спирали молчания", выявлено отношение населения северокавказских республик к запрету этого религиозного течения в Российской Федерации, описан характер воздействия религиозных течений на социальное поведение людей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-03-2009
В.В. Юдин Социологические исследования. 2007.  № 10. С. 118-121. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-11-2003
А.С. Попов, М.С. Эльпорт Социологические исследования. 1985.  № 1.
Возрастающая активность религиозных движений и организаций в США (в том числе и в сфере политики) дала возможность авторам проследить особенности взаимоотношений церковно-теологического либерализма религиозных организаций США с политическим либерализмом. В статье показывается, что союз религии и политики может порождать противоречивые образования, не поддающиеся однозначной оценке. Поэтому, по их мнению, при анализе деятельности религиозных организаций следует учитывать и атрибуты религиозного мировоззрения, и конктретное социально-политическое содержание религиозных идеологических форм.
Опубликовано на портале: 06-06-2007
Вячеслав Вениаминович Локосов Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 82-89. 
Рассматривается вопрос о месте Русской Православной Церкви в жизни современного российского общества. Сообщается, что по результатам ряда опросов большинство граждан считает, что православие не следует возводить в ранг государственной религии, что Российское государство должно оставаться светским. Отмечено, что в современной России как одобрительное, так и просто лояльное отношение людей к политической власти и государственному устройству не зависит их отношения к религии. Проводится сравнение социально-политических ориентаций и предпочтений пяти типологических групп: неверующих, православных, воцерковленных, невоцерковленных, мусульман. Вывод: религиозный и конфессиональный факторы, как правило, не оказывают влияние на оценки состояния российского общества и государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Екатерина Сергеевна Элбакян, Степан Викторович Медведко Социологические исследования. 2001.  № 8. С. 103-111. 
Весной 2000 г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем по заказу Фонда Ф. Эберта было проведено социологическое исследование «Россияне о судьбах России в ХХ веке и своих надеждах на ХХI век» по репрезентативной всероссийской выборке (2050 человек). Выявлено, что в России группа верующих имеет определенные хозяйственные и рыночные ориентации: (1) преобладание тенденций патернализма и консерватизма; (2) построение собственной хозяйственной деятельности на принципах самообеспечения; (3) своеобразное «половинчатое» восприятие рыночных реформ как на уровне действий, так и на уровне идей; (4) с приходом нового поколения молодых верующих нарастание предпосылок для изменения отношения этой социальной группы к рынку и экономическим реформам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-03-2012
Мирко Благоевич Социологические исследования. 2011.  № 10. С. 81-87. 
Данная работа состоит из двух частей. В первой автор рассматривает два теоретических подхода к интерпретации возвращения и ревитализации религии в Сербии. Во второй излагает две интерпретации эмпирических данных, касающихся отношения людей к религии и церкви в Сербии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-07-2005
Юлия Юрьевна Синелина Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 96-107. 
В октябре 2003 г. автор провела опрос населения Ярославской области для изучения состояния его религиозности. Чтобы объективно оценить близость людей к Церкви, были использованы такие показатели, как посещение храма, приход на исповедь и причастие, чтение Евангелия, молитва, соблюдение постов (по пятибалльной шкале). На основе полученных данных выделены группы людей с разной степенью воцерковленности («воцерковленные», «полувоцерковленные», «начинающие», «невоцерковленные», «нулевая группа» и «неверующие»). Доля респондентов, называющих себя православными (77%), превосходит долю тех, кто относят себя к верующим (58%). Это означает, что часть опрошенных связывают себя скорее с православной культурой, чем с православной верой. В сельских районах пропорция верующих - 66%, в Ярославле - 55%. Для количественной оценки интереса православных верующих к оккультизму (магия, астрология, гадание, медитация и т.д.) введен показатель суеверного поведения, значение которого определяется по шкале с четырьмя позициями. Оказалось, что суеверное поведение наиболее характерно для групп «воцерковленных» и «начинающих», и менее всего свойственно «неверующим». Среди суеверных людей большинство составляют проживающие в сельских районах женщины. На этом основании автор предположила, что живучесть магических практик связана с близостью к земле, к природе. Церковь, обращая внимание на склонность верующих к оккультизму, не считает, что это вытесняет веру в Бога.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-01-2010
Мария Сергеевна Алексеева Социологические исследования. 2009.  № 9. С. 97-102. 
В статье рассматриваются происхождение и различные подходы к пониманию воцерковленности и критериев ее измерения. Устанавливается субординация понятий "воцерковленность" - "религиозность", "воцерковленные" и "практикующие верующие". Анализируются проблемы и перспективы применения категории "воцеркволенности " для оценки степени религиозности в современном российском обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл