Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 01-03-2013
Надежда Андреевна Селунская Диалог со временем. 2011.  № 34. С. 290-310. 
Понятие «кризиса эпохи» подразумевает анализ особых моделей поведения, моральных и религиозных требований, которыми эпоха маркируется не меньше, чем войнами или сменой династий, восстаниями или неурожайными годами, эпидемиями и климатическими аномалиями. Поскольку современники не располагают статистикой, доступной историку, не оперируют экономическими и демографическими показателями, то и опора на «данные» в до-индустриальном историческом сообществе уступает возможностям использования опорных стереотипов или входящих в моду идей и манер поведения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-02-2006
И.А. Задворнов Социологические исследования. 2000.  № 10. С. 52-57. 
В статье раскрывается этноконфессиональная специфика суфизма (традиционного для данного региона направления в исламе) в Чечне и Дагестане, определяющая социокультурную идентичность их населения. Показано, что мусульманство исторически было здесь имманентной формой социализации – способом включения членов патриархальных сообществ в систему экономических, правовых и статусных взаимосвязей. Поскольку для основной массы людей суфийский ислам никогда не являлся идеологической основой обыденной практики, вакуум в этой области, возникший после краха коммунистического режима, стал заполнять радикальный ваххабизм.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2013
Юлия Юрьевна Синелина Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004.  № 1(69). С. 85-91. 
Издательство "Academia" готовит к выходу в свет книгу Ю.Ю. Синелиной "Секуляризация в социальной истории России" (серия "Монографические исследования: социология"). Актуальность книги определяется тем, что к настоящему времени накопилось немало острых проблем, касающихся взаимодействия российского общества и православной церкви. Среди них — взаимоотношения школы и церкви: надо ли заменять научное мировоззрение церковным, как это предлагают сделать некоторые российские иерархи, или и здесь должна оставаться свобода совести, в том числе и для атеистов? Какой быть практике секуляризации в условиях современной многоконфессиональной России?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-11-2005
Lynn D. Nelson Социологические исследования. 1992.  № 7. С. 111-125. 
Американский социолог анализирует роль и место религии в системе общественных ценностей современного общества в Европе и США. По его мнению, в религиозность все больше становится для людей либо неким хобби, либо дополнительным маркером этнической принадлежности в инонациональном окружении. Одновременно она все больше утрачивает социализационный аспект – функции системы, содержащей вселенские и индивидуальные ценности и объяснения, которые все более переходят к социально ориентированному государству. Делается весьма дискуссионный вывод: секулярность общества тем выше, чем более налажена в нем система социального обеспечения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-12-2008
Дмитрий Александрович Узланер Социологические исследования. 2008.  № 8. С. 62-67. 
В данной статье предпринимается попытка ответить на вопрос: что такое "секуляризация" как социологическое, а не философское или теологическое понятие? Какое понимание секуляризации позволит плодотворно использовать его для анализа положения религии в обществе, с одной стороны, а с другой, - будет недоступно для любого рода упреков в идеологизированности или ложности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-10-2008
Илья Викторович Семененко-Басин Общественные науки и современность. 2008.  № 4. С. 125-131. 
Почитание телесных останков (мощей) святых распространено в разных религиях мира. Наибольшее значение культ мощей имеет в христианской церкви. Советское правительство, развернувшее после революции «мощейную кампанию», в результате учредило в Москве культ тела Ленина. В традиционном почитании святых мощей в качестве одного из источников формирования культа тела Ленина нельзя не заметить несовпадения двух этих феноменов. Однако на коротких исторических отрезках возможна эксплуатация культурных форм Церкви, впрочем, быстро становящихся призрачными в случае изъятия их из контекста.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Вадим Миронович Лурье Вопросы образования. 2006.  № 4. С. 294-300. 
В изучении «церковных наук» нуждается общество в целом, поскольку именно они адекватны для тех философских проблем, которые впервые были широко осознаны благодаря развитию физики и философской логики в ХХ веке. Не меньшее значение они могут иметь для решения внутренних проблем России. Российские университеты и подобные им светские учебные заведения имеют огромный резерв. Они могут продолжить начатую дореволюционными духовными академиями традицию формирования специалистов в области тех наук, которые являются важнейшими дисциплинами для понимания истории – и даже современности – нашей постхристианской цивилизации в целом и стран традиционной православной культуры в особенности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-11-2012
Лидия Владимировна Софронова Диалог со временем. 2010.  № 30. С. 69-89. 
Многие аргументы и факты, казавшиеся непреложно истинными, историки нового поколения объявили фикциями, измышленными их предшественниками. В последние десятилетия к числу таких вымыслов был отнесен народный антиклерикализм, ранее считавшийся важнейшей предпосылкой тюдоровской Реформации, но, как показали недавние исследования ревизионистского и постревизионистского толка, недостаточно подтвержденный источниками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-08-2003
Ирина Леонидовна Бабич
В статье рассматривается процесс формирования трех групп идентичности в современном кабардино-балкарском обществе: религиозной, политической и этнической. Основное внимание уделяется историческим корням описываемых процессов, автор анализирует несколько исторических срезов, наиболее ярко характеризующих жизнь исследуемых народов. Проблема формирования разных вариантов идентичности рассматривается через описание конкретных конфликтов, происходивших как в прошлом, так и в настоящем. Анализируются факторы, влияющие на процесс взаимоотношений кабардинцев и балкарцев.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Д.К. Безнюк Социологические исследования. 2006.  № 2. С. 128-135. 
Автор выделяет ряд факторов формирования «религиозного поля» современной Беларуси. К внутренним факторам отнесены уровень и степень религиозности, ее характер (конфессиональная структура, половозрастные и социальные характеристики групп верующих), динамика религиозности. К внешним – социокультурный фон, соотнесенность с европейскими и общемировыми показателями религиозности населения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2013
Ягфар Закирович Гарипов, Роза Вагизовна Нуруллина Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009.  № 4(92). С. 203-229. 
На основании данных социологического опроса учащихся медресе авторы исследуют особенности социализации мусульманской молодежи Татарстана. Ученые приходят к выводу, что основным каналом как обращения в ислам, так и социализации в целом вновь становится семья.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2013
Ягфар Закирович Гарипов, Роза Вагизовна Нуруллина Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009.  № 5(93). С. 230-245. 
На основании данных социологического опроса учащихся медресе авторы исследуют особенности социализации мусульманской молодежи Татарстана. Ученые приходят к выводу, что основным каналом как обращения в ислам, так и социализации в целом вновь становится семья.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-03-2009
Алексей Михайлович (Дмитрий) Капалин Социологические исследования. 2007.  № 10. С. 113-117. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-09-2005
Михаил Петрович Мчедлов, Э.Г. Филимонов Социологические исследования. 1999.  № 3. С. 103-107. 
В статье анализируются данные, полученные в ходе мониторинга, проведенного в 1997 г. научно-исследовательским центром «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем. Авторы отмечают появление нового типа верующего. В отличие от представителя общественно инертной массы, каким видели верующего в СССР, сейчас это молодой или среднего возраста человек со средним или высшим образованием, участвующий в общественном производстве и политической деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-12-2011
Виктор Викторович Сухоруков, А. Денищик Социологические исследования. 2011.  № 8. С. 146-147. 
В феврале 2011 г. в Национальном исследовательском университете "Белгородский государственный университет" (НИУ БелГУ) состоялась конференция с международным участием "Социология религии в обществе позднего модерна". Внимание собравших было уделено главным образом христианским религиозным традициям: православию, католичеству, протестантизму, отчасти исламу и "новым религиям". В ходе обсуждения рассматривались вопросы секуляризации, светско-религиозного взаимодействия, веротерпимости, прослеживалась связь религии с образованием, семьей, социальной защитой, киноискусством, социумом в целом.
ресурс содержит прикрепленный файл