Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 30-11-2006
Владимир Олегович Бобровников Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 4-18. 
На примере религиозного законодательства постсоветского Дагестана в статье рассматривается традиционалистский дискурс, который определяет восприятие и функционирование ислама в постсоветских условиях. Согласно гипотезе автора, “традиционный ислам”, легализованный в Дагестане в 1990-1997 гг. и воплощенный в структурах республиканского муфтията, представляет собой новый обычай, испытавший немалое влияние советской традиционалистской этнографической школы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-12-2005
Ирина Георгиевна Каргина Социологические исследования. 1998.  № 6. С. 111-118. 
Анализ данных социологических обследований 1995–1997 гг. различных христианских деноминаций г. Москвы и ряда регионов России показал следующее. Помимо естественных догматических отличий, религиозные объединения различаются по видам деятельности. Так, если 89% православных объединений выделяют в качестве приоритетных задач воцерковление паствы, то 65% протестантских –оказание нуждающимся социальной и материальной помощи. Еще одна новая тенденция развития христианского сообщества страны – появление большого числа «межхристианских» организаций, взявших на себя решение проблем бездомных детей, содействия пенсионерам и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-10-2003
Юлия Юрьевна Синелина Социологические исследования. 2001.  № 7. С. 89-96. 
Обсуждается комплекс проблем, связанных с определением религиозности населения России. Дается критический обзор отдельных опросов, касающихся религиозного мировоззрения, наиболее показательных в плане некорректности их проведения. Анализируется достоверность определения истинного числа верующих в социологических исследованиях и вообще возможность такового. Поднимается вопрос о том, как идентифицировать респондентов, называющих себя православными верующими, но при этом слабо знающих догматику.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-06-2013
А.В. Палицын Диалог со временем. 2009.  № 28. С. 187-195. 
Епископ-мученик Климент Римский (91/92–100/101 гг. ), ученик апостола Петра — один из тех немногих святых и отцов Церкви, которые пользуются авторитетом и одинаково почитаются как на Западе, так и на Востоке. Это засвидетельствовано не только древними мозаиками, фресками, иконами и храмами, но и письменными источниками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Виктор Лави Вопросы образования. 2010.  № 2. С. 63-110. 
Представлены выводы о влиянии материальных стимулов на учителей английского языка и математики в Израиле. Учителя получали денежные бонусы за улучшение результатов учеников на выпускных экзаменах. В распределении школ на две группы — участвующие и не участвующие в программе — использовалась переменная, значения которой были измерены со случайной ошибкой, что сделало распределение на группы случайным. На этом был основан главный метод исследования. Стимулирование учителей способствовало существенному повышению доли сдававших экзамены (test taking rate), количества сдавших (среди тех, кто сдавал бы экзамены вне зависимости от введения программы; conditional pass rate) и среднего балла сдававших. Успеваемость улучшилась благодаря изменению методов обучения, увеличению продолжительности дополнительных занятий во внеурочное время и большей восприимчивости учителей к потребностям учащихся. Никаких манипуляций учителей с результатами экзаменов выявлено не было.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Виолета Павловна Гайденко, Георгий Александрович Смирнов Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 85-96. 
Соглашаясь в принципе с утверждением, что задача религиозной философии – согласование истин разума с истинами веры, авторы не ограничивают область истин веры Священным Писанием и формулами Вселенских соборов. Авторы исходят из предпосылки, что вера является инструментом познания, позволяющим человеку соприкоснуться с тем измерением реальности, которое недоступно при помощи других средств. Опираясь на идеи, высказанные И.Ильиным в работе Аксиомы религиозного опыта, авторы разрабатывают собственную модель соотношения веры и разума, применив ее к анализу проблем средневековой философии, в частности – истории схоластического рационализма.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-03-2006
Вильфредо Парето Социологические исследования. 1996.  № 1. С. 108-118. 
Продолжение. Начало см. в №10, 1995. Автор характеризует современную ему эпоху как период активизации религиозных чувств. При этом наблюдается не только оживление старых религий, но и появление новых. К ним автор относит и множество общественных движений, приобретающих религиозные формы. В числе подобных движений, наряду с вегетарианцами и гигиенистами, он особенно выделяет социалистов. Социалисты, с его точки зрения, озабочены тем, чтобы извлечь выгоду из охватившего весь мир религиозного подъема и связанного с ним стремления к солидарности. Парето видит в социалистах прямых продолжателей тех пап, которые, собирая деньги на собор св. Петра, тратили их на проведение оргий. Кроме того, на пике популярности социалистического движения в нем, по мнению Парето, неизбежно восторжествует лицемерие.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-03-2010
Демьян Олегович Беляев Социологические исследования. 2009.  № 11. С. 88-98. 
В статье исследуется, насколько широко новые т.н. "гетеродоксалъные " формы религиозности распространены среди населения России, в каком отношении они находятся к традиционной для России православно-христианской религиозности и какие различия можно установитъ относительно их распространения в зависимости от пола, возраста или уровня образования. Представляемые эмпирические результаты основываются на репрезентативном опросе населения России. Подробно обсуждается новый методологический подход, использованный в исследовании.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-12-2005
М.П. Мечедлов Социологические исследования. 1998.  № 6. С. 107-110. 
Результаты обследования параметров религиозности молодежи России (Москва, Санкт-Петербург и 12 областей; 1997 г.) позволили констатировать новое, по сравнению с допререстроечным временем, явление. Молодые люди преодолели насаждаемые школьными программами и атеистической пропагандой стереотипы отношения к религии: 32,1% опрошенных назвали себя верующими в Бога, а почти 30% – тяготеющими к вере. Это, однако, не переходит в готовность безукоснительно следовать предписаниям религиозных руководителей: только 5% респондентов высказались за активную роль конфессий в политике и общественной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2005
Валентина Владимировна Форсова Социологические исследования. 2004.  № 1. С. 54-61. 
Работа посвящена истории становления православного, католического и протестантского принципов в делах веры, их сущностного различия как основы (в дальнейшем) анализа проблем современной толерантности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-06-2005
Л.Г. Новикова Социологические исследования. 1998.  № 9. С. 93-98. 
Статья посвящена анализу некоторых особенностей процесса религиозного возрождения в Белоруссии. Автор опирается на данные социологического исследования, проведенного ею совместно с И.Дунаевой в 1994 г. в Белорусском государственном университете и исследовании БГУ 1997 г. Выделяются 3 компонента исследования – наличие веры в Бога, конфессиональной самоидентификации и устойчивого религиозного поведения. Приводятся данные о связи возраста опрашиваемых и их отношения к религии, о динамике численности верующих в различных возрастных группах в 1994-1997 гг., о связи религиозности и материального положения респондентов, о регулярности посещений богослужений представителями различных конфессий и групп с квазирелигиозным и внерелигиозным сознанием. Делается вывод о массовом отходе населения от атеизма, выделяются наиболее привлекательные для людей конфессии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Зинаида Ивановна Пейкова, Андрей Иванович Прусак Социологические исследования. 2001.  № 8. С. 96-103. 
В августе 2000 г. состоялся юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви, посвященный 2000-летию Рождества Христова. Собор ознаменовался принятием «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» – первого в истории РЦП официального программного документа такого рода. В «круглом столе», посвященном обсуждению документа, приняли участие видные ученые. В статье опубликованы фрагменты выступлений, отражающие наиболее важные аспекты обсуждаемой проблемы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-06-2013
Екатерина Игоревна Уфимцева Социологические исследования. 2013.  № 1. С. 127-134. 
Обсуждаются проблемы религиозной социализации. Описываются особенности процесса воцерковления современной православной молодежи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-07-2009
Елена Александровна Кублицкая Социологические исследования. 2009.  № 4. С. 96-107. 
За период с 1998 по начало 2000-х годов изменилась направленность, характер, масштаб секуляризационного процесса на постсоветском пространстве. В данной статье на базе социологических исследований, проводимых ИСПИ РАН, доказывается необходимость корректировки принципов определения религиозности населения России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-07-2007
Наталья А. Кобзева Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 143-146. 
Автор анализирует несоответствие между достаточно высоким уровнем религиозности российской молодежи, отмечаемым в ходе опросов, и реалиями студенческого образа жизни. Эмпирический базис исследования составляют данные социологических опросов, проведенных среди студентов Москвы и Московской области в 2002 и 2005 гг. Кроме того, используются данные экспертного опроса представителей РПЦ, а также профессоров и преподавателей московских вузов, читающих дисциплины «Религиоведение», «Социология религии», «Психология Религии».