Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 05-06-2013
Владимир Федорович Анурин Социологические исследования. 2013.  № 1. С. 135-146. 
Проведен сравнительный анализ эмпирических данных исследований религиозного поведения граждан России за ряд лет и кластерный анализ проявлений религиозного поведения среди различных категорий верующих и неверующих. Выявлена связь между уровнем религиозности, с одной стороны, и полом, возрастом и образованием - с другой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2004
О.И. Кавыкин Общественные науки и современность. 2004.  № 3. С. 102-110. 
Автор рассматривает современное неоязычество не только как идеологическое направление, представляющее анархистские или националистические взгляды, но и как форму вторичных религиозных верований, возникших на основе разложения псевдорелигиозных представлений советского периода, выявляя в созданных его адептами текстах черты религиозного мышления (образы священного пространства и священного времени, природы как иерофании, человека как микрокосмоса). Вместе с тем он учитывает вторичный характер этих предствлений, роль в их создании культурной традиции и образа религии, созданного современным религиоведением.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-12-2006
Х. Аль-Фарес Вестник РУДН. 2005.  № 8. С. 77-83. 
Сложная и противоречащая природа современного арабского мира – приобретающая некоторые особенности европейской цивилизации и, в то же время, поддерживающая на большинство ее традиционных особенностей – позволяет наиболее ясно увидеть трансформации гендерных ролей женщин. Это - так называемый 'ролевой конфликт' между стремлениями и желаниями вести активную социальную жизни и патриархальными нормами, требующими, чтобы женщина просвещала себя только семейной жизни. Автор исследует этот конфликт, кажущийся весьма обычным для европейских стран, но очень сложно решаемый в арабском мире.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-03-2010
Мария Мирановна Мчедлова Социологические исследования. 2009.  № 12. С. 77-84. 
В статье рассматривается современное состояние религиозности россиян, прослеживается влияние религиозного фактора на повседневную жизнь в условиях современного финансового кризиса. Акцент сделан на противоречивость религиозного сознания россиян, в том числе молодежи, роли религии как цивилизационном идентификационном критерии, уровне влияния конфессионального фактора на восприятие кризиса, а также на уровне доверия к Церкви как социальному институту.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2010
Оксана Игоревна Антонова, Наталья Борисовна Костина Социологические исследования. 2009.  № 9. С. 89-96. 
Религиозные общности рассматриваются как субъект реализации государственной социальной политики. Социальное служение рассмотрено как вид нерелигиозной деятельности конфессиональных объединений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-07-2013
Виктория Владимировна Моисеева Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2006.  № 4(80). С. 118-124. 
Представители всех традиционных религий — христианства, ислама, иудаизма, буддизма — крайне обеспокоены стремительным распространением наркотиков в мире и активно включаются в борьбу с этой проблемой, объединяя свои усилия с государственными и общественными организациями. Какова роль Русской православной церкви (РПЦ) в антинаркотической профилактике?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-01-2004
Заид Магомедович Абдулагатов Общественные науки и современность. 2004.  № 2. С. 143-153. 
Статья анализирует воздействие происходящих в России процессов религиозного возрождения на стабильность постсоветского общества. На основе опроса, проведенного автором среди православных и мусульман в Татарстане, Дагестане и Москве, показано, что события последних десятилетий значительно усилили дистанцирующее значение религиозного фактора. Причем отношение к отдельным проблемам (церковь и государство, религия и общество, межконфессиональный диалог и т.п.) может разделять даже единоверцев: при всей схожести позиций конфессиональных элит и рядовых верующих их взгляды отнюдь не тождественны. Все это затрудняет межконфессиональное сотрудничество, конфигурация которого выходит за рамки диалога “христиане – мусульмане”, образуя куда более сложную конструкцию “священноначалие” – “фундаменталисты” – “радикалы” – “умеренные”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2005
Лариса Анатольевна Андреева Общественные науки и современность. 2005.  № 3. С. 97-106. 
Автор демонстрирует широкую распространенность экстатических обрядов в различных религиях античного мира, в католичестве, исламе, в сектах дореволюционной и современной России. Подчеркивается, что в деятельность сектантов в России оказывались включены верхи общества, такие как художник В.Боровиковский, министр народного просвещения князь А.Голицын, сам император Александр I. Автор связывает периоды экспансии экстатических культов с переходными эпохами в истории народов, когда традиционные средства снятия психологического напряжения перестают работать и только измененные формы сознания во время экстатических религиозных обрядов помогают бороться с отчуждением, отречься от своего страдающего и греховного "я", сменить самоидентификацию. На большом материале прослеживается традиция "глоссолалии", приобретающая широко распространение в современном католицизме и у христиан веры евангельской (пятидесятников).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-12-2003
Леонид Иванович Медведко Общественные науки и современность. 2002.  № 1. С. 106-117. 
Автор применяет методы новых направлений синергетики (социо- и футуросинергетики) к анализу межцивилизационных кризисов ХХ века. Главный итог войн ушедшего века – неспособность ни одной из противоборствующих сторон одержать победу в межцивилизационных и вообще в этноконфессиональных противостояниях (не удалось осуществить геноцид армян, евреев, курдов, даже сравнительно малочисленных цыган). Кроме того, военные конфликты ХХ века как никогда серьезно подрывали биосферный баланс, угрожая жизни человечества в целом. Автор полагает, что переход государств и социумов к взаимодействию в ноосферном масштабе не столько актуализирует проблему выбора какого-либо общественного строя, сколько проблему постоянного интегрального сопряжения разных систем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Николаевич Лексин Мир России. 2009.  Т. 18. № 2. С. 141-171. 
В предыдущей статье автора [Лексин 2008] рассматривались некоторые стороны сосуществования верующих и неверующих в повседневной жизни: за пределами храмовых стен и церковных оград. При этом коллизии такого существования анализировались в контексте бытия «другого», каким по определению должен стать человек, интуитивно или сознательно избравший путь веры, осознающий себя с этого момента «другим», начинающий жить по-другому, и именно поэтому воспринимаемый в качестве «другого» неверующими родственниками, друзьями и сослуживцами. В предлагаемой читателю статье тема «других» продолжается, но на этот раз анализируются взаимоотношения не отдельных верующих с их окружением, а религиозных объединений со светским государством, каким с принятием Конституции 1993 г. объявила себя Россия. Эта проблема может исследоваться в политическом, социальном, демографическом, финансовом, имущественном и иных аспектах, однако в настоящей статье рассматриваются только два наиболее дискуссионных сюжета: 1) светское государство и Церковь (отношение государства к религиозным объединениям) и 2) Церковь и светское государство (отношение Церкви к светскому государству). Поскольку (как и в предыдущей статье) основное внимание среди религиозных объединений России уделено Православной Церкви, слово «церковь» будет использоваться для обозначения и религии, и религиозных объединений как таковых. Адрес для переписки: socioecon@hse.ru Ключевые слова: государство, религиозное объединение, конфессия, практики повседневной жизни, церковь
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2013
Елена Анатольевна Вишленкова Диалог со временем. 2012.  № 39. С. 34-58. 
В центре внимания автора – соотношение этнического, национального и имперского в пространстве «визуального народоведения» Российской империи XVIII – первой четверти XIX в. Представлены результаты, полученные в ходе деконструкции графических репрезентаций, структурирующих человеческое разнообразие империи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-03-2004
Алексей Михайлович Салмин
Социология религии во Франции - это прежде всего анализ католицизма. Анализ осуществляется на основе двух типов источников данных: объективного и субъективного. Первый включает официальные публикации католической церкви; второй - результаты соответсвующих опросов. Анализ данных обоих типов указывает на то, что религиозная жизнь Франции содержит в себе ряд противоречий и специфических условий. Автор отмечает спад религиозности во Франции, подтвержденный статистическими данными, которые в данном контексте можно называть "цифрами кризиса".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2005
Ирина Георгиевна Каргина Социологические исследования. 2004.  № 1. С. 45-53. 
В статье обобщаются результаты исследования (2000-2002), целью которого было выяснение специфики отношения верующих к христианским конфессиям в России. При опросе ставились следующие вопросы: Почему я не в Церкви? Почему часть верующих, считающих себя христианами, не пришла в церковь вообще? Что думают пасторы относительно ухода верующих из церкви? и т. д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-02-2011
Дмитрий Геннадьевич Курачев Социологические исследования. 2010.  № 9. С. 99-107. 
Приведены результаты исследования особенностей личности членов религиозного движения, характеризующегося как деструктивный культ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-12-2010
Сергей Дмитриевич Лебедев Знание. Понимание. Умение. 2007.  № 1. С. 72-78. 

ресурс содержит прикрепленный файл