Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология повседневных практик представляет собой несколько взаимосвязанных направлений теоретических и эмпирических исследований, объединяемых вниманием к тому, как в действительности («на практике») осуществляется совместная деятельность людей в рамках тех или иных институтов или организаций. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 05-10-2007
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова Социологические исследования. 2003.  № 3. С. 119-122. 
Как социальное пространство комната содержит смыслы и символы, несущие информацию культурного, экономического и иного характера. Исследование этого пространства, проведенного среди молодых москвичей в 2001 г., показало, что его символические границы (дизайн, комфортность и функциональность) строятся преимущественно на основе норм молодежной субкультуры. Основной вывод: «своя» комната выступает как «водораздел», отделяющий собственный мир от мира взрослых.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-05-2006
Наталья Никитична Козлова Социологические исследования. 1993.  № 2. С. 79-87. 
Автор обращается к вопросу о том, во что для современного исследователя превращаются человеческие драмы, представленные по образцам массового сознания. Позиция исследователя определяется теми возможностями, которые создает парадигма плюральности жизненных опытов, речевых практик, идеологий, ментальностей и проч. В качестве образцов массового сознания в статье выступают тексты писем в газеты и журналы, датированные перестроечными и постперестроечными годами. Анализ той жизненной реальности, которая может быть реконструирована по данным текстам, позволяет автору воссоздать культурно-антропологические особенности «человека массы» как социального типа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-07-2005
Виктор Иванович Андриянов, Виктор Константинович Левашов, Александр Тарасович Хлопьев Социологические исследования. 1993.  № 1. С. 82-88. 
В ситуации падения доверия к официальным источникам информации информационный и аксиологический вакуум, образующийся в массовом сознании, не может не заполняться информацией, возникающей и на уровне межличностного общения, в том числе слухами. ИСПИ РАН провел исследование, нацеленное на выяснение содержания и направленности слухов, каналов их зарождения. С учетом специфики предмета анализа применялся комбинированный метод сбора первичной информации — анкетирование, телефонное интервьюирование, прессовый опрос и контент-анализ центральной печати. Анкетирование и интервьюирование проведено в ноябре 1991 г. корреспондентами газеты «Рабочая трибуна». Всего опрошено 325 человек.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2004
Наталья Анатольевна Шматко Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 113-120. 
Рассматриваются принципы генетического структурализма П. Бурдье. Обращается внимание на рефлексию самого Бурдье над истоками и основаниями своих работ, на соотнесение им собственной позиции с воззрениями Л. Альтюссера, Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана, Ж. Делеза, К. Леви-Стросса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса. Отмечается, что Бурдье пришел к выводу, что в социальном исследовании следует избегать как жесткого детерминизма, постулирующего полную зависимость индивида от социальных отношений, так и субъективизма с отрицанием общественной детерминации поведения человека. Социальная действительность, согласно Бурдье, структурирована дважды: 1. социальными отношениями; 2. представлениями агентов об этих отношениях. Социальные отношения, интериоризируясь в процессе осуществления практик, превращаются в практические схемы – схемы производства практик. Его теоретическая система выстраивается вокруг трех центральных понятий: «поле», «капитал», «габитус». Обращается внимание на то, что «поле» понимается здесь как относительно автономная подсистема, место действия социальных сил, структурированное оппозициями пространство. Оно есть теоретический конструкт, позволяющий ученому анализировать социальный процесс, действия его агентов. Агенты определяются через занимаемые в поле позиции, отличаются друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, властью и влиянием. В статье рассмотрен структурно-генетический анализ Пьером Бурдье процессов культурного потребления и культурного производства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-02-2007
Вячеслав Викторович Скороходов Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 129-131. 
Основными факторами, определяющими интерес к боевым искусствам Востока, является привлекательность для молодого человека самого культурного феномена (в эстетическом, философском и практическом аспектах), а также связь боевых искусств с другими искусствами и возможность научиться защищаться физически и психологически. Интерес также стимулируется модой, которая поддерживается рекламной печатной, кино-и видеопродукции. Нельзя не учитывать и социально-психологические особенности молодежи: ее интерес ко всему необычному, пластичность взглядов, эскапизм как способ разрешения неизбежных юношеских проблем взаимодействия с социальной средой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-01-2005
Василий Дмитриевич Патрушев Социологические исследования. 2003.  № 12. С. 32-39. 
В статье поставлены две задачи: 1) сравнить современную структуру и продолжительность основных групп видов деятельности работающего городского населения России и США; 2) выявить общие черты и особенности их изменений в течение 1980-1990-х гг., учитывая интенсивные и радикальные социально-экономические перемены в России и отсутствие таковых в США.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-12-2005
Алсу Фоатовна Валеева Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 40-49. 
В статье представлены результаты анкетного опроса в республике Татарстан (выборка 600 человек). Путем сравнения ответов сельских и городских жителей изучалось влияние урбанизации на языковое поведение (прежде всего, сравнивалось использование русского и татарского языков). Рассматривается влияние урбанизации на следующие аспекты языкового поведения: 1) использование русского и/или татарского языков при разговоре, чтении, письме и мышлении, 2) взгляды на дальнейшую судьбу татарского языка, 3) отношение к переводу татарского алфавита на латинскую графику, 4) важность знания родного языка в трудовой сфере, 5) структура мотивов расширения языкового поведения, 6) практическое языковое поведение (выбор и комбинация языковых форм, формирование жаргонов, расширение лексико-фразеологического диапазона и т.д.), 7) становление литературного татарского языка, 8) динамика распространения русского и татарского языков, 9) коммуникация, 10) двуязычие, 11) воспитание детей, 12) отношение к представителям иноязычных общностей, и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-12-2005
Карина Робертовна Минасова Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 49-56. 
Статья посвящена влиянию двуязычного (билингвального) образования на процесс интеграции этнических меньшинств в доминирующую культуру. Автор приводит четыре формы усвоения второго языка, которые она заимствовала у представителей канадской лингвистической школы: 1) усвоение второго языка в раннем детстве, 2) усвоение второго языка в иноязычной школе, 3) усвоение второго языка путем контактов с иноязычным окружением, 4) усвоение второго языка в родной школе. В статье рассматривается второй способ усвоения языка (в иноязычной школе). Приводится опыт американской, канадской, а также российской (в Нижнем Новгороде) школ в изучении и применении двуязычного обучения в школах. Автор рассматривает влияние таких факторов, как обучение в русской или национальной школе и поддержание контактов с национальной диаспорой, на формирование двуязычия (рассмотрение происходит на основе личных наблюдений). Далее автор представляет результаты исследования национальных школ в Санкт-Петербурге, проведенного сотрудниками РГПУ. Среди школ, которые принято считать национальными, исследователи выделили две группы: (1) собственно национальные школы, т.е. те, в которых преподавание ведется исключительно на родном языке для представителей одной национальности и целью образования является поддержание национальной самобытности; (2) школы, в которых усиленное изучение родного языка, национальной истории и традиций сочетается с изучением других языков и культур. Эту, более многочисленную группу авторы исследования назвали «школы диалога культур». В заключении автор обозначает ряд трудностей, которые сопровождают процесс двуязычного образования, приводит примеры национальных школ в Санкт-Петербурге и за рубежом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2007
М С Астоянц Социологические исследования. 2006.  № 3. С. 54-63. 
Автор пытается представить жизненный мир детей-сирот в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, описывая организацию их повседневной жизни. Статья написана на основе данных, полученных в результате исследования, которое проводилось путем включенного наблюдения на протяжении 1995-2002 гг. (Эти годы автор проработала социальным педагогом в детском приюте.)
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-01-2005
Василий Дмитриевич Патрушев, Галина Петровна Бессокирная Социологические исследования. 2003.  № 5. С. 72-84. 
В статье предпринимается попытка выявить изменения места труда в составе ценностей повседневной деятельности, а также в мотивах труда московских рабочих в период с 1990 по 2000 гг. Мы рассматриваем ценности повседневной деятельности как составную часть ценностей жизни. Подробнее мы остановимся лишь на ценностях, связанных с трудом, поскольку ценности, относящиеся к сфере семейно-бытовой деятельности и свободного времени, требуют специального анализа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-12-2004
Людмила Дмитриевна Чернышова Социологические исследования. 1998.  № 1. С. 142-145 . 
В своей статье Л. Д. Чернышева размышляет над книгой «Качество жизни населения Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербург, 1996), сами авторы которой расценивают выбор темы как «закономерную реакцию на острейшие социальные проблемы». Она считает, что авторы четко обозначают типологию адаптационных возможностей, выделяя население крупных городов, группируя их особенности в сравнении с небольшими городами и сельскими регионами. Особо подчеркивает, что в книге развивается новое направление отечественной социологии – «качество населения».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Н.Н. Козлова Социологические исследования. 1995.  № 10. С. 100-109. 
Представлено окончание статьи, посвященной анализу записей бывших крестьян, сделанных в советское время, с целью проследить превращение человека традиционного в человека современного. Начало см. в № 9 за 1995 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-01-2005
Светлана Алексеевна Шаронова Социологические исследования. 2004.  № 1. С. 98-102. 
На протяжении веков философы (Э. Финк, Л. Витгенштейн, Ф. Шиллер, И. Кант, Х.-Г. Гадамер, В. Вундт) в поисках объяснения феномена игры блуждали в неразрешимых оппозициях: реальность и нереальность, серьезность и несерьезность, субъективность и объективность, свобода и анархия. Й. Хейзинга пришел к выводу, что человечеству до XIX столетия была свойственна играющая культура. При этом игра рассматривалась в ее бытийном модусе и отнюдь не пре- тендовала на абсолютное онтологическое господство ("субстанциальность"). Современная эпоха превратила играющую культуру в игру культурой. Феноменология игры обнаруживает парадоксальные характеристики и свойства и задача статьи - обратить внимание на опасность абсолютизации игры, рассмотрения ее в качестве сути социума в рамках методологии "инженерии общественных изменений".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2006
Василий Дмитриевич Патрушев Социологические исследования. 1991.  № 3. С. 24-32. 
В статье используются данные социологических исследований, проведенных в 1965 г. в Пскове и в 1986 г. в ряде городов СССР по аналогичным методикам. Приводятся сопоставительные данные о структуре свободного времени, о продолжительности и частоте разного рода досуговых занятий. Отмечаются изменения в продолжительности и доле участия в некоторых видах деятельности в свободное время жителей Пскова, произошедшие с 1965 по 1986 гг. Показано, какие виды досуга люди склонны разделять со своими родственниками, друзьями, сослуживцами и т.д. Предлагается общая картина использования свободного времени горожанами и тенденций его изменения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-07-2005
Светлана Ивановна Яковлева Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 130-133. 
Одна из задач исследования, результаты которого представлены в статье, состоит в изучении пространственного поведения студенческой молодежи в Твери и освоение ими городского пространства. Анализ данных о пространственном поведении современной студенческой молодежи, полученных в ходе исследования, позволил сделать некоторые выводы о характере и факторах организации и развития социального пространства. В частности, подтвердилась гипотеза об определяющей роли инфраструктуры в организации социального пространства, в данном случае - города. Характер и степень его освоения той или иной социальной группой, как показал опрос, связаны с уровнем, качеством, стилем жизни представителей этой группы, их потребностями и способами организации культурного досуга и общения.
ресурс содержит прикрепленный файл