Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 08-07-2013
Михаил Станиславович Стецкевич Диалог со временем. 2009.  № 26. С. 127-156. 
The article deals with works and ideas by a great English scholar that had been dedicated to the Church of England. Bentham believed that the Church of England needed a thorough reform since it had become a part of state machine with all its vices — corruption and the inability to respond to social problems. This idea led Bentham to even more radical thoughts, including re-thinking of religious dogmas.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2004
Л. Василенко Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 152-163. 
Традиционно наука и религия противопоставляются друг другу, как несовместимые – чем больше объем знания, тем меньше места для религиозных представлений. В современный период между этими позициями возникает потребность конструктивном диалоге и мирном сосуществовании. Если это произойдет, мы получим наглядное свидетельство большей духовной зрелости общества. Однако на пути к такому состоянию существует немало проблем, в том числе – попытка использовать религию как государственническую идеологию. Следствием чего может стать духовная несвобода, одинаково губительная и для научных исследований, и для исповедания веры, поскольку насаждение ее неизбежно вызовет к жизни социальные силы, отрицающие само право религии на существование, наподобие того, как этот было в советскую эпоху.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-06-2007
Юлия Юрьевна Синелина Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 89-97. 
Публикация подготовлено по материалам исследования религиозности населения, проведенного ИСПИ РАН в октябре 2004 г. Его результаты показали, что доля респондентов, называющих себя православными (76%) превышает долю тех, кто определяют себя как верующих (59%). Автор использует понятие "воцерковление", означающее включенность прихожан в жизнь Церкви. Применена методика В.Ф. Чесноковой для определения уровня воцерковленности респондентов и выделения среди них тех, кто не только причисляют себя к православию, но верят в Бога или хотя бы не отвергают эту веру (колеблющиеся). Отмечено различие групп респондентов по уровню воцерковленности. Реальная связь с Православной Церковью прослеживается только у 40% от числа тех, кто относят себя к православию. Среди "воцерковленных" 94% опрошенных верят в Бога, 71% верят в бессмертие души, 73% приходят в храм не реже одного раза в месяц, 53% причащаются. По итогам анализа представленных социологических данных констатируется, в частности, что в последние 5 лет в России происходит медленный рост числа людей. относящих себя к верующим, снижение считающих себя неверующими, а также верящих не в Бога, а в другие сверхъестественные силы. В то же время медленно идет процесс воцерковления самоидентифицирующихся как православные.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-09-2004
Валентин Петрович Баранников, Лидия Федоровна Матронина Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 102-107. 
Тема религиозности в информационном обществе рассматривается в связи с глобальным духовным кризисом, ранее всего (более 100 лет назад) проявившимся в передовых странах Запада. В России этот кризис начался недавно, и кризисные явления в духовной сфере приняли у нас более острый характер, поскольку совпали с экономическим и политическим кризисом, а сам процесс был «сжат» во времени. Выделены два основных типа религиозности как социально-психологической характеристики личности – традиционная и формальная. В более широком смысле данные типы – это способы социальной идентификации и социальной адоптации. Традиционная религиозность связана с традиционным обществом, в котором наибольшая часть занятости падает на материальное производство и сферу обслуживания материального потребления и лишь малая часть относится к сфере духовного производства. Традиционная религиозность обусловлена социальными факторами: относительная стабильность социальной жизни, мало меняющийся во времени массив социальной информации. Поэтому «вытеснение» традиционного общества информационным предстает как неизбежное явление. С этим связана утрата искренности традиционной религиозности, прежних социальных идеалов и норм, которые обеспечивали выживание этноса и индивида. Формальную религиозность при соблюдении обрядовой стороны отличает равнодушие к религии и вере. Приведены данные эмпирических исследований по изучению религиозности российской молодежи. Сделан вывод о необходимости формирования толерантного сознания как задаче нового Просвещения эпохи информационного общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Игорь Игоревич Лыман Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 79-93. 
Публикуются выявленные в Российском государственном историческом архиве ценные документы (в частности, опись имущества бывшей Сечевой церкви, составленная в мае 1777 г.), дающие возможность скорректировать существующие представления о событиях, связанных с ликвидацией Новой Сечи и существенно дополняющие сведения о судьбе богатств Сечевой Покровской церкви после июня 1775 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-03-2013
Андрей Валентинович Федин Диалог со временем. 2012.  № 40. С. 173-201. 

Опубликовано на портале: 16-02-2006
Сергей Васильевич Востриков Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 22-30. 
В статье исследуются идейные истоки германского нацизма, который синтезировал неоднородные, зачастую противоречивые элементы мистических и псевдонаучных доктрин (расовая теория, евгеника, теософия, социал-дарвинизм, физиогномистика и т.д.). Отмечается, что нацизм объявил себя врагом современной европейской «лженауки», римского права и христианства, а также борцом с пагубным влиянием «еврейского духа». Символом «нордической» науки стал австриец Г. Горбигер, проповедник «учения о мировом льде» и грядущей мутации нации. Его доктрина отвечала запросам теории арийской расы, будто бы сохранившей первозданную чистоту, чтобы господствовать над миром. Эти проповеди довели до крайности убеждения Гитлера в том, что узость западной науки расслабила немцев. Данное учение сплеталось с языческими культами древних германцев, учением Ницше о появлении «сильной личности» и романтическим идеалом человека будущего. «Арийская наука» получали «обоснование» в «теории», разработанной к 1937 году археологом Кисо, который якобы обнаружил в ряде отдаленных мест (Анды, Тибет, Гоби, Абиссиния) «неопровержимые свидетельства» существования более высоких цивилизаций. Направленность нацистской экспансии («Натиск на Восток») опиралась на эзотерическую «нордическую доктрину» и на традиции Тевтонского ордена. Автор констатирует: «Теософия нацизм помогла… породить сатанинское, но достаточно результативное движение…. Завершившаяся 60 лет тому назад война была не только сражением танков, самолетов. Линкоров, но и судьбоносной битвой сил добра и зла» (с. 29).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2012
Дарья Михайловна Омельченко Диалог со временем. 2010.  № 31. С. 5-15. 
В  статье  рассматривается  ранняя  история  женского монастыря Святого Иоанна в Арелате, основанного епископом  Цезарием  (470–542).  Анализируются  функции  этого монастыря и деятельность аббатисы Цезарии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Юрий Леонидович Василевский Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 78-88. 
В статье освещаются следующие вопросы: 1) отношение к Богу, 2) межстрановые различия, 3) различия между возрастными группами, 4) динамика религиозного самоопределения, 5) отношения атеизма и христианства, 6) значимость исторических событий для духовной жизни, 7) рост числа сект и нетрадиционных религий. Статья основана на результатах анкетных опросов, которые были проведены в 1992-1994 гг. в России, Украине и Белоруссии в ходе 33 учительских конференций, организованных западными христианскими конфессиями. Всего опрошено 10 тыс. учителей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
З А Крахмальникова Мир России. 1995.  Т. 4. № 1. С. 124-158. 
З.А.Крахмальникова, автор многочисленных работ по проблемам философии культуры и религиозной жизни, в публикуемой ниже статье обращается к актуальным проблемам современной духовной жизни: Православная церковь и национальный вопрос; русский антисемитизм как следствие духовной деградации церковного и культурного сознания; духовная взаимозависимость двух трагических явлений XX в.: большевизма и нацизма. Особое место автор отводит теме ответственности Христианства за гибель европейского еврейства (Холокауста) в годы второй мировой войны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-12-2012
Антон Анатольевич Войтенко Диалог со временем. 2010.  № 33. С. 86-109. 
Статья посвящена изучению развития милленаристских идей в Египте в I-IV в. Автор исследует патристические трактаты, апокрифические и агиографические тексты, а также данные папирусов и приходит к выводу, что милленаристиские идеи были распространены в Египте достаточно широко и не исчезли во второй половине III в., как это ранее предполагалось.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Нина Григорьевна Шамшурина Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 181-184. 
В тексте рассматриваются основные постулаты православной концепции труда и трудовой этики. Анализ текста «Поучения» Владимира Мономаха, «Домостроя», творений отцов Церкви и др. источников показывает, что православие как исконное христианство рассматривает хозяйственную деятельность в качестве одного из основных средств, необходимых для совершенствования человеческого существования, а труд – высшего мерила богоугодности человека. Эти установки сохраняют определенную актуальность и в наши дни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-12-2012
Андрей Валентинович Федин Диалог со временем. 2010.  № 32. С. 65-93. 
Статья посвящена проблеме становления и развития одной из важнейших философских концепций Нового времени — идеи «естественного человека», точнее ее историко-этнологической версии — «благородного дикаря». Специально рассматриваются «Иезуитские реляции» из Канады, которые периодически публиковались во Франции в XVII в. и стали для современников и последующих поколений мыслителей важнейшим источником сведений о жизни и обычаях коренных народов Северной Америки.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-04-2012
Ольга Юрьевна Бреская Социологические исследования. 2011.  № 12. С. 77-87. 
В  статье  рассматривается  феномен  религиозности  и  эволюция  его концептуализации  в  отечественной  и  западной  социологии  религии.  Автор  акцентирует внимание  на  необходимости  понимания  неразрывной  связи  категорий "религиозности"  как индивидуального  или  группового  свойства  и "религии"  как  системы  верований  и  практик  с целью  целостной  интерпретации  и  типологизации  понятия  религиозность.  История концептуализации  религиозности  в XX  в.  свидетельствует  о  необходимости  формирования интегрального  подхода  при  изучении  данного  феномена  в  силу  его  особой  двойственной природы - индивидуальной и групповой, направленной на постижение трансцендентного. При этом  более  широкий  социальный  контекст  в  условиях  дифференцированного  общества выступает  фактором,  оказывающим  влияние  на  характер  религиозности,  как  отдельного индивида, так и религиозной группы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-02-2014
Анастасия Анатольевна Белькова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2013.  Т. 5. № 4. С. 100-107. 
В данной статье анализируются процессы формирования институтов государственного регулирования религии в постсоветской Бурятии, а также нормы взаимодействия государства и различных религиозных организаций. Институционализация государственной религиозной политики формирует структуру религиозного поля, представляющую собой разделение религиозных организаций по признаку традиционности. Установление подобных норм способствует повышению контролируемости расходования средств, выделяемых органами власти на поддержку религиозных объединений.
ресурс содержит прикрепленный файл