Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Руководитель: Дмитрий Гаврилович Стрелков
Данная статья представляет отчет по исследованию "Молодежь и религия", проведенному студентами Нижегородского государственного университета. Работа разделена на три части. Первая из частей освещает ценностные ориентации молодежи. Она ставит перед собой задачу выяснить ценностные установки молодых людей, а также прояснить, насколько важны для них ценности, связанные с религией. Вторая часть посвящена религиозному поведению и ориентирована на то, чтобы выяснить, что для молодых людей значит вера в Бога. На этом этапе исследования авторы ставят целью сравнить декларируемую религиозность молодых людей и их фактическое поведение. Наконец, последняя часть включает в себя отношение к исповедующим иную религию. Нередко оборотной стороной высокой степени религиозности является нетерпимое отношение к людям, исповедующим другую веру, поэтому и возникает необходимость прояснить, проявляется ли это каким-либо образом в среде нижегородской молодежи. Весь материал снабжен иллюстративным материалом в виде статистических таблиц.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Luigi Tomazi Социологические исследования. 1995.  № 10. С. 146-152. 
Статья основана на данных исследования «Европейское исследование системы ценностей». Рассматриваются следующие вопросы: 1) вера в Бога, 2) роль церкви, 3) молитва и отправление религиозных обрядов. Автор приходит к выводу, что молодежь постепенно возвращается к вере и ее обрядам, во многом солидарна с позицией церкви по многим социальным вопросам. Прослеживаются различия во взглядах разных социальных групп итальянской молодежи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-09-2010
Александр Сергеевич Лариков Среднее профессиональное образование. 2010.  № 3. С. 72-73. 
В статье выявлена актуальность проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений среднего профессионального образования. Рассматриваются возможные пути решения этой проблемы с помощью государственных структур, учебных заведений СПО, работодателей, региональной программы содействия трудоустройству молодежи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-12-2011
Ягфар Закирович Гарипов, Роза Вагизовна Нурулина Социологические исследования. 2011.  № 8. С. 123-131. 
Статья посвящена изучению процесса конфессиональной социализации и ценностных ориентаций мусульманской молодежи в контексте формирования толерантных отношений в российском обществе. Эмпирическую базу исследования составили результаты и выводы, полученные в ходе опроса учащихся-шакирдов мусульманских учебных заведений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-12-2012
Ирина Юрьевна Николаева, Наиля Галимжановна Харитонова Диалог со временем. 2010.  № 32. С. 174-202. 
В статье рассмотрен феномен Лютера как символ своеобразия исторического развития Западной Европы. Прослежены две основные историографические тенденции в интерпретации образа реформатора: признающая гуманистическое содержание идей Лютера и отказывающая в нем. Сделана попытка проверить на прочность эти разные подходы с помощью оригинальной полидисциплинарной технологии, фокусируемой на бессознательном.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-06-2012
Павел Кондратьевич Варнавский Антропологический форум. 2011.  № 14. С. 192-211. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2006
Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 167-169. 
Редакционная статья, в которой обобщаются позиции авторов, представивших на страницах ОНС свои взгляды на взаимоотношения науки и религии, свое понимание перспектив религии в современном мире. Прежде всего излагаются тезисы сторонников противопоставления науки и религии. Наряду с ними даются и тезисы сторонников другого подхода, в котором религия и наука выступают своеобразными партнерами, стимулирующими развитие друг друга. Особым статусом в статье наделены философско-религиозные системы Востока, в которых изначальной основой бытия признается Высшая Реальность, непостижимая для человеческого разума.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-01-2006
И.В. Симонов Социологические исследования. 1999.  № 12. С. 118-123. 
Нижегородский край рассматривается как один из центров религиозной жизни России на протяжении веков. Причем, речь идет не только о православии, но и об исламе. Рассказывается о религиозных учебных заведениях и о конфессиях, действовавших в Нижегородской области как до 1917 г., так и в наши дни, в том числе и о различных сектах, западных протестантских проповедниках, а также о ряде современных околорелигиозных течениях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-01-2005
Марк Евсеевич Добрускин Социологические исследования. 2003.  № 10. С. 101-110. 
Декларативной основой всей деятельности высших учебных заведений, стержнем мышления и научного познания, связывающего обучение и воспитание студентов, выступает научное мировоззрение. В советские годы оно занимало ведущее место в обучении и воспитании учащейся молодежи. При сегодняшней политике государства по отношению к религии и атеизму, а также в связи со свободным мировоззренческим выбором студентов, происходят серьезные изменения в учебной и духовной жизни вузов, а вместе с тем и в сознании студентов и педагогов. Сложилась новая мировоззренческая ситуация, требующая, в частности, философско-социологического анализа и осмысления. В этом и состоит цель данной статьи, в которой излагаются результаты исследований, предпринятых проблемной научно-исследовательской лабораторией высшего образования Харьковского государственного технического университета радиэлектроники под руководством автора статьи. Анализируя состояние религиозности студентов в разные периоды, мы пришли к выводу, что основной причиной ее подъема или снижения являются не внутривузовские условия. Студенчество всегда было и остается наиболее восприимчивым к новым условиям общества, легко подвергается внешним влияниям, как позитивным, так и негативным. Духовная атмосфера общества имеет весьма существенное значение для формирующегося сознания молодежи. Поэтому в первую очередь обрисуем контекст формирования религиозных и прочих взглядов и предпочтений респондентов, используя результаты социологических исследований, проведенных за последнее время.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-06-2013
Илья Викторович Семененко-Басин Диалог со временем. 2009.  № 28. С. 367-374. 
После 2000 г. список святых, включённых в собор новомучеников и исповедников, пополняется решениями Синода РПЦ-МП по представлению Комиссии по канонизации святых. Крупнейшие базы данных о христианах-новомучениках сформированы Православным свято- тихоновским гуманитарным университетом и фондом «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Обширный материал, обработанный игуменом Дамаскиным для многотомника в соответствии с требованиями агиографического жанра, обращает наше внимание к проблемам, связанным с концептуальным полем термина новомученик.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Е Г Балагушкин Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 90-100. 
Кардинальные социополитические изменения, сопутствовавшие концу индустриальной эпохи, и кризис традиционных ценностей, освящаемых «старыми» религиями, создали благоприятную среду для возникновения и распространения альтернативных вероучений и культов. В статье предлагается типология новых религий, разработанная в рамках парадигмы синергетики на основе анализа инвариантных содержательных смыслов и функциональных значений конфессиональных идей и представлений. Выделено 6 базовых типов религиозных новаций – моделей реальных явлений и социального поведения адептов нетривиальных сект: социально-антропологический перфекционизм; спиритуализация действительности; аморфная богоискательская среда; милленаристские устремления; эсхатологическая паника; апокалиптическая катастрофа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Ирина Георгиевна Каргина Социологические исследования. 2010.  № 6. С. 52-62. 
  Современные процессы трансформации института религии происходят в условия динамичных изменений религиозного ландшафта и возрастания роли религии в решении политических и социальных проблем. В статье проанализирована природа качественных изменений религии в контексте модернизации и процессы сосуществования современных обществ и религии, где границы соприкосновения сакрального условны и представляют собой диффузную область.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2005
Зинаида Ивановна Пейкова Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 128-130. 
Письмо в редакцию Замечания по поводу статьи Ю.Л. Василевского "О религиозной ориентации учителей".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-12-2004
М. Степанянц Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 177-183. 
Религиозные учения повсеместно освещают неравноправное положение женщин в обществе, а потому автор считает вполне оправданным утверждение о том, что “религия не беспола: она мужского рода” (перефразированное высказывание В.Вулф). Сейчас, однако, реформаторски мыслящие теологи и церковное руководство под давлением феминистского движения, а главное – под влиянием изменений, происходящих в современном обществе, прибегают в ряде случаев к переинтерпретации Священного писания и христианских традиций, отказываясь от установок, наиболее откровенно дискриминирующих женщин.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-07-2013
Наталия Владимировна Воробьёва Диалог со временем. 2009.  № 26. С. 394-400. 
Для историков XVIII – первой половины XIX в. патриарх Никон — властолюбивый теократ, посягнувший на царскую власть. Однако в народном почитании патриарха Никона как местночтимого святого зарождалась традиция апологетики патриарха параллельно с официальной критической традицией.
ресурс содержит прикрепленный файл