Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 05-03-2013
Виталий Геннадьевич Ананьев Диалог со временем. 2011.  № 35. С. 289-295. 
В статье впервые предпринимается попытка проанализировать в рамках семиотического подхода основные вехи строительства и освящения Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. На смену универсальным христианским идеям Александра I, стремившегося очистить религиозный дискурс от национальной составляющей и представлявшего начало строительства храма как возобновление дела, начатого его царственными предшественниками, пришел более «исторический» религиозный дискурс николаевской эпохи и активное использование в программе храма образа Александра Невского. Церемония освящения собора должна была еще больше подчеркнуть эту связь с историческим прошлым России посредством включения в нее торжественного шествия к памятнику Петру Первому. Каждое из царствований, таким образом, включало храм в собственный сценарий власти и придавало ему новое значение.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-06-2012
М.А. Морозов Диалог со временем. 2009.  № 29. С. 15-27. 
Крестовые походы принято рассматривать как специфически западный  вариант  «священной  войны»,  сложившийся  под  влиянием римско-христианской концепции вооруженного паломничества к христианским святыням, в том числе в Иерусалим, и под влиянием восходящего к Блаженному Августину учения о «справедливой войне», которое  легло  в  основу  западноевропейской  средневековой  идеи  защиты  христианского  мира.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-08-2004
Вадим Маркович Розин Общественные науки и современность. 1994.  № 5. С. 128-135. 
В статье, по случаю переиздания «Писем» Георгия Говорова, известного более как Феофан Затворник, автор обращается к личности Феофана как примеру необычного соединения религиозной, научно и эзотерической рациональности. Автор полагает, что работы Феофана служат свидетельством того, что разные по своей логике и предпосылкам формы мышления могут вполне уживаться в одной личности, обогащая друг друга. Более того, он уверен, что соединение разнородных начал в значительной мере свойственно незаурядным творческим натурам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2004
Давид Беньяминович Зильберман Вопросы философии. 1971.  № 6. С. 163-172. 
Д.Б.Зильберман – мыслитель уникального синтетического дара и феноменальной эрудиции, соединенными с редкой независимостью суждений, «истинный эксперт в сравнительном анализе древнегреческой, классической немецкой, французской и английской философии с восточными философскими традициями, особенно индийской мыслью, от ведического периода до современности» (Роман Якобсон), знаток каббалы, а также «Парсонса, Вебера, Шелера, Поппера и чего еще угодно» (А.Пятигорский), создатель оригинальной философской концепции, именуемой им по-разному – «философологией (наукой о философиях)», «модальной методологией», «суммой метафизики», согласно которой история западной философии, вопреки расхожим представлениям, отнюдь не завершена - напротив, ее истинная история еще и не начиналась. (расширенная аннотация)
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 15-10-2010
Марк Брайтман, Ванесса Элиза Гротти, Ольга Ултургашева Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010.  № 2. С. 437-438. 
В  данной  статье  анализируются  концепции  «приграничной  территории» (англ. frontier) и личности (англ. personhood) в современном общественном контексте коренных народов Амазонии и Сибири. Эти понятия стали главными темами двух  международных  конференций,  организованных  авторами  статьи.  Первая конференция под названием «Концепция приграничной территории в Амазонии и Сибири: сырьевая экономика и социально-политические трансформации» прошла в стенах Института полярных исследований имени Скотта в июне 2006 года в Кэмбридже  (Великобритания).  Вторая конференция «Люди, животные, растения и материальные объекты: личность в Амазонии и Сибири» состоялась в Париже в июне 2008 года в Музее на набережной Бранли, где была рассмотрена концепция личности в анимистиче ских онтологиях народов Амазонии и Сибири.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Татьяна Борисовна Коваль Мир России. 2003.  Т. 12. № 2. С. 3-45. 
Допустима ли частная собственность с моральной точки зрения? Как воздействует она на личность и всегда ли богатство портит человека? Нужно ли экономике «человеческое измерение» и возможно ли привнести в нее нравственное начало? Кажется, все эти проблемы – наши, сегодняшние, злободневные. Но не вернулись ли мы на новом витке истории к вечным вопросам? Ведь их задавали и много веков назад. От того, какими были ответы, во многом зависело направление развития того или иного общества. Как христианство понимало проблему личности и собственности? В чем христианское видение проблемы совпадало с другими религиями, а в чем расходилось? Может ли опыт, накопленный предыдущими поколениями, помочь «очеловечить» нашу экономическую и хозяйственную жизнь? К этим вопросам привлекает внимание автор статьи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-01-2006
Владимир Дмитриевич Жукоцкий Общественные науки и современность. 2006.  № 1. С. 69-82. 
Лютер и Ленин трактуются в статье как знаковые фигуры всемирной истории и обретения смысла советской эпохи в истории русской и мировой культуры. Анализируя немецкую Реформацию, автор приходит к идее русской Реформации: символична даже симметрия двух великих дат в истории человечества - 1517 и 1917 гг. Начало европейской и русской реформации разделяют четыре столетия. Автор приходит к выводу, что если лютеровская модель реформации возникла на почве западного христианства, то ее ленинская модель не может быть понята вне православия с его ментальностью. В статье высказывается мысль о том, что в современных условиях контрреформационные тенденции вписываются в общую логику продолжающейся реформации, которая может считаться "золотой серединой" между ее крайними культурологическими моделями – Лютера и Ленина.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2006
Николай Рерих Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 171-183. 
Два фрагмента из малоизвестной книги «Твердыня пламенная» (Нью-Йорк, 1932). Майтрейя - любовь, сострадание – в буддизме имя владыки будущего. Рерих показывает, что у всех народов и во всех религиях представления о будущем разительно сходятся в самых сокровенных и сердечных устремлениях. Второй фрагмент демонстрирует единство всех культур в представлении о Великой матери, как спасительнице и жертвовательницы. Рерих видел в этом пророчество о времени, когда к Земле должны будут приблизиться Высокие энергии, Они предназначены для созидания, но могут оказаться губительными, если человечество не осознает своего единства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-11-2006
Борис Владимирович Дубин Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004.  № 3 (71). С. 35-44. 
В статье рассматривается динамика религиозной принадлежности в России. Автор анализирует принадлежность россиян к различным религиям, частоту посещения церкви (мечети, синагоги), степень доверия к церкви как к социальному институту. Несмотря на то, что подавляющее большинство россиян считают себя православными христианами, они ни посещают регулярно церковь, ни выполняют правила, предписанные церковью (молитвы, посты и пр.).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-07-2006
М. Блюменкранц Общественные науки и современность. 1991.  № 5. С. 155-162. 
Свобода – одна из центральных тем христианского мироощущения, фаустовская тема европейской души. Постижение истины неразрывно связано с достижением внутренней свободы. В легендах о Нимроде отражается каинов путь свободы, ставший пробным камнем современной цивилизации, свободы своеволия и богоборчества. Ибо убийство Каином Авеля – первый в истории человечества акт насилия, направленный непосредственно против Бога. Сама постановка вопроса о свободе свидетельствует о крайней степени несвободы. Проблема свободы возникает тогда, когда всякая свобода потеряна.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2005
Наталья Юрьевна Матвеева Социологические исследования. 2004.  № 1. С. 61-69. 
Автор статьи обращается к русской религиозной философии (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, о. П.А. Флоренский, В.Ф. Эрн, Н.О. Лосский), показывая, что представители этой школы основали особое направление в социологии с собственным подходом к ее предмету, объекту и методологии познания, а также что их подход обусловил преимущественный спектр интересов этих ученых в исследовании социальных процессов и явлений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2013
Владимир Николаенко, Леонид Николаенко, Юрий Яковенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2011.  No. 3. P. 200-223. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-12-2011
Ольга Ивановна Величко Полития. 2009.  № 3. С. 76-86. 
На основе анализа документов Ватикана и работ католических авторов О.Величко показывает, что в рамках социального учения католицизма ведется активный поиск альтернатив существующему положению вещей и предлагаются некоторые конкретные инструменты преодоления нынешнего кризиса. Католическая теоретическая мысль и научная публицистика выявляют три главные составляющие мирового кризиса, которые католики считают не только экономическим, но и нравственным. Источником и мотором кризиса признается несовершенство финансовой системы мирового хозяйства. Второй его чертой является почти полное отсутствие социальной ответственности предпринимательства. Третья составляющая – распространившееся повсюду пренебрежение элементарными нравственными нормами, грозящее дегуманизацией общества. Сторонники католического социального учения сходятся во мнении, что безграничный и бесконтрольный либерализм себя исчерпал. Его провалы, как представляется католической Церкви, дают шанс ее социальной доктрине и пропагандируемому ею «социальному рыночному хозяйству».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-07-2013
Маргарита Ефимовна Позднякова, Виктория Владимировна Моисеева Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007.  № 4(84). С. 138-149. 
Деятельность религиозных организаций вызывает много споров прежде всего потому, что в качестве действующих лиц антинаркотической политики эти организации появились относительно недавно и единого мнения по поводу их "полезно- сти" или "вредности" в деле денаркотизации общества практически нет. В нашем исследовании мы попытались проанализировать деятельность различных религиозных институтов по профилактике приобщения к психоактивным веществам и выявить возможности межконфессионального взаимодействия и сотрудничества этих институтов с государственными и общественными организациями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-12-2010
Елена Леонардовна Богданова Социология: теория, методы, маркетинг. 2007.  No. 1. P. 74-91. 
В этой статье будут рассмотрены существующие теории конгруэнции религии и демократии, проанализированы их сильные и слабые стороны и сформулированы выводы относительно перспектив дальнейших исследований, которые позволили бы глубже понять возможности сочетания демократии и религии, а также ответить на вопрос, может ли религия способствовать демократизации общества.
ресурс содержит прикрепленный файл