Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выпуски:
Опубликовано на портале: 29-06-2006
Константин Нигматович Хабибуллин
Социологические исследования.
2005.
№ 6.
С. 140-144.
Автор отмечает, что группа отечественных социологов (В.В. Батурин, С.В. Белов, В.Г.
Маймулов, Н.С. Сорокин, О.Н. Яницкий и др.) пришла к выводу: современная Россия стала
обществом всеобщего риска. Процессы индустриализации и модернизации привели к тому,
что производство новых благ сопровождается «производством рисков». В современном
постиндустриальном техногенном обществе возрастают нагрузки на нервную систему, усиливаются
стрессы. Использование искусственных материалов в производстве жилья и одежды, применения
синтетических лекарственных препаратов и т.д. вызывает у людей аллергию, более частыми
оказываются ранний склероз сосудистой системы мозга, порок сердца, онкологические
заболевания, сахарный диабет и иные патологии. По данным НИИПО МЧС России, из года
в год снижается средний возраст россиян на момент смерти (в 1999 г. - 41,9 лет, в
2001 г. - 37,6 лет). Отмечается, что в последние 10 лет участились аварии на транспорте,
технологические аварии на предприятиях, пожары. Источником большинства рисков для
граждан постсоветской России выступают, как показано в статье, "спонтанность и незавершенность
преобразований, неустойчивость властных структур, социально-правовая незащищенность,
разрушение социально значимых идентичностей, институционализация теневых и криминальных
структур" (с. 142). Поскольку автор - профессор Санкт-Петербургского института Государственной
противопожарной службы МЧС РФ, особо рассмотрены риски для жизни и здоровья пожарных
(от высокой концентрации дыма, ядовитых газов, психической напряженности пожаротушения,
критической температуры в помещении, где бушует пламя и т. д.). Ставится вопрос о
необходимости повышения оплаты труда работникам МЧС, создания правовой базы для их
социальной защиты, включая меры в отношении безопасности труда и материальной компенсации
в случаях производственного травматизма и инвалидности.


Опубликовано на портале: 04-05-2006
Юрий Юрьевич Комлев
Социологические исследования.
2005.
№ 6.
С. 95-101.
Причины недостаточной эффективности правоприменительной и медицинской практики, направленной
на ограничение наркопотребления в России, автор связывает с тем, что она направлена
против наркомании, но не наркотизма. Антинаркотическая работа, как правило, сводятся
к действиям правоохранительных структур и медицинских учреждений, что неизбежно снижает
роль программ общесоциальной профилактики. Сообщается о ситуации в Республике Татарстан,
где, несмотря на фиксируемый медицинскими учреждениями и правоохранительными органами
рост регистрируемой наркопреступности и заболеваемости наркоманией, длительное время
не проводились социологические опросы населения в целях выяснения масштабов и механизмов
распространения этого социального недуга. Представлены результаты двух эмпирических
исследований, проведенных под руководством автора в рамках исследовательских проектов:
«Социальные координаты наркотизма в Татарстане» (2002 г.) и «Мониторинг
наркоситуации в Татарстане» (2003 г.). Выяснилось, что социальная база наркотизма
и наркомании расширяется преимущественно за счет увеличения числа молодых дегустаторов
с опытом периодических наркопроб. Наиболее высок уровень наркопотребления среди безработной
молодежи (42% в 2003 г.). Опросы тех, кто имели опыт наркотических проб,
позволили автору выделить ключевые факторы вовлечения молодежи в потребление наркотиков.
Это
факторы улицы, интереса, гедонистический фактор, доступности, моды, самоутверждения.
Проведенный анализ отечественного и зарубежного опыта борьбы с наркотизмом позволил
выделить три основные стратегии социального контроля в отношении к нему: репрессивную
(«война с наркотиками»), либеральную («уменьшение вреда») и рестриктивную
(ограничтительную). Отмечается, что по России в целом антинаркотическая практика
строится на основе реализации целевых федеральных программ.

