Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 262

Опубликовано на портале: 19-06-2006
Михаил Петрович Мчедлов, Юрий Андреевич Гаврилов Социологические исследования. 2002.  № 7. С. 68-77. 
В статье рассматриваются результаты социологического опроса, проведенного с целью выявления мнения россиян об итогах прошедшего 2000 г., о протекавших в стране социально-экономических и политических процессах. В выборке из 1800 чел. в возрасте от 18 лет и старше представлены 11 укрупненных социально-профессиональных групп населения: рабочие, инженерно-технические работники, гуманитарная и творческая интеллигенция, служащие государственных и частных предприятий и учреждений, военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, предприниматели малого и среднего бизнеса, студенты, пенсионеры, жители всех видов поселений городского и сельского типа. Кроме того, в ней учтены и половозрастные пропорции. Обращаясь к полученным данным, авторы стремятся представить некоторые социально-демографические особенности современных верующих в сравнении с общей совокупностью "респондентов-2000" и мировоззренческими группами опрошенных.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-06-2007
Марк Евсеевич Добрускин Социологические исследования. 2002.  № 4. С. 76-86. 
С точки зрения автора, социальная роль религии реализуется в функциях церкви. При этом главными здесь выступают функции социально-политическая и мировоззренческая, а компенсаторная, морально-этическая, культурная и международная – имеют статус дополнительных. В статье приводятся примеры отправления этих функций РПЦ на протяжении последних 10-15 лет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2013
Сергей Евгеньевич Киясов Диалог со временем. 2009.  № 27. С. 353-361. 
Генезис масонского движения не может быть представлен в качестве научной проблемы без преодоления устоявшегося мифа о якобы библейском и ремесленном происхождении лож «вольных каменщиков». О недостоверности подобных утверждений свидетельствует и то, что их авторами выступили сами масоны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-03-2012
Лариса Анатольевна Андреева, Екатерина Сергеевна Элбакян Социологические исследования. 2011.  № 10.
В статье анализируется отношение к духовенству различных социальных групп Российской империи. Авторы показывают, что оно определялось положением духовенства на иерархической лестнице (в социальной стратификации российского общества).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-07-2013
Галина Владимировна Мартынова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007.  № 3(83). С. 94-99. 
Становление нынешнего поколения двадцатилетних пришлось на 90-е годы прошлого столетия, когда пустота формы поспешно заполнялась содержанием любого пошиба. В то время и появилась мода на церковную тематику, традиционную и нетрадиционную религиозность. Как считает дьякон Андрей Кураев, наиболее специфический феномен религиозной жизни в России конца 80–90-х годов — это не возрождение православия, а бурный рост оккультизма. В статье "Особенности религиозной ситуации в России", опубликованной в сборнике "Культура и религия: линии сопряжения" в 1994 г., он пишет: "По сути, язычество сегодня является самой массовой формой религиозности и едва ли не государственной религией (во всяком случае, выпуски "Вестей" кончаются не сюжетами из жизни православных и мусульманских общин России, а астрологическим прогнозом)…
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-01-2005
Виктор Геннадьевич Васильев, Владимир Олегович Мазеин, Николай Иванович Мартыненко Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 118-120. 
Анализ публикаций, посвященных вопросам отношения молодежи к религии, свидетельствует, что студенчество - в недалеком будущем интеллектуальная основа российского общества - пока не стало объектом пристального внимания социологов-религиоведов. В Воронежской же государственной лесотехнической академии (ВГЛТА) накоплен определенный опыт конкретно-социологического изучения отношения студенческой молодежи к религии. Такие исследования интенсивно проводились в 70-80-е годы. Они показывали крайне низкий уровень религиозности в студенческой среде, очень слабую осведомленность студентов в вопросах религиозного вероучения и культа и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-12-2010
Сергей Дмитриевич Лебедев Социологические исследования. 2007.  № 7. С. 87-97. 
Ключевым положением статьи является тезис о том, что вопрос о религии в светской общеобразовательной школе сводится к проблеме воспроизводства  религиозности в светской социокультурной среде. Основными аспектами  проблемы выступают вопросы эффективности и конструктивности такого  воспроизводства. Светская и религиозная (православная) культуры  рассматриваются как асимметрично репрезентативные контрагенты. Способ их  взаимодействия зависит от социально-когнитивной стратегии личности в  отношении религии. На основе кластеризации базисных светских ценностей в  сочетании с показателями отношения к религии на межрегиональной выборке  учащихся старших классов средних школ делаются выводы о том, что к  воспроизводству православной религиозности склонны порядка 25% современных  выпускников общеобразовательной школы; базисная светская культура характеризуется устойчивой, независимой от религиозности конструктивной  ценностной основой; репрезентация православной религиозной культуры связана с конструктивными изменениями в ценностных приоритетах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Александр Анатольевич Пригарин Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 94-116. 
Публикация посвящена обстоятельствам переселения старообрядцев в Придунавье в XVIII – XIX веках. Они рассматриваются с позиций их преломления в памяти потомков. Данный феномен исторического сознания анализируется на основе широкого экспедиционного материала, собранного среди старообрядческого населения Украины, Румынии и Болгарии. Привлечение письменных источников позволяет представить указанные представления в динамике. Рассматриваются вопросы "народной историософии" как составной части мировоззрения: легенды о Беловодье-Граде Некрасова и Конце Света. Особое внимание уделяется рассказам о местах выхода, переселениях и обустройстве на новых местах. Исследуется опыт народной этимологии названий группы, этническая картина мира, а также знания "своего" пространства. На основе этих сюжетов показывается перспективность материалов устной истории для реконструкции как предыдущего опыта, так и оригинальной ментальности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Владимир Владимирович Михайлов Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 137-141. 
В попытках объяснить неравномерность и неравенство развития различных этносов и культур социальная мысль все чаще апеллирует к превосходству одних религий над другими в плане содействия более быстрому материальному прогрессу и демократии. Особенно характерным в этом аспекте стало противопоставление христианства и ислама. Однако непредвзятый взгляд на базовые установки упомянутых конфессий показывает: найти причины быстрого прогресса в чем-то одном или, напротив, отставания в религиозных верованиях не имеют под собой серьезной основы. Сложнейшие процессы материального и духовного развития определяются совокупной массой различных факторов, и произвольное партикуляристское выделение из них конфессиональной принадлежности с научной точки зрения несостоятельно.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-10-2010
Вероника Дорман Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010.  № 2. С. 327-347. 
30 октября 2007 года, в День памяти жертв политических репрессий, президент Российской Федерации Владимир Путин впервые принял участие в официальной церемонии, организованной в честь памяти жертв советского режима на Бутовском полигоне. А за три месяца до этого на полигон с Соловецких островов по каналам, вырытым руками миллионов зеков, был доставлен монументальный крест.Можно ли считать эту акцию знаком того, что в России наконец произошло созревание,  признание  и  принятие  памяти  коммунизма?  Свидетельствовало  ли это о долгожданной встрече «официальной» памяти с памятью «народной»?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-04-2012
Екатерина Александровна Мельникова Антропологический форум. 2006.  № 4. С. 220-263. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2003
В.В. Косарев Общественные науки и современность. 2001.  № 1. С. 175–182. 
Тема статьи – история зарождения и развития концепции единобожия, берущая начало в Египте Нового царства (III–II тыс. до н. э.). Данные процессы рассматриваются на примерах истории Древнего Египта, зарождения иудаизма, шумерской мифологии, появления христианства и др. Особые темы – дуализм зороастризма и христианства, борьба начал порядка и хаоса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-03-2011
Сергей Дмитриевич Лебедев Социологические исследования. 2010.  № 12. С. 85-93. 
Статья посвящена критическому анализу "классической" концепции религиозности, определяющей представление об этом феномене в отечественной социологии. Доказывается, что некритическое следование в изменившихся условиях данной концепции, опирающейся на принципы "линейности", "полярности" и "минимакса", закономерно ведет к парадоксальной, внутренне противоречивой оценке и интерпретации социальных фактов. Изучение религиозности в мире Позднего модерна требует иного подхода, опирающегося на альтернативные принципы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-12-2012
Анна Юрьевна Серегина Диалог со временем. 2010.  № 32. С. 22-44. 
В статье анализируются переводы католической литературы XVI–XVII вв., адресованной английским католикам. Предметом исследования является корпус переводившихся текстов, а также персоналии переводчиков и патронов-мирян. Отбор книг для перевода свидетельствует, что английское католической сообщество являло собой ранний пример усвоения идей пост-Тридентского реформированного католицизма духовенством и светской элитой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-11-2012
Анна Юрьевна Серегина Диалог со временем. 2010.  № 30. С. 90-110. 
Бурная эпоха Реформации и Католической Реформы сопровождалась волной публикаций религиозной литературы различных жанров — полемики, наставлений, богословских трактатов, церковных истории и т.п., не говоря уже о многочисленных молитвенниках и катехизисах. В период, когда конфессиональные и политические конфликты, охватившие Западную Европу, совпали по времени с одной из важнейших технологических революций в истории человечества — распространением книгопечатания — книги стали важным способом формирования этнополитических и/или конфессиональных сообществ.
ресурс содержит прикрепленный файл