Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 22-01-2009
Сергей Николаевич Родионов Социологические исследования. 2008.  № 11. С. 139-142. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Александр Сергеевич Ваторопин Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 84-92. 
Автор рассматривает социологию религии через призму социального модернизма и постмодернизма. Социологический подход к анализу модернизационных процессов в религиозной сфере выявляет отношение той или иной религии к модернизируемому обществу. Религиозный модернизм определяется как парадигмальное понятие, устанавливающее взаимосвязь между религией как целостной духовно-социальной подсистемой и обществом как модернизирующейся системой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Е Г Балагушкин, Владимир Кириллович Шохин Мир России. 2006.  Т. 15. № 2. С. 62-78. 
0
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-12-2010
Сергей Дмитриевич Лебедев Социологический журнал. 2007.  № 2. С. 24-36. 
В статье делается попытка выделить объективный смысл понятия "религиозный ренессанс" и обосновать непротиворечивую трактовку данного явления применительно к современной российской действительности. Применяемый с этой целью метод демифологизации предполагает выявление основных мифов, связанных с соответствующим понятием в массовом и отчасти - научном сознании, их критический анализ и обоснование научной интерпретации явления. Таких мифов автор выделяет четыре, как-то: однозначная позитивность религиозного ренессанса; тождество религиозного и духовного возрождения; традиционно-религиозный характер религиозного ренессанса; линейно-прогрессивный характер процессов возрождения религии в обществе. Показывая концептуальную односторонность каждого из этих представлений, автор на основе диалектического метода обосновывает альтернативные подходы к интерпретации религиозного ренессанса, ставя целью обозначить контур данного социокультурного явления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-07-2013
Михаил Петрович Мчедлов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005.  № 2(74). С. 38-45. 
Анализируя воздействие религии на сознание и поведение современной молодежи, следует учитывать, что в российском обществе значительную роль во многих сферах жизни неизменно играют традиционные факторы. При любом — монархическом или коллективистском, тоталитарном или либеральном — строе ощутимо проявляется действие ряда констант, определяющих цивилизационный облик России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-03-2005
Михаил Петрович Мчедлов, Абдул Абдулвагапович Нуруллаев, Екатерина Сергеевна Элбакян Социологические исследования. 1994.  № 5. С. 9-13. 
В работе анализируется результаты социологических опросов 1993г. исследовательского центра «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем в восьми регионах России. Авторы утверждают, что в России продолжают действовать две тенденции: с ростом образовательного уровня снижается степень религиозности; нетрадиционная её форма увлекает по преимуществу людей достаточно образованных. Тенденции развития религиозной ситуации в стране авторы оценивают как возможную стабилизацию уровня религиозности населения с одной стороны и усиление межконфессиональных конфликтов и деструктивных этнических движений с другой стороны. Острой проблемой для Русской Православной Церкви авторы считают деятельность зарубежных мессионерских организаций, которым властями создан режим наибольшего благоприятствования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-03-2006
Л.М. Воронцова, Сергей Борисович Филатов, Дмитрий Е Фурман Социологические исследования. 1995.  № 11. С. 81-91. 
В настоящей статье предлагается попытка интерпретации данных опросов, проводившихся в рамках исследования взаимосвязи религиозных и политических взглядов в массовом сознании населения России, а также прилегающих областей Украины и Казахстана, в которых живет русскоязычное население. Исследование проводилось в 1990-1992 гг. Исследователей интересовала глубинная структура массового сознания – во что люди верят или стремятся верить, что для них – добро и зло. В 1990 г. вопросы ограничивались сферами отношения к религии и общими политическими установками. В 1991 г. они уже охватывали такие сферы, как литература, музыка, живопись, а в 1992 – еще и отношение к труду, половой морали и т. д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-04-2004
Александр Бенционович Гофман Социологические исследования. 1975.  № 4. С. 178-187. 
Излагается социология религии Э. Дюркгейма, определяется ее место в теории общества этого социолога. Раскрывается динамика дюркгеймовских представлений о сущности религии, ее социальных функций на различных этапах развития человеческого общества; приводятся различные оценки дюркгеймовской концепции религии, которые давались как его современниками, так и позднейшими авторами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-03-2013
Андрей Николаевич Птицын Диалог со временем. 2011.  № 37. С. 184-197. 
В статье рассматривается проект организации чешской гуситской церкви в России, который был разработан российским правительством с целью раскола католической церкви, а также для сближения чехов с православием. Изучается опыт создания и деятельности гуситской церкви на Волыни в 70–80-е гг. XIX в., где ее прихожанами стали чешские колонисты. Выявлены причины неудачи гуситского проекта, показано его историческое значение.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-12-2011
И.А. Папкова Полития. 2010.  № 1. С. 111-117. 
На основе анализа работ американских исследователей И.Папкова показывает, что область знаний, которую условно можно обозначить как «религия в международных отношениях», еще находится в стадии становления. Не решены многие методологические и теоретические проблемы, не до конца определено предметное поле исследований. Тем не менее несомненный рывок в изучении данной проблематики, который был сделан в США за последние десять лет, позволяет ей говорить о том, что уже сложились все предпосылки, необходимые для дальнейшего плодотворного развития новой дисциплины.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-04-2004
Л.А. Попов Общественные науки и современность. 1999.  № 3. С. 171-178. 
Автор отмечает, что в своем становлении и развитии религия и мораль теснейшим образом взаимосвязаны, и едва ли не каждый шаг в совершенствовании религии в то же время являлся прогрессом в нравственной жизни. Сближает религию и мораль также и то, что не только в религиозной, но и в нравственной жизни большую роль играет вера в конечное торжество Добра, Справедливости. Следует отметить также, что характер взаимодействия морали и религии не одинаков в различные исторические периоды. Сегодня религиозные идеологи просто обязаны ориентироваться на требования основополагающих нравственных принципов, все чаще обращаться к наиболее актуальным проблемам нравственных отношений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2005
Сергей Борисович Филатов, Дмитрий Е Фурман Социологические исследования. 1992.  № 7. С. 3-12. 
Авторы на основе исследований 1990 и 1991 гг. анализируют феномен новой религиозности – резкого с 10 до 27% роста за два года числа людей, позиционировавших себя как верующих. Про их оценке, движение к православию и его политической производной – «реакционно-романтическому» авторитаризму во многом обусловлено мировоззренческой неопределенностью периода начала демократических преобразований. Идейная рыхлость отечественной демократии, легко превращающейся анархию, подталкивает человека к поиску четких метанарративов, в том числе авторитарных.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-12-2005
Л.О. Иванова Социологические исследования. 1998.  № 6. С. 102-106. 
Автор текста с христианских позиций аргументировано опровергает «перестроечный» миф о безграничности плюрализма и его производной – равнозначности любых существующих воззрений, разделяя юридический и гносеологический аспекты права на инакомыслие. Юридически всякий человек может придерживаться любой системы ценностей, но гносеологически она является ущербной с моих позиций, например, религиозно-христианских. Следовательно, моя позиция нуждается не только в свидетельстве, но и защите. Иначе говоря, наличие в обществе многих точек зрения не означает, что человек должен их одновременно разделять и жить со всеми ими.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-02-2007
Андрей Анатольевич Зотов Социологические исследования. 2006.  № 8. С. 130-138. 
Автор, опираясь на материал книги В.Парето «Социалистические системы», излагает основные принципы предложенного в ней исследовательского подхода к социалистическим движениям. Отдельно рассматривается материал двух глав этой книги, написанных Дж. Ракка. В них эволюция религиозных общин и движений дана в сопоставлении с эволюцией движений и партий социалистической ориентации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-03-2008
Ольга Губницына Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 77-86. 
Современная религия как социальный институт переживает период глобальной трансформации. Общество потребления предъявляет религии новые требования, которые ока вынуждены учитывать как на институциональном уровне, так и в повседневных религиозных практиках. Кроме того, само общество по-новому использует и интерпретирует сакральные элементы в повседневных, не религиозных практиках. Цель данной статьи — выявить основные показатели трансформации религии в обществе потребления и изменения в восприятии религии в данном обществе. Это возможно на анализе современных религиозных практик и тех процессов трансформации религиозности (массовой и индивидуальной), которая была характерна для России в конце XX в.
ресурс содержит прикрепленный файл