Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Гуманитарная мысль Юга России

Опубликовано на портале: 30-11-2006
Игорь Игоревич Лыман Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 79-93. 
Публикуются выявленные в Российском государственном историческом архиве ценные документы (в частности, опись имущества бывшей Сечевой церкви, составленная в мае 1777 г.), дающие возможность скорректировать существующие представления о событиях, связанных с ликвидацией Новой Сечи и существенно дополняющие сведения о судьбе богатств Сечевой Покровской церкви после июня 1775 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Евгений Владимирович Кратов Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 109-117. 
В статье рассматривается состояние северокавказских мусульманских общин и политика, которую осуществляла Советская власть по отношению к исламу на территории Северо-Кавказского края в 1924-1934 гг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Исламофобия [статья]
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Сергей Николаевич Абашин Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 20-26. 
В современном российском обществе можно выделить несколько форм проявления нетерпимости к исламу: исламофобия западников, исламофобия консерваторов, православная исламофобия. В последние годы было несколько незначительных антиисламских акций, которые можно было бы квалифицировать как государственную исламофобию. Для решения стоящих перед обществом необходимо создавать условия для самого широкого диалога всех политических, общественных и религиозных сил, не рассматривая априори каждую из них как какую-то неправильную или «чужую». И это будет возможно, если будет недвусмысленно осуждена и прекращена исламофобская истерия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Владимир Олегович Бобровников Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 4-18. 
На примере религиозного законодательства постсоветского Дагестана в статье рассматривается традиционалистский дискурс, который определяет восприятие и функционирование ислама в постсоветских условиях. Согласно гипотезе автора, “традиционный ислам”, легализованный в Дагестане в 1990-1997 гг. и воплощенный в структурах республиканского муфтията, представляет собой новый обычай, испытавший немалое влияние советской традиционалистской этнографической школы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Александр Анатольевич Пригарин Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 94-116. 
Публикация посвящена обстоятельствам переселения старообрядцев в Придунавье в XVIII – XIX веках. Они рассматриваются с позиций их преломления в памяти потомков. Данный феномен исторического сознания анализируется на основе широкого экспедиционного материала, собранного среди старообрядческого населения Украины, Румынии и Болгарии. Привлечение письменных источников позволяет представить указанные представления в динамике. Рассматриваются вопросы "народной историософии" как составной части мировоззрения: легенды о Беловодье-Граде Некрасова и Конце Света. Особое внимание уделяется рассказам о местах выхода, переселениях и обустройстве на новых местах. Исследуется опыт народной этимологии названий группы, этническая картина мира, а также знания "своего" пространства. На основе этих сюжетов показывается перспективность материалов устной истории для реконструкции как предыдущего опыта, так и оригинальной ментальности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Анатолий Владимирович Крюков Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 45-56. 
Публикация посвящена анализу истории изучения религиозного сектантства на Кубани со второй половины XIX в. до наших дней. При этом автор выявляет и рассматривает основные этапы исследования данного явления в общероссийском масштабе, раскрывая изменения в оценках религиозного сектантства и методологии его изучения с течением времени. Основной вывод – исследование истории религиозных сект в России, и ее регионах в наибольшей степени находилось в зависимости от «генеральной линии» политики, проводимой властями в отношении религиозного инакомыслия и его последователей.
ресурс содержит прикрепленный файл