Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 21-12-2007
Андрей Андреевич Возьмитель Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 110-117. 
В статье предлагается начинать отсчет истории отечественной социологии религии с конца 1960-х годов, когда в Институте научного атеизма АОН при ЦК КПСС, а также на кафедре истории и теории атеизма МГУ им. М.В. Ломоносова были проведены первые эмпирические исследования религиозного сознания населения. Выделена книга Н.А. Яблокова "Методологические проблемы социологии религии" (1972 г.) , в которой по оценкам автора впервые в отечественной социологии была обстоятельно рассмотрена специфика как религиоведения, так и социологии религии, и были четко обозначены критерии религиозности. Отмечается, что эта книга опередила время, была опубликована в эпоху, когда по идеологическим канонам предметом социологии религии в обществе "развитого" социализма могло быть только "отмирание" религии. Последствия этого "наследия прошлого" прослеживаются, как полагает автор, и в наши дни - в стремлении социологов измерять уровень религиозности на основании прежде всего формального самоотнесения человека к одной из групп: верующих - неверующих - атеистов, или верующих в Бога - верующих в сверхъестественные силы - неверующих. И только в последние насколько лет такое самоотнесение стало учитываться российскими социологами в контексте мировоззренческих различий. И все же, как полагает автор, за последние 30-40 лет состояние социологии религии в России мало изменилось как в методологическрм, так и в методическом отношении: исследования развивались скорее вширь, чем вглубь. Отмечается необходимость важность учета такого показателя вовлеченности человека в религиозную жизнь, как воцерковленность.
Опубликовано на портале: 02-03-2010
Виктор Николаевич Белогорцев Социологические исследования. 2009.  № 11. С. 98-102. 
Освещаются некоторые современные тенденции духовной жизни российского общества, связанные с поиском общего основания представлений о мире. Показаны попытки отдельных общественных движений осуществлять социокультурное проектирование на базе православной доктрины.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-02-2006
Галина Сергеевна Широкалова Социологические исследования. 2001.  № 7. С. 80-88. 
Автор анализирует результаты исследования, проведенного в 1990 г. Нижегородским отделением Российского общества социологов. Цель его состояла в фиксации образа жизни нижегородцев на рубеже тысячелетий через выяснение их ценностных ориентаций и поведенческих характеристик в основных сферах жизнедеятельности. Отношение к религии определялось по трем вопросам относительно религиозной самоидентификации и практики. Исследование проводилось по репрезентативной выборке в четырех типах населенных пунктов Нижегородской области: областной центр; города области; рабочие поселки; села и деревни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-11-2006
Владимир Алексеевич Фролов Социологические исследования. 1993.  № 12. С. 83-88. 
В религии часто видят альтернативу идеологии марксизма, способную заполнить образовавшийся после него духовный вакуум, дав военным жизненные и нравственные ориентиры. Однако социологические исследования о практическом участии военнослужащих в жизни церкви свидетельствуют лишь об их устойчивом интересе к религии, а не об активном веровании, связанном с отправлением религиозных предписаний. Впрочем, и этого достаточно для выполнения религией компенсаторной психотерапевтической функции умиротворения, успокоения человека. А в некоторых случаях она может стать и своеобразным окном в мир духовности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-03-2006
Я.Г. Шемякин, О.Д. Шемякина Общественные науки и современность. 2006.  № 2. С. 98-108. 
В статье на большом фактическом материале рассматриваются особенности старообрядческой культуры, являющиеся общими для пограничных цивилизаций, таких как эллинистическая, византийская, российская, латиноамериканская. К таким особенностям относятся синкретизм мировоззрения старообрядцев, тесное взаимодействие христианских и языческих составляющих в духовных стихах; "мистический материализм" как специфическая форма принятия мира, противостоящая утопизму революционеров; признание активной роли человеческого разума, существование самостоятельно разработанных догматов и обрядов; инверсия формообразования, при которой традиционалистская ориентация парадоксальным образом стимулировала противоположную ей по сути рационалистическую ориентацию. Дается оригинальная интерпретация отношения старообрядцев к машинной технике, воспринимавшейся ими как сила сверхчеловеческая, дьявольская по своей сути, которую тем не менее, в условиях господства Антихриста в мире можно и нужно использовать во благо общины верующих.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2006
Сергей Борисович Филатов, Роман Николаевич Лункин Социологические исследования. 2005.  № 6. С. 35-45. 
Рассматриваются данные по численности религиозных общин, полученные исходя из разных принципов подсчета. Если опираться на «этническое» исчисление, то получается, что в России 120 млн. православных христиан, 600 тыс. католиков, 14 млн. мусульман и т.д. Авторы справедливо считают такие оценки сильно завышенными, поскольку у каждого народа имеются свои атеисты, люди индифферентные к религии, как и те, кто исповедует иную веру. Критерий религиозной самоидентификации (на основе культурной принадлежности к религиозной традиции) также не позволяет четко определять конфессиональную принадлежность. При таком подсчете оказывается, что в России 75-85 млн. православных, около 1 млн. католиков, 1.5 млн. протестантов, 6-9 млн. мусульман. Между тем, многие русские относят себя к православию в культурном отношении, но совсем не уверены, что являются верующими. Более реалистичный показатель - численность практикующих верующих, однако, как свидетельствуют результаты опросов и опыт священнослужителей, очень немногие люди полностью разделяют вероучение и исполняют все религиозные практики. Авторы констатируют: «Православная религиозность современных россиян настолько зыбка и не структурирована – организационно, догматически и идеологически, что любые критерии её измерения, и цифры, полученные на их основе, носят в принципе условный характер» (с. 41). В статье приводятся примерные оценки численности практикующих верующих, анализируются официальные данные Минюста РФ по численности зарегистрированных религиозных организаций. На основе изучения представленных данных сделан общий вывод: «Значение религиозного фактора в светском секуляризованном обществе, в котором вера стала для многих просто культурным символом, относительно невелико».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2013
Светлана Мушаиловна Климова, Галина Владимировна Мартынова, Вячеслав Николаевич Мусолов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009.  № 5(93). С. 181-197. 
Объектом исследования авторов работы выступает уровень религиозности студентов Белгородского государственного университета. Автора резюмируют, что декларируемое исповедование православной религии не препятствует использованию студентами различных обрядов и примет, якобы помогающих сдавать экзамены. Двоеверие, сочетающее христианские догмы и языческие практики, трактуется авторами как неотъемлемая часть русской культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-05-2006
Юрий Андреевич Гаврилов, Елена Николаевна Кофанова, Михаил Петрович Мчедлов, Александр Григорьевич Шевченко Социологические исследования. 2005.  № 6. С. 56-69. 
Эта статья представляет собой анализ части материалов единого исследования «Роль религии в формировании толерантного сознания и поведения в изменяющейся России», проведенного в 2004 году в Институте комплексных социальных исследований РАН (см. предшествующую ей публикацию номера). Авторы отмечают, что во всех охваченных опросом религиозно-мировоззренческих группах респонденты из числа верующих чаще всего не идентифицируют себя с конкретным идейно-политическим течением. Если судить по степени самоидентификации респондентов с радикальными движениями, наибольшую толерантность проявляют протестанты (среди них меньше всего сторонников «крайних» ориентаций – и самое высокое отмежевание от крайних течений). Наименее лояльны в этом отношении неверующие (среди них 18,6 % сторонников крайних течений). Степень доверия к собственной религиозной организации наиболее высока у католиков, где полностью ей доверяют 54,5 % от числа опрошенных, и у мусульман (46,2 %); среди православных – 37 %. Проанализировано различие в распределении ответов респондентов разной религиозной принадлежности на вопрос о наиболее существенных причинах межнационального разобщения. Если у православных и мусульман первое место по значимости занимает «ухудшение экономического положения», а на второе место выходят «ошибки в национальной политике центральных властей», то у католиков порядок обратный. Протестанты проявили сильное отличие от всех остальных групп: на первое место они ставят «низкую культуру межнационального общения», на второе – ухудшение экономического положения», на третье – «межрелигиозные противоречия», за которыми идут «ошибки в национальной политике». Авторы на основе серии показателей приходят к выводу, что в сфере влияния национального фактора на межличностные отношения наиболее толерантны протестанты, за которыми в порядке уменьшения уровня толерантности идут иудеи (наиболее толерантны в выборе места жительства), буддисты , мусульмане (проявляющие самую низкую толерантность в семейно-брачной сфере), затем - православные (они наименее толерантны в выборе места жительства). Авторы отмечают довольно высокий уровень положительного отношения к православию со стороны всех конфессиональных групп, что свидетельствует о признании его уникальной роли в процессе культурно-исторического развития России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-11-2003
Дмитрий Е Фурман Социологические исследования. 1985.  № 4. С. 137-144. 
Анализ массового религиозного сознания в США позволяет автору выделить следующие тенденции в его развитии: в сознании американского интеллигента размываются грани между религиозным и научным; происходит ослабление традиционной семьи и падение традиционной религиозной веры. Главный вывод исследователя - в США происходит глубинная трансформация массового религиозного сознания, возникает новый его тип, сочетающий в себе самые разные элементы. Этот процесс, по мнению автора, связан с эволюцией многих других сторон американского общества.
Опубликовано на портале: 23-03-2007
Галина Васильевна Еремичева Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. VIII. № 3. С. 174-192. 
Формирование новых религиозных движений, с помощью которых люди реализуют свои религиозные предпочтения, является результатом кризиса традиционной религии и религиозных институтов. Разработанные на материале проекта, посвященного повседневной жизни петербургских семей, исследовательские гипотезы были опробованы на эмпирическом материале интервью с членами общины Церкви Христа. Выбор нетрадиционной религии указывает на то, что традиции православия не были достаточно глубоко усвоены населением в советское время. С другой стороны, религиозные организации во многом интегрируют современные формы протестантизма. Дух предпринимательства, характеризующий протестантскую этику, становится созвучным укореняющимся в России отношениям рыночной экономики. Это и делает эти религиозные движения популярными среди молодежи и людей среднего возраста, с высоким уровнем образования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-01-2005
Валентин Геннадьевич Немировский, Павел Анатольевич Стариков Социологические исследования. 2003.  № 10. С. 96-101. 
Наша статья посвящена исследованию структуры и динамики "квазирелигиозных" представлений в обыденном сознании студенческой молодежи. Под термином "квазирелигиозность" понимается совокупность несистематизированных идей - вера респондентов в популярные на уровне массового сознания представления, носящие идеалистический характер. Эмпирическую базу исследования составил опрос в 1999-2000 гг. студентов вузов г. Красноярска. Выборочная совокупность представлена 717 респондентами, среди которых 32% лица мужского пола и 68% - женского. Основная часть выборки представлена студентами второго (31% выборочной совокупности) и третьего (51% выборочной совокупности) курсов. Результаты сопоставлены с данными опросов, проведенных в 1988, 1993 гг. с участием и под руководством В. Г. Немировского среди студентов вузов Красноярска.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-06-2011
Максим Паращевин Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 2. P. 90-102. 
Статья посвящена содержанию теории секуляризации в ее разных версиях. Проанализировав различные за и против этой теории, автор приходит к выводу, что данная теория появилась в интеллектуальном мире Запада как логическое продолжение теории прогресса. Используя эмпирические данные, касающиеся Западной Европы и Северной Америки наряду с некоторыми примерами относительно нехристианских стран, он также констатирует постепенное снижение значимости как институционализированной, так и персональной религиозности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-01-2010
Сергей Николаевич Волков, Светлана Евгеньевна Кузина Социологические исследования. 2009.  № 9. С. 103-106. 
В статье рассматриваются потребности человека слиться с инстинктами и поведением животных, что находит место в ритуальной практике эзотерически ориентированных людей через шаманизм и магию. Анализируется архетипичность мышления этноса, в основном молодежи, и проявления тотемизма в современном российском обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-09-2007
Елена Александровна Кублицкая Социологические исследования. 1990.  № 5. С. 95-103. 
В настоящей статье делается попытка уточнить один из методологических подходов к измерению уровня религиозности, при котором возможен межрегиональный сравнительный анализ. Измерять уровень религиозности среди молодежи и интеллигенции некорректно без учета нетрадиционной религиозности. Стремясь избежать завышения уровня религиозности (акторы могут разделять традиционные догматы и одновременно увлекаться идеями других вероучений), автор не включает в группу верующих представителей нетрадиционной религиозности. Поэтому, для более адекватной оценки феномена, целесообразно построить типологию, позволяющую одновременно учитывать оба варианта религиозности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-06-2012
Лилия Варисовна Сагитова Социологические исследования. 2012.  № 2. С. 104-114. 
В статье на основе материалов кейс-стади, предпринимается попытка выявить факторы, влияющие на развитие локальной исламской традиции и "новой" глобализированной формы ислама в условиях мусульманской сельской общины, а также рассмотрение социальных характеристик их носителей.
ресурс содержит прикрепленный файл