Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 22-06-2007
Марк Давидович Грубарг Социологические исследования. 2002.  № 4. С. 86-96. 
Поскольку в основе социального учения иудаизма лежат книги Торы, автор приводит положения, постановления, законы и императивы Ветхого Завета, в которых отражены основные принципы социальной жизни и организации древних евреев, их понимание роли и места личности в обществе. Кроме того, в статье имеются примеры позитивного влияния учения Торы на формирование других социально-экономических теорий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-03-2013
Лидия Владимировна Софронова Диалог со временем. 2012.  № 38. С. 161-188. 
В статье представлена модель самоидентификации английского мыслителя ренессансной эпохи Дж. Колета, сделана попытка новой интерпретации образа Колета и верификации имеющихся в историографии идентификаций его личности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-02-2007
В.А. Шабаршина Социологические исследования. 2000.  № 4. С. 151-152. 
Рецензия на книгу: РЕЛИГИИ НАРОДОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. М.: Республика, 1999. 624 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-08-2006
Н.С. Семенкин Социологические исследования. 2005.  № 12. С. 141-142. 
Рецензия на книгу: Яковлев А.И. Религиозное сознание. Учебное пособие.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-02-2012
Александра Витальевна Филькина Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2009.  № 28. С. 148-168. 
В статье рассматриваются проблемы использования этнографического метода  в  социологии,  такие  как  конструирование  исследовательской идентичности,  этика  исследователя  и  применение  результатов  исследования. Попытка решения таких проблем иллюстрируется на примере изучения новых религиозных движений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-06-2007
Виктор Анатольевич Авксентьев, И.О. Бабкин, А.Ю. Хоц Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 41-47. 
Авторы анализируют результаты исследования проведенного в 2004 г. по теме «Конфликтный и деструктивный потенциал религиозной сферы Ставропольского края». По мнению ученых, в отличие от периода начала – середины 1990-х гг. сейчас происходит активное включение конфессионального фактора в этнополитические процессы в регионе, что позволяет говорить о формировании устойчивых этноконфессиональных политических идентичностей.
Опубликовано на портале: 13-06-2012
Людмила Васильевна Намруева Социологические исследования. 2012.  № 2. С. 124-128. 
Анализируется роль буддизма как консолидирующего фактора монголоязычных народов России, оказывающего влияние на возрождение этнокультурных ценностей и развитие этнических общностей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-05-2006
Юрий Андреевич Гаврилов, Елена Николаевна Кофанова, Михаил Петрович Мчедлов, Александр Григорьевич Шевченко Социологические исследования. 2005.  № 6. С. 46-56. 
В статье наряду с уровнем религиозной активности изучаются особенности конфессиональной идентификации и самоидентификации верующих различных вероисповеданий. Ее материал подготовлен по результатам социологического опроса, проведенного в мае-июне 2004 г. сотрудниками центра «Религия в современном обществе» Института комплексных социальных исследований РАН. Установлено, что наиболее высок процент верующих, регулярно посещающих храм (молитвенный дом) в протестантской группе (81,1%), за ними следуют приверженцы иудаизма (52,7%) и католицизма (50%). В православной и мусульманской группах этот показатель невысокий (15% и 19%). Наиболее последовательными в отношении исполнения основных религиозных обрядов и предписаний оказались протестанты, за ними следуют католики и иудеи; на последнем месте оказываются православные верующие. Отмечено, что различия в характере пассивной религиозности в разных конфессиональных группах во многом связаны с особенностями их культовой практики. Обращается внимание на тот факт, что часть респондентов, обозначивших себя как неверующих, все же принимает участие в религиозной жизни: изредка посещают храмы, отмечают религиозные праздники, а 7% из них иногда даже молятся и исполняют религиозные обряды. Сделан вывод, что мировоззренческая граница между верующими и неверующими в настоящее время стала гораздо менее четкой, чем в советский период. В публикации также рассматриваются по различным аспектам проявления религиозной приверженности граждан в ее влиянии на их личную повседневную жизнь и общественную активность. Сообщается об отношении верующих разных вероисповеданий к идее о введении в российской армии института военного духовенства; о распределении мнений опрошенных представителей разных веровний в отношении предпочтительных форм и видов преподавания религиозных предметов в общеобразовательных школах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-12-2010
Г.К. Гусаева Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
Автор выявляет конфессиональную специфику такого региона России, как Республика Дагестан. В последние годы наблюдается стремительный рост религиозных организаций, школ, вузов, особую роль играет возрождение исламских традиций. Автор приходит к выводу, что религиозная ситуация в Дагестане характеризуется, с одной стороны, резким ростом общественного интереса к религии и ее влияния на все стороны жизни общества, с другой, количественное возрождение ислама не дает заметного прогресса в нравственной, духовной жизни мусульман. Ислам не стал фактором, консолидирующим верующих, усилились разногласия как среди мусульманского духовенства, так и среди верующих
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
Леонид Васильев Общественные науки и современность. 1994.  № 6. С. 167-171. 
В основе современной китайской и ряда других дальневосточных культур (от Японии до Сингапура) лежат принципы конфуцианского гуманизма. Основное его отличие от европейского в том, что он служил средством для создания гармоничного общества и патерналистского упорядоченного государства. Идеал древнекитайского гуманизма (гармония, порядок и постоянное самоусовершенствование хорошо организованного государства, управляемого достойным правителем и справедливым чиновничеством) ориентирован не столько на личность, сколько на социум. Именно благодаря этой традиционной установке произошел успешный выход КНР из тупика марксистско-маоистского эксперимента на рельсы рыночного развития и приспособление его населения к экономической модели, опирающейся на частную собственность европейского типа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2006
Геннадий Алексеевич Котельников, Сергей Дмитриевич Лебедев Социологические исследования. 2004.  № 5. С. 121-129. 
С конца 1980-х годов взаимоотношения светских и религиозных институтов стали меняться в пользу установления равноправного взаимодействия. Это потребовало пересмотра концептуальных положений социологии религии, чему и посвящена предлагаемая статья. В авторской модели сочетаются подходы с позиций диалога культур и положений социальной синергетики, теоретические разработки социологии знания и анализа межкультурных взаимодействий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-05-2006
Т. Викторов, Наталья Васильевна Коровицына Социологические исследования. 2005.  № 6. С. 151-153. 
Аннотируются книги:
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2006
Сергей Пимчев Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 158-166. 
Автор полагает, что опыт церкви в деле социокультурной организации людей не утратил своего значения в современных условиях. Предметом статьи является анализ взаимоотношений двух исторически сложившихся религиозных систем воспитания: приходсткой и монастырской.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-03-2004
Ян Гурановский Вопросы философии. 1967.  № 7. С. 34-44. 
На примере католичества рассматривается состояние религиозности в Польше в конце 60-х годов ХХ века. Отмечается, что в этот период религиозность населения снизилась: все меньшее число людей считали себя верующими, верующие же уже не склонны распространять религиозную этику на все сферы жизни. Католическими социологами установлено усиление процесса секуляризации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-08-2012
Галина Сергеевна Широкалова, О.К. Шиманская Социологические исследования. 2012.  № 4. С. 150-152. 
В ноябре 2011 г. в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова состоялся "круглый стол" "Религия и средства массовой информации". В его работе приняли участие ведущие ученые-религиоведы Москвы, Нижнего Новгорода, Владимира, Воронежа,Иванова, Пензы, Тулы, Тюмени, представители органов государственной власти, общественных организаций, руководители конфессий, журналисты, аспиранты и студенты нижегородских вузов.
ресурс содержит прикрепленный файл