Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 10-07-2013
И.Ю. Ващева Диалог со временем. 2009.  № 26. С. 298-310. 
Иоанн Эфесский (506–585/589) обычно упоминается как один из лидеров монофизитского движения и известный агиограф VI в. Перу эфесского епископа принадлежит «Церковная история», и некоторые исследователи называют его «первым сирийским церковным историком». «Церковная история» впервые была издана на языке оригинала (сирийском) в 1853 г. Позднее сохранившиеся части «Истории» издавались несколько раз и были переведены на основные европейские языки.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Евгений Владимирович Кратов Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 109-117. 
В статье рассматривается состояние северокавказских мусульманских общин и политика, которую осуществляла Советская власть по отношению к исламу на территории Северо-Кавказского края в 1924-1934 гг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-12-2008
Али Хассан Зайди Социологические исследования. 2008.  № 8. С. 74-83. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-04-2010
Александр Александрович Сусоколов Журнал социологии и социальной антропологии. 2009.  Т. 12. № 1. С. 32-51. 
В статье проводится сравнение между социально-психологическими особенностями конфессиональных групп России (мусульман, православных, иудеев) и некоторыми элементами содержания канонических книг, в частности, Шариата. Выявление психологических типов и социальных норм осуществляется на основе анализа массива городского населения России 2002–2004 гг. по методике KOMPASS. Выявляется влияние исторических условий формирования конфессиональных групп на нормы рыночных отношений, заложенных в книгах Шариата. Показано, в частности, что среди верующих мусульман распространены такие психологические типы, как «новаторы» и «социально ответственные». Среди мусульман велика ценность организационных усилий. Согласно концепции предпринимательской функции Й. Шумпетера, именно эти аспекты ценностных ориентаций, а отнюдь не погоня за прибылью, составляет наиболее ценную для общества сторону предпринимательства. Выдвигается предположение, что некоторые аспекты экономической концепции классического ислама соответствуют требованиям разрешения кризиса, порожденного либеральной экономикой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-01-2006
Леонид Васильев Общественные науки и современность. 2006.  № 1. С. 83-90. 
В попытках понять, почему, спустя почти полторы тысячи лет после появления ислама, стало возможным возникновение столь мощного, энергичного, жесткого агрессивного, использующего террор движения, как современный исламизм, автор статьи в осторополемичной форме обращается к кораническим основам этого феномена. Его вывод пессимистичен. Идеология современного мусульманского радикализма – это не искажение, а доскональное следование фундаментальным заповедям Корана. Что, однако, хуже, в настоящее время исламизм, близкий, по существу, тоталитарным доктринам ХХ в., формирует новую конфигурацию глобального противостояния, все активнее беря на себя роль некого идейного центра, противопоставляющего свои ценности ценностям демократии и толерантности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Исламофобия [статья]
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Сергей Николаевич Абашин Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 20-26. 
В современном российском обществе можно выделить несколько форм проявления нетерпимости к исламу: исламофобия западников, исламофобия консерваторов, православная исламофобия. В последние годы было несколько незначительных антиисламских акций, которые можно было бы квалифицировать как государственную исламофобию. Для решения стоящих перед обществом необходимо создавать условия для самого широкого диалога всех политических, общественных и религиозных сил, не рассматривая априори каждую из них как какую-то неправильную или «чужую». И это будет возможно, если будет недвусмысленно осуждена и прекращена исламофобская истерия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-06-2004
З.А. Миркина Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 161-166. 
Самый страшный кризис в стране – это кризис веры, полагает автор. Вера, как и свобода, не выстрадана нами, не отвоевана у лжи и безверия, а разрушена свыше. Однако традиции высочайшей духовной и нравственной требовательности, присущие великой русской литературе, не совсем исчезли, но с трудом пробиваются в обстановке ликующего распада. Тому пример – два романа, опубликованные в “Новом мире” №№ 5 и 1 за 1994 г. и представленные на букеровский конкурс. Истина вне Христа… Что это такое? Внешняя истина. Истина внешнего и внутреннего мира. А Христос сам есть истина. Но истина мира внутреннего. Истина не от мира сего.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-03-2013
Анна Юрьевна Серегина Диалог со временем. 2011.  № 37. С. 315-325. 
Автор анализирует исторический очерк английской Реформации середины XVI в., созданный католиком Робертом Паркиным. Это сочинение давно известно, но до сих пор не было подробно исследовано. В статье показано, что текст создавался как подготовительный материал для цикла проповедей о триумфе католической веры (при королеве Марии Тюдор), а работа над рукописью была завершена в 1568 г., когда многие англичане ждали реставрации католицизма в стране. К статье прилагается перевод труда Паркина.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-07-2013
Ирина Константиновна Мироненко-Маренкова Диалог со временем. 2009.  № 26. С. 5-37. 
Почему тело нищего было выставлено на всеобщее обозрение в церкви, а затем захоронено там же? Почему, несмотря на такое бурное почитание, процесс затянулся на целое столетие? И кем же был этот нищий француз? Бенуа-Жозеф Лабр, или по-итальянски Бенедетто Джузеппе Лабре (впрочем, его имя стало известно только после кончины по обнаруженным на теле бумагам), родился на севере Франции в городке Аметт в 1748 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
И А Аносова Мир России. 2006.  Т. 15. № 4. С. 171-184. 
Статья подготовлена по материалам исследования жизни современного поколения духоборцев, проведенного автором в Канаде. Автор ставила перед собой задачу не только изучить особенности жизни этой группы эмигрантов из России, но также понять исторические условия, в которых протекала их адаптация интеграция. Другая задача заключалась в том, чтобы выявить степень их культурной локализации, сохранения национальной идентичности и основ веры в Канаде на протяжении более 100 лет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-01-2009
Лаура Гибратовна Ерекешева Социологические исследования. 2008.  № 12. С. 117-126. 
В статье изучается концепция Э. Дюркгейма о социальном измерении религии, представленная им в работе "Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии". Рассмотрены положения французского социолога о категориях познания применительно к социологии религии (в частности, вера и разум, коллективное и индивидуальное начала), непосредственно связанные с проблемой происхождения и роли религии и морали в обществе. Показана несомненная значимость и актуальность данной концепции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-08-2004
Л.В. Хачатурян Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 150-157. 
Автор рассматривает три варианта трактовки творений Отцов Церкви, различных по времени и по отношению к каноническому Преданию. Первый – богословские сочинения А. Хомякова, использующего Предание “изнутри”, структурно, в качестве многоуровневого источника. Второй – работы В. Соловьева, где познавательный опыт тесно связан с сомнением, рефлексией. Предание у него подобно, но не более, идеальному развитию знания. Третий – труды И. Ильина, допускающего дополнение и переосмысление Предания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-03-2013
Анна Юрьевна Серегина Диалог со временем. 2012.  № 40. С. 51-63. 

Опубликовано на портале: 25-08-2005
Владимир Игоревич Веремчук Социологические исследования. 2003.  № 12. С. 84-87. 
В современных условиях взаимодействие военной службы и религии имеет сложную, многоуровневую структуру, и осмысление его проблем не может не учитывать как общесоциальный уровень, так и уровень отдельных социальных структур: социальных институтов, социальных организаций, личности. В статье показаны некоторые результаты исследования взаимоотношений института церкви и армии. История России свидетельствует о наличии устойчивой духовно-религиозной традиции в Вооруженных Силах. По данным мониторинговых исследований 1990-х годов, большинство военных респондентов (76%) выступали за дальнейшее налаживание отношений между армией и церковью.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Юрий Владимирович Ковалевич, Сергей Алексеевич Шмаков Социологические исследования. 1995.  № 12. С. 36-38. 
В статье рассматриваются три темы: 1) состояние религиозности в пограничных войсках, 2) необходимость и возможность отправления религиозных потребностей, 3) отношение к введению института церкви в пограничных войсках. Данные получены в ходе опроса, проведенного в 1994-1995 гг. в пограничных войсках (объем выборки – 2340 чел.).