Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология повседневных практик представляет собой несколько взаимосвязанных направлений теоретических и эмпирических исследований, объединяемых вниманием к тому, как в действительности («на практике») осуществляется совместная деятельность людей в рамках тех или иных институтов или организаций. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 124

Опубликовано на портале: 23-04-2004
Антон Николаевич Олейник ПОЛИС: Политические исследования. 2001.  № 2. С. 40-52. 
Работа посвящена проблемам взаимосвязи российской экономики с культурами, бытующими в современном обществе. Едва ли можно усомниться в том, что любой современный россиянин знаком с тюремной и криминальной субкультурами. Элементы тюремного арго прочно утвердились в разговорной речи (причем их используют не только «простые» люди, но и представители власти), популярностью пользуются исполнители «блатных» песен. Автор статьи пытается выявить объективные причины такого положения вещей. Распространенная ссылка на специфику местной культуры, полагает он, ничего не объясняет, поскольку сама культура является результирующей организации социальных институтов. Основная гипотеза исследования заключается в том, что существует определенная схожесть институциональных структур тюремного сообщества и российского общества в целом. «Жизнь по понятиям» (противопоставленная «жизни по закону») является, по мнению автора, нормой на всех уровнях организации российского общества.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-10-2007
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова Социологические исследования. 2003.  № 3. С. 119-122. 
Как социальное пространство комната содержит смыслы и символы, несущие информацию культурного, экономического и иного характера. Исследование этого пространства, проведенного среди молодых москвичей в 2001 г., показало, что его символические границы (дизайн, комфортность и функциональность) строятся преимущественно на основе норм молодежной субкультуры. Основной вывод: «своя» комната выступает как «водораздел», отделяющий собственный мир от мира взрослых.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-05-2006
Наталья Никитична Козлова Социологические исследования. 1993.  № 2. С. 79-87. 
Автор обращается к вопросу о том, во что для современного исследователя превращаются человеческие драмы, представленные по образцам массового сознания. Позиция исследователя определяется теми возможностями, которые создает парадигма плюральности жизненных опытов, речевых практик, идеологий, ментальностей и проч. В качестве образцов массового сознания в статье выступают тексты писем в газеты и журналы, датированные перестроечными и постперестроечными годами. Анализ той жизненной реальности, которая может быть реконструирована по данным текстам, позволяет автору воссоздать культурно-антропологические особенности «человека массы» как социального типа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-02-2004
Raimo Tuomela American Journal of Economics and Sociology. 2003.  Vol. 62. No. 1. P. 123-165. 
Основной характеристикой социальных институтов, по мнению автора, является то, что они основаны на коллективном одобрении, принятии. Принятие какого-то принципа со стороны некоторых членов группы предполагает поддержание с их стороны соответствующего социального отношения (we-attitude). Члены группы должны быть привержены тому, что они приняли. Социальные институты рассматриваются как управляемые нормами социальные практики, которые дают практикам или некоторым элементам, входящим в эти практики, новый социальный и концептуальный статус. Это требует того, чтобы некоторые из норм были конститутивными в противоположность "случайно" регулирующим.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 27-03-2008
Рональд Шлейфер Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 167-187. 
В своей статье Рональд Шлейфер дает подробный анализ основным движущих сил потребительского общества в Европе и Америке, появившегося и развившегося на рубеже XIX-XX веков (1880-1930-е годы) и оказавшего влияние на культурные формы познания и понимания. Среди особенностей потребительского общества автор отмечает использование товаров и услуг сверх потребностей, вне представлений об удовольствии от роскоши. Отсюда - особого рода символизм, наличие у товара нечеткой, смутно выраженной ауры, которая сама по себе побуждает к потреблению.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-11-2003
Bonnie Smith French Historical Studies. 1998.  Vol. 21. No. 2. P. 213-264. 
Chartier, Roger is currently Directeur d'Études at the École des Hautes Études en Sciences Sociales (Paris) as well as Andrew D. White Professor-at-Large at Cornell University. Since 1969, he has been lecturing and publishing on the relationship between the material history of institutions and the embodied practices which both animate and survive these institutions: in particular, early modern techniques of reading, disseminating and collecting printed information. The course of Roger Chartier's work indicates the multiple avenues of critical inquiry available to cultural historians; R. Chartier has been in large part responsible for defining what this elusive discipline — "cultural history" — might be. His “On the Edge of the Cliff “ (1997) stages encounters with thinkers as diverse as Michel de Certeau, Michel Foucault, Norbert Elias, Hayden White, Louis Marin, Philippe Ariès. In the wake of this volume, "French Historical Studies" published a forum entitled "Critical pragmatism, language, and cultural history".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-02-2004
Вадим Викторович Волков Социологический журнал. 1998.  № 3/4. С. 156-170. 
В современной социологии (в частности, в экономической социологии) социальный институт принято понимать как совокупность «правил игры» и форм контроля. Но за этим непроблематичным на первый взгляд определением стоят серьезные концептуальные трудности. В статье раскрывается социологический смысл проблемы «следования правилу», анализируется парадокс, сформулированный Л. Витгенштейном, и дается обзор предложенных в социальной теории вариантов решения этого парадокса. Представлены подходы П. Уинча, С. Крипке, Ч. Тэйлора, А. Макинтайра и других социальных теоретиков к вопросу оснований и условий возможности социальных институтов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-07-2005
Виктор Иванович Андриянов, Виктор Константинович Левашов, Александр Тарасович Хлопьев Социологические исследования. 1993.  № 1. С. 82-88. 
В ситуации падения доверия к официальным источникам информации информационный и аксиологический вакуум, образующийся в массовом сознании, не может не заполняться информацией, возникающей и на уровне межличностного общения, в том числе слухами. ИСПИ РАН провел исследование, нацеленное на выяснение содержания и направленности слухов, каналов их зарождения. С учетом специфики предмета анализа применялся комбинированный метод сбора первичной информации — анкетирование, телефонное интервьюирование, прессовый опрос и контент-анализ центральной печати. Анкетирование и интервьюирование проведено в ноябре 1991 г. корреспондентами газеты «Рабочая трибуна». Всего опрошено 325 человек.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-04-2013
Александрина Владимировна Ваньке Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2012.  № 3. С. 151-153. 
В книге сравниваются две европейские культуры утилизации мусора через сопоставление публичных дискурсов об отходах, структуры которых соотносятся со структурами немецкого и французского обществ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2013
Francisco Martínez Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2012.  № 3. С. 105-122. 
In the present essay I explain how the exaltation of glamour in Russia and the persecution of queer sexual practices belong to the same normalizing strategy, which aims to freeze ideological discourse and empower conservative nodal points of Vladimir Putin’s political regime. By analyzing the genealogy of “glamour” and the emergence of the term in the post-Soviet context, I explore how the glorifi cation of certain sexual practices to the exclusion of others limits the possibilities for symbolic alternatives within Russian society. The study of certain erotic phenomena intimately related with the process of subjectifi cation illuminates how hegemony is articulated in post-Soviet Russia.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2004
Наталья Анатольевна Шматко Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 113-120. 
Рассматриваются принципы генетического структурализма П. Бурдье. Обращается внимание на рефлексию самого Бурдье над истоками и основаниями своих работ, на соотнесение им собственной позиции с воззрениями Л. Альтюссера, Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана, Ж. Делеза, К. Леви-Стросса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса. Отмечается, что Бурдье пришел к выводу, что в социальном исследовании следует избегать как жесткого детерминизма, постулирующего полную зависимость индивида от социальных отношений, так и субъективизма с отрицанием общественной детерминации поведения человека. Социальная действительность, согласно Бурдье, структурирована дважды: 1. социальными отношениями; 2. представлениями агентов об этих отношениях. Социальные отношения, интериоризируясь в процессе осуществления практик, превращаются в практические схемы – схемы производства практик. Его теоретическая система выстраивается вокруг трех центральных понятий: «поле», «капитал», «габитус». Обращается внимание на то, что «поле» понимается здесь как относительно автономная подсистема, место действия социальных сил, структурированное оппозициями пространство. Оно есть теоретический конструкт, позволяющий ученому анализировать социальный процесс, действия его агентов. Агенты определяются через занимаемые в поле позиции, отличаются друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, властью и влиянием. В статье рассмотрен структурно-генетический анализ Пьером Бурдье процессов культурного потребления и культурного производства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-10-2011
Анна Савченко Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011.  № 2. С. 114-116. 
В   этом   сборнике   представлено   более   двадцати   научных   и   научнопопулярных статей. Как отмечает автор вступительной статьи Альмира Усманова, препарирование культуры повседневности современной Беларуси является давно назревшей задачей. Объединяя под одной обложкой самодостаточные авторские тексты, книга тем не менее создает впечатление комплексного исследовательского проекта ввиду удачной систематизации и синхронизации затрагиваемых проблем и авторских позиций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-02-2007
Вячеслав Викторович Скороходов Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 129-131. 
Основными факторами, определяющими интерес к боевым искусствам Востока, является привлекательность для молодого человека самого культурного феномена (в эстетическом, философском и практическом аспектах), а также связь боевых искусств с другими искусствами и возможность научиться защищаться физически и психологически. Интерес также стимулируется модой, которая поддерживается рекламной печатной, кино-и видеопродукции. Нельзя не учитывать и социально-психологические особенности молодежи: ее интерес ко всему необычному, пластичность взглядов, эскапизм как способ разрешения неизбежных юношеских проблем взаимодействия с социальной средой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2008
Ольга Жлудова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 38-59. 
Данная работа посвящена исследованию технологий управления человеческим поведением (брендингу). Многочисленные экономико-социологические и культурологические исследования фиксируют качественные изменения в потребительских практиках, наблюдаемые в условиях развития массовой культуры. Среди них формирование отдельной индустрии, целью которой является производство продуктов для управления поведением потребителей. Основу продуктов этой индустрии составляют различные психо- и/или социотехнологии (в т.ч. и бренд-технологии), осуществляющие управленческое воздействие посредством формирования и тиражирования эмоциональных стереотипов. На начальном этапе каждый бренд представляет собой психо- и/или социотехнологию, которая в своей основе есть определенный способ управления потребителем и направлена на создание у социального объекта (человека, группы, членов организации, социума и т.п.) конкретных осознаваемых или неосознаваемых им психосостояний — ощущений, эмоций, мнений, убеждений, знаний, действий. Потребление брендов как чувственных образов, становящееся для целого поколения формой представления себя другим людям и коммуникаций с ними, позволяет сегодня говорить о том, что они становятся формой, организовывающей потребительские практики, и играют роль механизмов регуляции поведения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2006
Борис Владимирович Дубин Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2003.  № 2 (68). С. 52-62. 
Статья посвящена проблемам символической идентификации и культуре повседневности россиян.
ресурс содержит прикрепленный файл