Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 11-03-2009
В.В. Юдин Социологические исследования. 2007.  № 10. С. 118-121. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-01-2012
Александр Дмитриевич Карнышев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 4. С. 59-70. 
В статье рассматриваются основы хозяйствования и бытовой образ жизни старообрядцев; функционирование в старообрядческих общинах специфических норм. Анализируются формы саморегулирования совместной жизнедеятельности, складывавшиеся в старообрядческих общинах. Приведены результаты исследования экономической социализации старшеклассников.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-11-2003
А.С. Попов, М.С. Эльпорт Социологические исследования. 1985.  № 1.
Возрастающая активность религиозных движений и организаций в США (в том числе и в сфере политики) дала возможность авторам проследить особенности взаимоотношений церковно-теологического либерализма религиозных организаций США с политическим либерализмом. В статье показывается, что союз религии и политики может порождать противоречивые образования, не поддающиеся однозначной оценке. Поэтому, по их мнению, при анализе деятельности религиозных организаций следует учитывать и атрибуты религиозного мировоззрения, и конктретное социально-политическое содержание религиозных идеологических форм.
Опубликовано на портале: 06-06-2007
Вячеслав Вениаминович Локосов Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 82-89. 
Рассматривается вопрос о месте Русской Православной Церкви в жизни современного российского общества. Сообщается, что по результатам ряда опросов большинство граждан считает, что православие не следует возводить в ранг государственной религии, что Российское государство должно оставаться светским. Отмечено, что в современной России как одобрительное, так и просто лояльное отношение людей к политической власти и государственному устройству не зависит их отношения к религии. Проводится сравнение социально-политических ориентаций и предпочтений пяти типологических групп: неверующих, православных, воцерковленных, невоцерковленных, мусульман. Вывод: религиозный и конфессиональный факторы, как правило, не оказывают влияние на оценки состояния российского общества и государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Екатерина Сергеевна Элбакян, Степан Викторович Медведко Социологические исследования. 2001.  № 8. С. 103-111. 
Весной 2000 г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем по заказу Фонда Ф. Эберта было проведено социологическое исследование «Россияне о судьбах России в ХХ веке и своих надеждах на ХХI век» по репрезентативной всероссийской выборке (2050 человек). Выявлено, что в России группа верующих имеет определенные хозяйственные и рыночные ориентации: (1) преобладание тенденций патернализма и консерватизма; (2) построение собственной хозяйственной деятельности на принципах самообеспечения; (3) своеобразное «половинчатое» восприятие рыночных реформ как на уровне действий, так и на уровне идей; (4) с приходом нового поколения молодых верующих нарастание предпосылок для изменения отношения этой социальной группы к рынку и экономическим реформам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-06-2004
М.В. Рябов Общественные науки и современность. 1996.  № 3. С. 123-133. 
Развитие ситуации в исламском мире демонстрирует неправомерность представлений о социальном прогрессе как однонаправленном процессе рационализации и нивелирования этнокультурных различий. Автор текста, рассматривая мусульманское вероучение как один из 12 системообразующих факторов социоприродного единства человека и окружающей среды, убедительно показывает: некого общего для всех мусульманских стран ислама не существует. Хотя эта религия и выступает как системный элемент высокого уровня, она не может не испытывать воздействие со стороны иных компонентов хозяйственно-культурного комплекса. Это обстоятельство объясняет не только всплески традиционализма в мусульманском культурном ареале, но «внутриисламский джихад», проявляющийся не только на межгосударственном уровне (Иран–Ирак), но и в пределах отдельной страны (межафганский и межтаджикский конфликты).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2006
Frank Newport Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002.  № 1 (57). С. 19-20. 
В течение нескольких лет Институт Гэллапа задавал своим респондентам следующий вопрос: "Считаете ли Вы, что в настоящее время имеет место рост влияния религии в Америке или снижение ее влияния?" Доля американцев, признавших рост влияния религии, существенно выросла после 11 сентября 2001 г. В феврале 2001 г. лишь 39% опрошенных согласились с этим тезисом, что вполне укладывалось в тенденцию ответов на этот вопрос, сложившуюся за несколько лет. Во время опроса, который проводился в середине декабря 2001 г., доля считавших, что влияние религии в Америке увеличивается, подскочила до 71% — самой высокой цифры за всю историю проведения подобных опросов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2003
К.Н. Костюк Общественные науки и современность. 2001.  № 6. С. 114-131. 
В статье анализируются «Основы социальной концепции Русской православной церкви», принятые Архиерейским собором в 2000 году. Исследуются исторические и богословские основания документа, его особенности по сравнению с подобными декларациями и практикой других христианских конфессий, содержащиеся в нем представления о современном обществе, об общественном идеале и моральных ценностях, отношениях церкви с государством и обществом, проблемы биоэтики. Отмечается, что в условиях модернизации жизнь церкви необратимо меняется и ее социальная концепция соответствует новым реалиям независимости церкви от государства («критической солидарности» по отношению к нему). Только таким образом церковь может сохранить свою сущность и спасительную миссию. Критикуются недостатки концепции, такие как противопоставление образа верующего и гражданина, христианской идеи достоинства человека и концепции прав человека, противоречия в общетеоретическом отношении к миру и применению оружия, отсутствие границы между социальным учением и пастырским богословием.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-03-2012
Мирко Благоевич Социологические исследования. 2011.  № 10. С. 81-87. 
Данная работа состоит из двух частей. В первой автор рассматривает два теоретических подхода к интерпретации возвращения и ревитализации религии в Сербии. Во второй излагает две интерпретации эмпирических данных, касающихся отношения людей к религии и церкви в Сербии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-07-2005
Юлия Юрьевна Синелина Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 96-107. 
В октябре 2003 г. автор провела опрос населения Ярославской области для изучения состояния его религиозности. Чтобы объективно оценить близость людей к Церкви, были использованы такие показатели, как посещение храма, приход на исповедь и причастие, чтение Евангелия, молитва, соблюдение постов (по пятибалльной шкале). На основе полученных данных выделены группы людей с разной степенью воцерковленности («воцерковленные», «полувоцерковленные», «начинающие», «невоцерковленные», «нулевая группа» и «неверующие»). Доля респондентов, называющих себя православными (77%), превосходит долю тех, кто относят себя к верующим (58%). Это означает, что часть опрошенных связывают себя скорее с православной культурой, чем с православной верой. В сельских районах пропорция верующих - 66%, в Ярославле - 55%. Для количественной оценки интереса православных верующих к оккультизму (магия, астрология, гадание, медитация и т.д.) введен показатель суеверного поведения, значение которого определяется по шкале с четырьмя позициями. Оказалось, что суеверное поведение наиболее характерно для групп «воцерковленных» и «начинающих», и менее всего свойственно «неверующим». Среди суеверных людей большинство составляют проживающие в сельских районах женщины. На этом основании автор предположила, что живучесть магических практик связана с близостью к земле, к природе. Церковь, обращая внимание на склонность верующих к оккультизму, не считает, что это вытесняет веру в Бога.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-01-2010
Мария Сергеевна Алексеева Социологические исследования. 2009.  № 9. С. 97-102. 
В статье рассматриваются происхождение и различные подходы к пониманию воцерковленности и критериев ее измерения. Устанавливается субординация понятий "воцерковленность" - "религиозность", "воцерковленные" и "практикующие верующие". Анализируются проблемы и перспективы применения категории "воцеркволенности " для оценки степени религиозности в современном российском обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-11-2011
Елена Ерофеевна Дутчак Общественные науки и современность. 2010.  № 3. С. 163-172. 
Староверие  прочно  ассоциируется  в  массовом  сознании  с  конфликтом  –  культурным  или  социальным,  с  формированием  религиозно-политической  оппозиции. У  истоков  этих  представлений  стоят  русская  демократическая  публицистика  второй половины  XIX  в.  и  советская  традиция  изучения  народных  религиозных  движений как преимущественно политических.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-03-2011
Татьяна Павловна Белова Социологические исследования. 2010.  № 12. С. 94-106. 
Выявляется место и роль этноконфессиональных отношений в социальном пространстве города, на основе анализа анкетного опроса жителей Иваново раскрывается взаимодействие этнонациональных и конфессиональных факторов с социальной, экономической и общественно-политической сферами городской жизнедеятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
М. Степанянц Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 167-170. 
Ядро гуманистического мировосприятия – признание за человеком свободы во всем многообразии ее проявлений, которая противостоит приоритету и господству государства, доминированию религиозных институтов, традиционной социальной иерархии и т.д. В мусульманстве на протяжении веков преобладало фаталистическое представление о предопределенности судьбы человека и его зависимости от воли Аллаха. Это представление было подвергнуто частичному переосмыслению в мистическом учении суфизма (особенно наглядно в трудах шейха Ибн Араби), что открыло возможность для выражения умонастроений, типологически сходных с гуманистическими. Однако масштаб развития данной тенденции не позволяет говорить о наличии гуманизма как самостоятельного феномена в жизни мусульман.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-05-2015
Иван Вадимович Розмаинский TERRA ECONOMICUS. 2015.  Т. 13. № 1. С. 30-42. 
В статье исследуются разные стороны феномена дехристианизации как фактора, негативно влияющего на институты капитализма. Дело в том, что рыночный капитализм не может эффективно функционировать без адекватной работы системы долгосрочных контрактов. Эта система, в свою очередь, может нормально действовать лишь при определенных неформальных институтах и характеристиках человеческого поведения. К ним относятся, главным образом, низкая степень оппортунизма, высокая склонность брать на себя обязательства и выполнять их, высокая степень взаимного доверия и отсутствие инвестиционной близорукости. Большинство этих характеристик было сформировано на Западе христианской этикой. Процесс дехристианизации - существование которого на Западе и, прежде всего, в Западной Европе, анализируется и доказывается в статье - разрушает эти нормы и тем самым подрывает институциональные основы капитализма. Следствием этого является падение экономической эффективности и растущая подверженность современного капитализма глубоким рецессиям.
ресурс содержит прикрепленный файл