Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 11-12-2004
Михаил Юрьевич Варьяс Общественные науки и современность. 1993.  № 5. С. 53-67. 
Крайне дискуссионный текст о теологических основах моральных начал современного общества и государства, а также о системе и структуре так называемых "воинствующих" православных религиозных норм и их влиянии на различные социальные и политико-правовые процессы в современной России. Автор статьи, в частности, утверждает, что опасения о возврате деспотизма в связи с усилением роли церковных начал на нынешнем этапе развития нашей страны безосновательны, поскольку такие представления восходят к смешению понятий теократия и симфония, присущем не только мирянам, но и многим клирикам. Между тем, если теократическое государство предусматривает подчинение общества церковью, то симфоническая государственность означает лишь выполнение последней функции гражданского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Александр Александрович Авраменко Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 92-100. 
Статья представляет результаты комплексного социологического исследования, проведенного в 2000 г. в Калуге Научно-исследовательским институтом социально-политических исследований и консультирования. Опрашивались постоянные жители по вероятностной квотной выборке (N=1028). Анализировались мнения городской элиты, местных экспертов по делам религий и сект, а также представителей различных конфессий и сект.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-03-2006
Л.Н. Митрохин Социологические исследования. 1995.  № 11. С. 79-81. 
В статье подвергается анализу мнение о том, что Россия переживает «религиозное возрождение». Данный тезис представляется автору сомнительным, поскольку суть конфликта прежней официальной («диаматовской») идеологии и нынешней («демократической») состоит вовсе не в отношении к Богу. Последнее есть, с точки зрения автора, лишь «превращенная форма» более глубоких социальных конфликтов. Поэтому он призывает к взвешенному и глубокому изучению вопроса, предупреждая об опасности слепо копировать юридические нормы Запада в отношении религиозных организаций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-12-2012
Анна Юрьевна Серегина Диалог со временем. 2010.  № 31. С. 186-200. 
В статье исследуется английский католический катехизис, составленный в 1597 г. виконтом Монтегю для своей дочери. Анализируются особенности композиции и жанра текста (сочетание катехизиса и руководства по полемическому богословию), отражающие важную роль мирян и в особенности женщин в религиозном образовании английских католиков.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-06-2007
В.В. Юдин Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 48-49. 
Опираясь на материалы социологических исследований молодежи Могилева и Могилевской области, проведенных в 2002 и 2004 гг., автор рассматривает религиозное поведение верующей молодежи, анализирует уровень и степень ее религиозности. В ходе исследования по однотипным методикам было опрошено 1200 человек, представляющих основные социально-демографические группы.
Опубликовано на портале: 13-11-2003
Фархад Назипович Ильясов Социологические исследования. 1987.  № 3. С. 53-55. 
Автор предлагает свою систему показателей религиозности, которая позволяет строить её адекватные типологии. Одним из перспективных направлений в изучении данной проблематики автор считает выявление связи различных типов религиозности с характеристиками социальной деятельности. В статье рассматривается способ исследования религиозности, предложенный Дж. Фихтером.
Опубликовано на портале: 21-02-2007
К. Каариайнен, Дмитрий Е Фурман Общественные науки и современность. 2007.  № 2. С. 78-95. 
Во второй части текста (первая часть см. ОНС, 2007, № 1) анализируется влияние «проправославного консенсуса» на обыденное поведение граждан России. Показано, что ни сам консенсус, ни практическая контаминация его с «русскостью» не тождественны обретению людьми религиозной веры и принятию догматов православной церкви. Институциональная религиозность россиян (посещение храмов, участие в церковных таинствах, соблюдение постов, молитвенное общение с Богом и пр.) продолжает оставаться на низком уровне, тогда как идеологическая роль православия в их глазах, напротив, возрастает. Из этого несоответствия берет начало ряд усиливающихся антидемократических тенденций в менталитете большинства и подспудное его стремление к авторитарному государственному устройству. Такого рода подвижки массового сознания создают предпосылки для конфликтного развития российского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-12-2006
К. Каариайнен, Дмитрий Е Фурман Общественные науки и современность. 2007.  № 1. С. 103-119. 
В статье на основании 14-летнего социологического мониторинга (1991–2005 гг.), проводимого совместно Институтом лютеранской церкви Финляндии и Академией наук РФ, анализируется эволюция религиозного сознания россиян в постсоветский период. Показано, что духовный вакуум, образовавшийся в России после краха атеистической коммунистической идеологии и коллапса социалистической системы, заполнила религиозность, принявшая специфическую форму «проправославного консенсуса». Суть данного феномена состоит не только и не столько в акцентировано позитивном отношении подавляющего большинства населения к православию, сколько в том, что оно превратилось в дополнительный символ новой русской идентичности, компенсирующий издержки рыночных реформ на уровне обыденного восприятия социальных реалий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-02-2007
В.В. Юдин Социологические исследования. 2006.  № 5. С. 137-139. 
Автор поднимает вопрос о том, насколько оправдано считать показателем религиозного возрождения рост количества религиозных общин в Беларуси и увеличение числа людей, особенно молодежи, считающих себя верующими. Ответ базируется на данных социологических исследований, проведенных сотрудниками Могилевского государственного университета.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-07-2013
Елена Николаевна Кофанова, Мария Мирановна Мчедлова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010.  № 2(96). С. 201-230. 
Авторы материала сравнивают уровень религиозности россиян и жителей европейских стран. По уровню религиозности, доле верующих людей в населении Россия находится в середине списка европейских стран, но отличается наивысшей долей мусульман среди верующих. В целом исследование показало, что Россия остается страной светской, а конфессиональное самоопределение выступает скорее как способ идентификации с определенной культурной традицией, чем как подлинное проявление глубокой религиозности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-02-2011
Лариса Анатольевна Андреева, Людмила Константиновна Андреева Социологические исследования. 2010.  № 9. С. 95-98. 
В статье сопоставляются данные исследования религиозности студентов, срезультатами общероссийских опросов, с целью выявления степени расхождения или совпаденияосновных показателей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-02-2006
Ирина Владимировна Журавлева, Зинаида Ивановна Пейкова Социологические исследования. 1998.  № 10. С. 136-142. 
Результаты международного сравнительного исследования уровня и специфики религиозного сознания подрастающего поколения двух стран (1995–1997 гг.) показывают наличие у молодых людей повышенного интереса к сфере религии. Вера для них приобретает многозначный смысл, выступая и знаком групповой принадлежности, и символом эстетических устремлений, и высшей духовной потребностью и пр. Вместе с тем столь массовое усиление религиозности может свидетельствовать о неудовлетворенности респондентов окружающей действительностью, об их попытках защититься от ее прагматизма и жестокости.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Юлия Валерьевна Шерер Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 167-174. 
В статье рассматривается ряд направлений религиозной мысли в предреволюционной России. Первое связано с деятельностью писателей-символистов (Д.Мережковскорго, А.Белого, Вяч.Иванова, А.Блока и др.), стремившихся к выработке "нового религиозного сознания", противостоявшего нравственно-аскетическому и догматическому толкованию христианства, которое воспринималось как "религиозный позитивизм". Борьба с православием и официальной церковью рассматривалась как задача каждого настоящего верующего; русская революция – как форма религии, религиозный принцип. Второе было порождено революцией 1905 г. и попыткой С.Булгакова, Н.Бердяева, С.Франка, П.Струве и др. объединить социалистические (марксистские) и христианские ценности в проекте "христианского (или религиозного) социализма". Однако скоро их интерес к социальным проблемам сменился интересом к теологии и уходом в религию. Третьим было богостроительство, охватившее значительную часть социалистов, в том числе М.Горького, А.Луначарского и др. "Веховцы" видели в нем стремление к обожествлению народа, в то время как Д.Мережковский опровергал веховскую критику интеллигенции.
Опубликовано на портале: 21-12-2007
Екатерина Анатольевна Самсонова, Екатерина Юрьевна Ефимова Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 120-124. 
Представлены результаты социологического опроса, проведенного в начале 2004 г. в Туле сотрудниками Лаборатории социологических исследований и изучения общественного мнения центра социально-психологической помощи молодежи "Шанс". Опрошено 200 человек в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих в пяти административных районах города. 56,3% молодых людей считают, что в современной России отмечается религиозное возрождение, вместе с тем 33,2% опрошенных не считают, что такой процесс в России происходит (10,3% опрошенных не смогли дать ответ). Абсолютное большинство респондентов не имели и не имеют какого-либо религиозного образования. На вопрос анкеты: "Был (есть) ли предмет "Религиоведение" ("Богословие" и т.д.) у Вас в школе, ССУЗе, ВУЗе?" 91,5% молодых людей дали отрицательный ответ.
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Анатолий Владимирович Крюков Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 45-56. 
Публикация посвящена анализу истории изучения религиозного сектантства на Кубани со второй половины XIX в. до наших дней. При этом автор выявляет и рассматривает основные этапы исследования данного явления в общероссийском масштабе, раскрывая изменения в оценках религиозного сектантства и методологии его изучения с течением времени. Основной вывод – исследование истории религиозных сект в России, и ее регионах в наибольшей степени находилось в зависимости от «генеральной линии» политики, проводимой властями в отношении религиозного инакомыслия и его последователей.
ресурс содержит прикрепленный файл