Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 18-03-2013
Татьяна Георгиевна Чугунова Диалог со временем. 2012.  № 38. С. 82-99. 
В статье анализируется перевод Библии английского реформатора XVI в. Уильяма Тиндела, в частности, трактовка им ключевых терминов Священного Писания. Переводчик отвергает католическую интерпретацию ряда библейских терминов и предлагает их новое протестантское прочтение.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-07-2013
Илона Грачиковна Гезалян Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011.  № 1(101). С. 151-157. 
Статья посвящена изменениям, происходящим в сфере религии под влиянием глобализационных процессов. В частности, анализируется трансформация различных сторон религиозной жизни на примере российской действительности. Также в статье рассматривается нетрадиционная религиозность как продукт глобализации религии. Показана проблема функционирования новых религиозных движений в России: отношение и образ в общественном мнении россиян.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-07-2013
Диана Сергеевна Терехина Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011.  № 5(105). С. 17-24. 
В статье рассматриваются существующие формы сотрудничества высших учебных заведений и наукоемких предприятий. На примере Москвы приводятся данные социологических исследований относительно кооперации вузов и предприятий. Представлена авторская модель управления научно-исследовательской деятельностью студентов в вузе для оптимизации взаимодействия с реальным сектором экономики в научной сфере.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-06-2013
Наталья Васильевна Коровицына Социологические исследования. 2013.  № 1. С. 147-155. 
На эмпирическом материале в ретроспективе двух десятилетий показаны состояние и динамика религиозности населения секуляризированной Чешской республики. Охарактеризованы традиционная и альтернативная (нецерковная) религиозность, их социодемографическая структура и развитие после 1989 г., связь христианства с оккультизмом, а также место и роль церкви и религии в жизни чешского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-03-2006
П.А. Кулаков Социологические исследования. 1995.  № 11. С. 91-99. 
Автор анализирует результаты исследования, предметом которого выступали верования современной молодежи, ее отношение к религии, религиозной деятельности, а также факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек. Исследование проводилось среди молодежи г. Новосибирска. Выборка отражала структуру учащейся молодежи дневного обучения в возрасте от 15 до 29 лет. Состав опрашиваемых соответствовал по своим социальным характеристикам основному контингенту учащейся молодежи и социальному составу населения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-07-2013
Филипп Валерьевич Петров Диалог со временем. 2009.  № 26. С. 63-93. 
В настоящей статье будут рассмотрены план, композиция и содержание трактата Кассиодора «О душе»; отмечены места, в которых прослеживается смысловая и текстуальная зависимость Кассиодора от Августина; показаны различия в их объяснениях ключевых терминов, понятий и основных положений учения о душе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-06-2007
В.А. Беляев Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 50-57. 
Автор предлагает свой ответ на вопрос, почему происходящая в России социальная трансформация не породила в Татарстане трагического противостояния федеральных и республиканских властей, представителей различных этносов и вероисповеданий. Причина видится в особенностях менталитета жителей республики, которые сформировались под воздействием анализируемых автором геодемографических, исторических и экономических факторов.
Опубликовано на портале: 17-08-2004
Виктория Анатольевна Суковатая Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 183-192. 
Тема статьи – категория женского в поле религии. Анализируются прежде всего интерпретации американской феминистской теологии, показана роль женщины в религиозной истории. Даются характеристики четырех направлений западной феминистской теологии – ревизионистского, реформаторского, революционного и реджектионистского. Показано, как феминистские теологи пытаются изменить традиционную точку зрения на женский духовный опыт в фундаментальных религиях в сторону меньшего сексизма и большей толерантности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-10-2008
Лариса Анатольевна Андреева Общественные науки и современность. 2008.  № 4. С. 114-124. 
В условиях роста роли православной церкви в жизни России, ее государства, общества и культуры полезно найти и обозначить причины нарастания религиозного индифферентизма в предреволюционной и революционной России, который либо игнорируется в последнее время, либо связывается исключительно с атеистической пропагандой большевиков. Между тем автор прослеживает религиозный индифферентизм уже начиная с 1825 г., когда церковь оказалась беспомощной перед восставшими декабристами. В последующее время церковь все больше проявляла себя как вторичный общественный институт, подчиненный государству. Это определяло падение ее авторитета по мере кризиса самодержавия, неспособности царизма решить главный вопрос русской жизни – земельный. Поэтому постановка проблемы трудовиками и реальные попытки решения земельного вопроса во время революций 1905–1907 и особенно 1917 г. означали крах не только самодержавия, но и православия. Преступления царизма стали осознаваться как преступления церкви.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-06-2012
Ирина Борисовна Кузнецова Социологические исследования. 2012.  № 2. С. 115-123. 
Статья посвящена анализу благотворительных практик и вовлеченности в деятельность религиозных институтов. Если для "маргинальных" групп мечети выступают значимым источником социальной поддержки, то для значительной доли населения религиозные институты не являются фактором коммуникации и средствами решения материальных и бытовых проблем. Религиозная благотворительность, признаваемая как ценность, не выходит на инструментальный уровень, не являясь частью социального капитала большей части населения. Можно предположить, что особенности религиозной идентификации и поведения не позволяют исламу стать весомым фактором социального капитала для большинства мусульман в Татарстане в настоящий период.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-12-2003
А.В. Прокофьев Общественные науки и современность. 2002.  № 2. С. 67-77. 
В статье анализируются концепции социальной справедливости как попытки распространить абстрактный идеал равного достоинства личностей на различные сферы общественной жизни. Изменения в моральных представлениях и нравственной практике нашли теоретическое отражение в религиозно-философских построениях. Автор рассматривает идею равенства в концепциях иудаизма, христианства, в античной философии, в стоической философии, в произведениях мыслителей европейского Просвещения, показывает, что и в современных этических дискуссиях о равенстве проблема обоснования равного отношения к индивидам сохраняет свою остроту, особенно в рамках социальной этики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2005
Рубен Абгарович Орбели Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 106-121. 
Продолжение дневниковых записей (с 1 по 19 июля 1917 г.). Наибольший интерес в данном отрывке представляет мысль об разрушении традиционной соборности в России в предреволюционное время. Истинную соборность – взаимное служение людей общественная забота о каждом и сознание каждым своей ответственности – подменили социальные теории и программы классовой самозащиты, основанные на массовом пренебрежении к интересам целого: родины, всего народа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-09-2007
Рубен Абгарович Орбели Социологические исследования. 1991.  № 12. С. 95-116. 
В публикуемой части автор, отталкиваясь от постулата, что Библия – отражение бытия и сознания, а не наоборот, приступает к аналитическому обобщению социальных аспектов жизни человека. Основная идея: построение здания народного благополучия зависит от стремления на индивидуальном уровне к чистоте совести, свободе от предвзятости и отсутствию корыстных мотивов. Достичь же этого можно, осознав необходимость подчинения своей воли воле Высшей. Автор иллюстрирует этот постулат собственными наблюдениями современной ему жизни, интерпретируемыми посредством аналогий из Нового Завета.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-09-2007
Виктор Иванович Шамшурин Социологические исследования. 1991.  № 12. С. 90-92. 
Вводный комментарий к публикации отрывков основного труда Р.А. Орбели, в котором выделяются наиболее актуальные положения концепции этого крупного богослова и выдающегося представителя российской христианско-социалистической мысли. Как считает автор заметки, самая важная идея упомянутой доктрины – воспитание мужественного характера социального субъекта (народа), способного противостоять невзгодам, социальным катастрофам и искушениям «суеверов, суестрахов и утопистов».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2003
Лариса Анатольевна Андреева Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 85–102. 
Автор рассматривает проблемы власти в истории России в широком историческом контексте, в частности, в свете концепции царя-Спасителя (мессии). Корни этого представления восходят к Древнему Египту, где должность фараона подверглась сакрализации, существовала идея о сочетании в нем божественного и человеческого начал. Подобной же природой обладал мессия (мошиах) в иудаизме. В христианстве соединение светской власти и посредничества между землей и небом практиковалось в двух основных формах. На Западе развился католический папоцезаризм и папы рассматривали европейских монархов как своих заместителей по светским делам. На Востоке, в Византии и затем в России развился православный цезаропапизм, проявлявшийся в первосвященничестве византийских императоров, их праве инвеституры (введении в сан патриархов) и роли «отображения» Христа в религиозной символике. На Руси вечевая власть основывалась на языческих представлениях, имела сакральный характер. Сакрализация была перенесена затем на княжескую и царскую власть. Иван Грозный открыто присвоил функции Спасителя, а в XVII веке на Большом Московском соборе была совершена попытка закрепить за царем право на богоименование. Только в ходе петровских реформ началась секуляризация концепции власти, которая не была завершена.
ресурс содержит прикрепленный файл