Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 16-07-2009
Юлия Юрьевна Синелина Социологические исследования. 2009.  № 4. С. 89-95. 
На основе анализа данных всероссийского исследования 2006 г. религиозности населения России осуществлено сравнение групп православных (14 субъектов РФ) и мусульман (Башкортостан, Татарстан) по уровням религиозной активности, воцерковленности, склонности к суевериям. Приведен авторский анализ связанной с религиозностью структуры ценностей респондентов и представлены соответствующие типологические группы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-09-2007
А.Н. Мельник Социологические исследования. 1991.  № 12. С. 92-94. 
Текст содержит краткую биографию ведающегося богослова, мыслителя, историка техники и основоположника гидроархеологии; также приводится информация об изучении его обширного документального наследия; указаны основные места хранения рукописей. Основной вывод: труды Р.А. Орбели представляют существенный интерес для изучения религиозных и социальных течений интеллигенции в пред- и революционный период.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-03-2006
А.А. Панков, В.И. Подшивалкина Социологические исследования. 1995.  № 11. С. 99-103. 
Автор обращают внимание на следующий парадокс. В переживающем кризис обществе особую остроту приобретают проблемы поиска смысла, жизненного пути, веры, с которыми традиционно «работает» религия. Казалось бы, неминуем религиозный взрыв, однако он не происходит. Причины, которые вызывают конфликт между «религиозным интересом» общества и тем, что предлагают религиозные организации, авторы используют понятие «жизненная позиция личности». Классификация подобных позиций дает возможность определить характер контингента современных религиозных организаций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-04-2005
Dana Hamplova
Перев.: Зинаида Ивановна Пейкова (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2002.  № 7. С. 78-86. 
В июле 1999 года Социологическим институтом Чешской академии наук в рамках сравнительного проекта Международной программы социальных исследований "International Social Survey Programm (ISSP)" проведено репрезентативное социологическое исследование "ISSP 1998 - Религия", посвященное проблеме влияния религиозных представлений и религиозного поведения на социальные, политические и моральные установки населения и на его отношение к сексуальному поведению и абортам. Целью исследования было определить степень религиозности населения и отношение его к поставленным вопросам. Актуальность подобного исследования для Чехии объясняется тем, что эта страна относится к наиболее секуляризированным европейским странам. Согласно этой статье, в результате исследования ответов респондентов в Чехии христианство и оккультизм выявились как доминирующие духовные ориентации. Что отвечает теории Элвуда и Пэртина о двух основных образов действительности западной цивилизации: «Христианство и современная наука, с одной стороны, и альтернативные явления, спаянные с традиционными мистическими течениями...» Причем, христианство в чешском исследовании проявило себя скорее как духовная ориентация меньшинства. А большое распространение имеет вера в сверхъестественные элементы оккультного характера, амулеты, гороскопы. Вывод автора - в Чешской Республике религиозная вера, хоть и не традиционная христианская, но играет довольно значительную роль. В чем автор соглашается с противниками одномерности теории секуляризации, согласно которой, в современных обществах религия вытесняется из повседневной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-03-2013
Евгения Юрьевна Ванина Диалог со временем. 2011.  № 36. С. 35-59. 
В статье анализируется деятельность миссий ордена иезуитов в империи Великих Моголов, при дворе императора Акбара (конец XVI в.). Дискуссии иезуитов с «просвещенными философами» – рационалистами и вольнодумцами, составлявшими окружение государя-реформатора, впервые объявившего в своей империи свободу вероисповедания, представляют интереснейший пример контакта двух интеллектуальных сообществ и опровергают многие стереотипы о «противостоянии Запада и Востока».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Игорь Александрович Чуднов Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 104-107. 
Общехристианская мораль и традиция аскетизма в России не были так ярко выражены, как на Западе. Православие пошло по своему пути, отрицая католический целибат, введя браки среди белого духовенства, последовательно официально преследуя проституцию, что не мешало последней успешно существовать подпольно всю российскую историю вплоть до официальной легализации в 1843 г. В статье обсуждается эволюция христианской и в частности православной морали в отношении проституции. Утверждается, что осуждая и клеймя проституцию, христианская церковь не только сосуществовала с ней, но и часто использовала в своих целях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Лариса Анатольевна Андреева Общественные науки и современность. 2003.  № 1. С. 90-100. 
Процесс упадка религиозности в России в начале ХХ века рассматривается в статье как двуединое явление. С однойстороны, это процесс секуляризации сознания, затронувший в основном общественную элиту и связанный с процессом рационализации мировосприятия. С другой стороны, это гораздо более широкий процесс дехристианизации, связанный с кризисом православия как государственной религии, служившей опорой самодержавия, но не сопровождавшийся снижением в народных массах потребности в вере. При дехристианизации глубинные ментальные структуры сохраняют религиозную направленность. Автор рассматривает процесс дехристианизации как ключевое культурное явление ХХ века, предопределившее крах монархии и создание большевистского государства. Февральская революция легализовала процесс дехристианизации, но при этом потребность в вере была удовлетворена не при помощи либеральных и демократических, рационалистических идей, а при помощи большевистских идей, имевших квазирелигиозную форму, связанную с обожествлением вождей революции и их квазирелигизным культом. Несекулярное сознание большинства дехристианизированного населения и его религиозно ориентированное подсознание определило развитие коммунистической квазирелигиозности в Советской России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-12-2008
Лариса Анатольевна Андреева Социологические исследования. 2008.  № 8. С. 67-73. 
По мнению автора статьи судьба процесса рехристианизации в России связана с судьбой РПЦ, которая осуществляет свою миссию в условиях секуляризированного и прагматически ориентированного российского общества, втянутого в процессы глобализации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-11-2004
Д. Макаров Общественные науки и современность. 2004.  № 6. С. 147-161. 
В работе на основе полевых исследований, поведенных автором в 19..–20..гг., проанализирован феномен исламского радикализма в Дагестане: его истоки; внутренние и внешние факторы, приведшие в 1999 г. к вооруженному столкновению салафитов (ваххабитов) с государством; последствия этих событий как для дагестанского общества в целом, так и его радикальной части. Показано, что будущее место последней в общественно-политической жизни республики трудно предсказуемо. В условиях истощения мобилизационных ресурсов радикального исламизма сам по себе он уже не может подорвать относительную устойчивость нынешней дагестанской политической ситуации. Но в случае критического обострения и/или рефракции социальных, экономических и этнополитических противоречий, исламский фактор вполне в состоянии обернуться катализатором перекройки всего политико-идеологического ландшафта Дагестана.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Э. Тимошенко Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 119-132. 
Поиски базовых или конечных основ мироздания, безрезультатно закончившихся для классической науки, не привели к утрате интереса к тайне предельного. Автор статьи посредством математических (с применением новейшего вычислительного аппарата) выкладок и философских обобщений приходит к выводу о существовании предела, где происходит феномен «замыкания иерархий» – точке, в которой осуществляется связь микро- и мега-Вселенной. Свойства указанного феномена настолько отличны от обычных представлений о строении реальности и действия в ней известных нам законов, что это позволяет отождествлять его с Богом. Но даже, если воздерживаться от теологических объяснений, необходимо понять, что теория познания не может далее игнорировать целые пласты загадочных явлений и фактов, не укладывающихся в рамки современной научной картины мира, однако являются вполне достоверными.
Опубликовано на портале: 11-04-2013
П.Л. Бляхер Полития. 2013.  № 1.
Статья посвящена анализу религиозной ситуации в РФ на примере Дальневосточного федерального округа. На основе эмпирических данных П.Бляхер показывает, что массовые опросы, фиксирующие рост религиозных настроений в стране, отражают скорее реальность СМИ и государственных структур, нежели ту реальность, в которой существуют миллионы россиян. По его заключению, результатом попыток насаждения религиозности в России стало формирование очередного виртуального пространства, находящегося между обществом и властью и в равной степени чужого как для первого, так и для второй. Искусственная актуализация смыслов, не присутствующих в явленных формах в повседневности большинства жителей страны, порождает реальность-симулякр, которая и становится предметом анализа, в то время как сама жизнь людей, верующих и атеистов, оказывается вытесненной за пределы рефлексии.
Опубликовано на портале: 20-07-2013
Елена Николаевна Кофанова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008.  № 4(88). С. 94-101. 
Нередко в средствах массовой информации в ходе научных дискуссий можно слышать безапелляционные заявления о том, что неверующий человек априори безнравственен, что моралььде всегда религиозна. Но так ли это на самом деле?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-12-2011
Антонина Игоревна Кириллова Социологические исследования. 2011.  № 8. С. 102-106. 
В статье представлена методология и методика анализа связи религиозности и инкультурации. Методология анализа построена на базе русской религиозной философии. Выделены три уровня религиозности (духовная, душевная и витальная) и три типа инкультурации (этническая, базовая и "общечеловеческая"). Проведенный анализ эмпирических данных на примере мигрантов-мусульман выявил прямую связь религиозной духовности с выделенными типами инкультурации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-12-2011
Ольга Анатольевна Богатова Социологические исследования. 2011.  № 8. С. 114-122. 
Анализируются этнокультурные и религиозные компоненты социальной идентичности населения полиэтнического российского региона, рассматриваются интеграционные возможности различных категорий идентичности. Основное внимание уделяется религиозности населения республики в аспекте соотношения конфессиональной идентификации как этнокультурного символа и реальных конфессиональных практик православных верующих, а также влиянию религиозности на ценности и социальные установки верующих.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-06-2007
Михаил Петрович Мчедлов Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 33-40. 
Автор формулирует ряд условий, соблюдение которых необходимо для обеспечения объективного изучения постоянных составляющих дискурса «религиозная идентичность – другая идентичности – общественно-политические факторы». Рассматривается практика толерантного сосуществования разных религий и этносов, в частности, демонстрируется потенциал российского опыта многовекового совместного бытия конфессий и религий.