Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология повседневных практик представляет собой несколько взаимосвязанных направлений теоретических и эмпирических исследований, объединяемых вниманием к тому, как в действительности («на практике») осуществляется совместная деятельность людей в рамках тех или иных институтов или организаций. (подробнее...)

Журнал социологии и социальной антропологии

Опубликовано на портале: 27-03-2008
Рональд Шлейфер Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 167-187. 
В своей статье Рональд Шлейфер дает подробный анализ основным движущих сил потребительского общества в Европе и Америке, появившегося и развившегося на рубеже XIX-XX веков (1880-1930-е годы) и оказавшего влияние на культурные формы познания и понимания. Среди особенностей потребительского общества автор отмечает использование товаров и услуг сверх потребностей, вне представлений об удовольствии от роскоши. Отсюда - особого рода символизм, наличие у товара нечеткой, смутно выраженной ауры, которая сама по себе побуждает к потреблению.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2008
Ольга Жлудова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 38-59. 
Данная работа посвящена исследованию технологий управления человеческим поведением (брендингу). Многочисленные экономико-социологические и культурологические исследования фиксируют качественные изменения в потребительских практиках, наблюдаемые в условиях развития массовой культуры. Среди них формирование отдельной индустрии, целью которой является производство продуктов для управления поведением потребителей. Основу продуктов этой индустрии составляют различные психо- и/или социотехнологии (в т.ч. и бренд-технологии), осуществляющие управленческое воздействие посредством формирования и тиражирования эмоциональных стереотипов. На начальном этапе каждый бренд представляет собой психо- и/или социотехнологию, которая в своей основе есть определенный способ управления потребителем и направлена на создание у социального объекта (человека, группы, членов организации, социума и т.п.) конкретных осознаваемых или неосознаваемых им психосостояний — ощущений, эмоций, мнений, убеждений, знаний, действий. Потребление брендов как чувственных образов, становящееся для целого поколения формой представления себя другим людям и коммуникаций с ними, позволяет сегодня говорить о том, что они становятся формой, организовывающей потребительские практики, и играют роль механизмов регуляции поведения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2008
Мария Желизнык Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 133-140. 
Статья посвящена обзору гигиенических практик людей в советское и постсоветское время. Автор, базируясь на цивилизационном подходе, выделяет основные вехи развития бытовой культуры, показывает процесс трансформации гигиенических практик. В статье изложены ключевые моменты, демонстрирующие сдвиг в структуре массового сознания (сужение сферы интимного), описаны характерные для советского и нынешнего времени функции гигиенических практик, прежде всего туалетной и ванной комнаты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-03-2008
Ольга Юрьевна Бойцова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 87-95. 
Настоящая статья посвящена изображениям, которые выставлены на обозрение в домашнем интерьере: висят на стенах, стоят на полках, лежат под стеклом письменного стола и т.д. Речь пойдет о картинах, репродукциях, фотографиях, календарях, картах, открытках, иконах — то есть о тех материальных носителях изображений, которые являются более или менее двухмерными (скульптуры и безделушки сюда не входят) и при этом не являются неотделимыми от интерьера (обои мы не рассматриваем). В основу статьи легло полевое исследование, проведенное в 2005-2006 гг. в 32 городских жилищах (хозяева — мужчины и женщины со средним и высшим образованием 1929-1983 г.р., которых можно отнести приблизительно к среднему и низшему среднему классу). Полевая часть включала интервью или беседу с хозяином или хозяйкой жилища и фиксацию расположения изображений в интерьере с помощью фотоаппарата или зарисовки. Кроме материалов полевого исследования, использовались любительские фотографии XIX-XX вв. с изображениями интерьеров из архивов информантов и из частной коллекции, доступ к которой был получен благодаря Государственному центру фотографии РФ, а также материалы сообщества «stovosem» на сервере , создатель которого выкладывает в нем портреты людей в домашнем интерьере. В качестве источника также использовалась специальная литература XIX-XX вв. по оформлению домашнего интерьера. Она часто не содержит эксплицитных указаний о том, что можно вешать на стены, а что нельзя, но публикации такого рода богато иллюстрированы, и там, где текст молчит, картинка «проговаривается»: на рисунках, сопровождающих советы по дизайну интерьера, присутствуют элементы, которые считаются «нормальными» или желательными, и отсутствуют нежелательные. Такого рода источники представляют дискурс печати, который может расходиться с современными ему практиками носителей культуры; эти расхождения также интересны. Наконец, в статье использовались материалы программы «Эстетика русского быта» из цикла «Энциклопедия русской души» на радио «Свобода» 10.04.2004 (ведущий — В. Ерофеев).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-09-2007
Искандер Габдрахманович Ясавеев Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 1. С. 91-102. 
В статье рассматриваются контрриторические стратегии, используемые властными элитами для противодействия конструированию социальных проблем активистами социальных движений, правозащитниками, независимыми журналистами. Данный анализ основан на концепции дискурсивных ресурсов конструирования социальных проблем, предложенной П. Ибаррой и Дж. Китсьюзом. В частности, демонстрируется применение властными элитами стратегий натурализации, перспективизации, антитипизации, контрриторики неискренности и "опровергающих историй" по отношению к таким ситуациям, как нарушение прав человека в российской армии, коррупция, а также проблемам, конструируемым правозащитными организациями. Обозначается также ряд возможных стратегий противодействия самой контрриторике.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2007
Ольга Викторовна Бойко Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 138-159. 
В статье отражена точка зрения на феномен суицида, которая основывается на признании мифологичности этого сюжета в истории социологии, культурных практиках и образах повседневности. Рассматривается эволюция теоретических знаний о сущности явления, появление социологических концепций суицида в России и за рубежом; вновь подвергаются анализу знаменитые формулы Эмиля Дюркгейма. Обсуждаются культурные представления относительно данного явления, показана динамика социальных установок к суицидальному действию. Особое внимание придается влиянию аттитюдов к суициду на их уровень, а также репрезентациям феномена в современной культуре.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-12-2010
Роман Николаевич Абрамов Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 4.
Рецензия на книгу: Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 416 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2007
Ольга Юрьевна Гурова Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 99-114. 
Данный текст посвящен концептуализации феномена «приватная вещь» и анализу данной категории по отношению к нижнему белью в Советской России. Основной вопрос заключается в том, является ли советское нижнее белье приватной вещью. Характеристики приватной вещи состоят в скрытости таких вещей от посторонних в личном пространстве или домашнем мире, в индивидуальном контроле над ними и в соответствии вещей индивидуальности их владельца. Эмпирический материал показывает, что советское нижнее белье не является приватной вещью в нормативном понимании, поскольку порядок повседневности в советской культуре таков, что каждая из перечисленных характеристик может быть нарушена. Задача состоит в том, чтобы показать, в каких случаях нарушается приватность нижнего белья и какими причинами такие нарушения вызваны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-08-2007
Надежда Владимировна Горячева Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. VII. № 3. С. 182-191. 
Целью статьи является изучение негативного и позитивного опыта, приобретаемого петербуржцами в результате потребления спиртных напитков, оценка обусловленности исходов алкоголизации демографическими характеристиками опрашиваемых, уровнем и характеристиками ситуации алкопотребления с помощью построения моделей множественной логистической регрессии. Данные были получены в результате популяционного опроса 1980 жителей Петербурга, проведенного в 1999 г. Сравнение уравнений регрессий, рассчитанных для петербургской выборки, с уравнениями регрессий, построенными зарубежными коллегами на основе результатов финского опроса 1992 г., позволило выделить специфику российского алкопотребления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2008
Владимир Иванович Ильин Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 3-26. 
В статье делается попытка применить расширенную концепцию дискурса к феномену индивидуального потребления. Потребление рассматривается как совокупность вербальных и поведенческих высказываний производителей, торговцев, рекламистов, потребителей и т.д. Пересекаясь, эти высказывания образуют зону интерсубъективности, содержанием которой являются простые и всем понятные потребительские практики. Потребительский дискурс прерывист. Часто он распадается на дискурсивные поля, содержанием которых является взаимодействие, организуемое вокруг обсуждения тех или иных текстов, идей, продуктов и услуг. Данная статья — это также ряд высказываний автора в вербальной и визуальных формах. Если у статьи найдутся читатели, дискурс продолжит развитие.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-10-2004
Х. Абельс Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.  Т. 1. № 1. С. 98-124. 
В истории становления современного качественного исследования выделяются три линии развития. Одна берет начало в движении европейских романтиков и ведет через Дильтея к Веберу и Зиммелю, а завершается в Чикагской социологической школе и у Мида. Феноменология Гуссерля и феноменологическая школа Шюца представляет вторую линию, в рамках которой качественное исследование направляет внимание на интерпретации, посредством которых деятели конструируют реальность. В 1960-ые гг. возникает третья линия, ориентированная на скрытые структуры действия. Кризисные эксперименты Гарфинкеля являются примерами социального исследования, демонстрирующего, насколько «тонок лед», по которому движется нормальное действие в повседневной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-07-2013
Елизавета Петровна Юхневич, Виктор Львович Каплун Журнал социологии и социальной антропологии. 2013.  Т. 16. № 1. С. 124-147. 
В данной работе стриптиз рассматривается одновременно как особая культурная сцена и как специфическое ремесло, появляющееся в России в 1990-е гг. Задачей исследования было дать этнографическое описание повседневного мира танцовщиц и танцовщиков стриптиза. Последние рассматриваются здесь как своего рода «племя», живущее в своей особой символической и инструментальной вселенной. Методологический принцип «с точки зрения туземца», на который мы опирались в исследовании, отсылает к «интерпретативной антропологии» К. Гирца, даже если авторы статьи предлагают относиться с осторожностью к гирцевскому использованию концепции «насыщенного описания» (thick description), предложенной Г. Райлом.В 1990-е гг. в России интенсивно идет процесс трансформации системы моральных ценностей и институтов, характерных для позднесоветской повседневности. Этот процесс, среди прочего, делает возможным и появление стриптиза как составной части массовой индустрии развлечений в российских мегаполисах. В мире стриптиза, как в капле воды, отражаются характерные для разных сегментов современного российского общества новые гендерные идентичности, а также новые формы моральных проблематизаций и коммерциализации телесности.
Опубликовано на портале: 01-12-2010
Вероника Щебланова Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 2.
Статья представляет собой попытку проанализировать новые практики, институциализирующиеся в нашей повседневной действительности в ответ на глобализацию такой угрозы современного общества, как терроризм. Речь идет о конструктивных способах реагирования, возникающих не только на уровне государственных и межгосударственных структур, но и на уровне общественных объединений, организаций региона, на уровне среднего образования и профессиональной специализации. С использованием концепций повседневной жизни, категорий, описывающих логику повседневных взаимодействий, автор намечает направления анализа правил повседневного поведения, связанных со стремлениями людей к безопасности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2008
Е.П. Волобуева Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 141-152. 
Данная статья рассматривает культуру в качестве пресуппозиционального основания интерпретации рекламного дискурса в американском лингвокультурном сообществе. Культура рассматривается в качестве набора концептов и ценностей определяющих способы реагирования представителей данной культуры на окружающую действительность в целом и на рекламный дискурс в частности. В работе также, приводятся примеры из повседневной жизни американцев и анализ интерпретации отдельных рекламных сообщений.
ресурс содержит прикрепленный файл