Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 09-06-2012
Сергей Анатольевич Штырков, Жанна Владимировна Кормина Антропологический форум. 2008.  № 9. С. 154-184. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-12-2012
Диалог со временем. 2010.  № 31. С. 373-384. 
Письмо приора доминиканского монастыря Сан Марко, реформатора и духовного лидера Флоренции конца XV в. Джироламо Савонаролы написано предположительно в 1495 г. и адресовано представительнице известного флорентийского семейства — Маддалене Пико делла Мирандола, избравшей монашескую стезю.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-03-2013
Роберт Паркин Диалог со временем. 2011.  № 37. С. 326-350. 
Да будет известно всем людям, которые обнаружат, увидят это сочинение, услышат о нем или прочитают, что в году нашего Господа 1532, на 24-м году правления короля Генриха VIII дали корень бедствия, проявившиеся позже. По прошествии времени они созрели и проявились на деле в английском королевстве, к великой печали для всех истинных христиан.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2013
Т.В. Чумакова, Т.В. Чумакова Диалог со временем. 2012.  № 41. С. 296-316. 

Опубликовано на портале: 11-03-2009
Галина Сергеевна Широкалова, Анна Валентиновна Аникина Социологические исследования. 2007.  № 10. С. 103-113. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-06-2007
Владислав Аркадьевич Бачинин Общественные науки и современность. 2007.  № 4. С. 162-171. 
Автор полагает, что суть переживаемых человеческим духом метаморфоз на протяжении всей эпохи модерна – в отходе западного и российского культурного сознания от традиций классического христианства. В динамике культурных изменений, характеризующих духовное пространство постмодерна в свете его отношений с христианством, обнаружилось несколько основных тенденций: сохраняющееся брутальное богоборчество в русле демонодицеи («оправдания демонов»); академический и бытовой секуляризм с демонстративно-индифферентным отношением к христианским ценностям; неоязычество; новое богоискательство. Постмодернизм может быть квалифицирован одновременно и как геокультурная девиация, и как общественный, корпоративный грех мировой цивилизации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-04-2010
Наталья Андреевна Зоркая Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2009.  № 2(100). С. 65-85. 
В течение последних 20 лет отношение к религии, религиозность постсоветского общества неоднократно становились предметом рассмотрения на страницах журнала. Поводом для написания данной статьи стало новейшее исследование Левада-Центра, целиком посвященное изучению религиозной практики российских граждан, причисляющих себя к православной вере. В настоящей работе связывается между собой три плана рассмотрения имеющегося в распоряжении автора статьи материала социологических опросов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Татьяна Борисовна Коваль Мир России. 2008.  Т. 17. № 1. С. 122-146. 
В современной России религиозная тема становится одной из наиболее актуальных. Достаточно упомянуть широко развернувшуюся в последнее время дискуссию о клерикализации общества, связанную с письмом академиков Президенту РФ. Действительно, присутствие Русской Православной Церкви во всех сферах жизни общества ощущается все сильнее. Это происходит на фоне увеличения доли россиян, считающих себя православными, из которых, впрочем, лишь незначительная часть является воцерковленными. В этой связи встает вопрос о влиянии учения Русской Православной Церкви (РПЦ) на умы и сердца верующих и о содержании этого учения. В данной статье мы предлагаем обратиться к одному из его аспектов, а именно связанному с этикой социально-экономических отношений, проблемой собственности и богатства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Роман Александрович Лункин Вопросы образования. 2006.  № 4. С. 301-309. 
Раздаются голоса как «за», так и «против» преподавания в наших школах основ православной культуры. Противники ОПК ссылаются на законы, позволяющие каждому свободно исповедовать свои убеждения и не заниматься тем, что их не интересует; сторонники же уверяют, что дело не в законах и правах граждан, а в том лишь, что русский, не приемлющий православия, русским считаться не может. Православная культура, в русле которой воспитывались многие поколения наших соотечественников, интересна, конечно, не только в качестве школьной дисциплины, а сама по себе, и велика она вовсе не тем, что некоторые священники и иерархи церкви спешат придать ей характер общей, практически официальной идеологии. Но именно методы последних, взятые ими, похоже, из арсенала советской пропаганды, заставляют не столько изучать основы этой культуры и выделять ее бесспорные достоинства, сколько решать вопрос о допустимости насильственного внедрения курса ОПК в учебные программы российских школ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-09-2004
Игорь Григорьевич Яковенко Общественные науки и современность. 1994.  № 2. С. 47-56. 
В статье акцентируются различия между православием и католичеством, которые легли в основу различий российской и западноевропейской цивилизаций. Подчеркивается динамизм культуры средневековой Западной Европе, проявлявшийся в множественности малых "Возрождений" в и застойный дуализм византийской культуры. История борьбы права с иерархией на Запада противопоставляется сакральному образу Власти, сохранившемуся на Востоке. В имперский период Россия развивалась в условиях противостояния с Западом и вынужденной модернизации. Однако на рубеже ХХ в. Россия все же подошла к порогу фазового перехода, за которым качественно меняется природа общества. Однако в 1917 г. произошло решительное упрощение социальных и культурных структур, общество было отброшено назад и начинает возвращаться на обретенные позиции лишь в наши дни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-06-2004
М.А. Батунский Общественные науки и современность. 1996.  № 2. С. 81-90. 
Содержательный и лексико-семантический анализ трудов видного идеолога правоцерковных кругов М. Меропиева позволяет автору текста сделать следующий вывод. В начале ХХ века великорусская клерикальная парадигма не сумела предложить адекватную вызовам времени программу, как и ранее апеллируя к концепции «христианизации и русификации инородцев». Такая архаичная стратегия не могла противостоять стремлению российских мусульман к национальному и культурному самоопределению, модернизации и распространению современной цивилизации на Восток, которые одухотворяли, например, джадидов. Поэтому в ходе политических потрясений, охвативших Россию, охранительная идеология потерпела полный провал, а национально-освободительное движение, напротив, стало одной из активных сил движения за демократизацию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2007
Сергей Николаевич Булгаков Социологические исследования. 1990.  № 3. С. 110-111. 
Данная статья представляет собой проект ортодоксального православного определения природы социализма известного русского религиозного философа начала ХХ века Сергея Булгакова. В ней отрицается попытка осуждения социализма как такового с религиозно-нравственной точки зрения, при этом социализм рассматривается в качестве не мировоззрения, но лишь практической этики и целесообразности. По мнению автора, цель социализма, понятая, как осуществление социальной справедливости, защиты слабых, борьбы с бедностью, безработицей, эксплуатацией — в такой степени нравственно самоочевидна, что разногласие может быть только относительно практической целесообразности или осуществимости тех или иных мероприятий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2004
Лариса Анатольевна Андреева Общественные науки и современность. 2004.  № 3. С. 143-152. 
В статье характеризуются отношения между государством и религиозными конфессиями, как установленные законами, так и существующие в политической практике. Отмечается уклон современной государственной политики в сторону "традиционных конфессий" и особенно православия в ущерб протестантизму, играющему все большую роль в духовной жизни страны. Указывается на неправомерность сравнения данных о самоидентификации населения с традиционными и новыми конфессиями, которая носит качественно различный – общекультуный и собственно религиозный характер. Только сбалансированная политика свободы совести, учитывающая права как верующих, так и неверующих, может быть основанием устойчивого развития страны в XXI в.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-08-2003
Андрей Валентинович Полонский
В статье рассматривается воздействие Церкви на социум в постсоветской России, а также на кризис самоидентификации россиян. Автор исходит из убеждения, что историко-культурное самосознание народа немыслимо без возвращения к традиции, в основе которой — религия. В центре внимания находятся проблемы воздействия внутрицерковных споров на общественную борьбу в современной России, использования различными политическими силами в своей идеологии православной традиции. Основное внимание уделяется двум направлениям характерным для современного православия – традиционализму и фундаментализму.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-07-2013
Фархад Назипович Ильясов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011.  № 1(101). С. 192-195. 
В статье анализируется статистика запросов в поисковую систему Яндекс на слова «ислам» и «православие», а также «православные» и «мусульмане». Автор приходит к выводу, что в случае интереса к слову «православие», человек осуществляет запрос на религию, а в случае обращения к слову «православные» — запрос на консолидацию.
ресурс содержит прикрепленный файл