Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология повседневных практик представляет собой несколько взаимосвязанных направлений теоретических и эмпирических исследований, объединяемых вниманием к тому, как в действительности («на практике») осуществляется совместная деятельность людей в рамках тех или иных институтов или организаций. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 26-12-2005
Алсу Фоатовна Валеева Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 40-49. 
В статье представлены результаты анкетного опроса в республике Татарстан (выборка 600 человек). Путем сравнения ответов сельских и городских жителей изучалось влияние урбанизации на языковое поведение (прежде всего, сравнивалось использование русского и татарского языков). Рассматривается влияние урбанизации на следующие аспекты языкового поведения: 1) использование русского и/или татарского языков при разговоре, чтении, письме и мышлении, 2) взгляды на дальнейшую судьбу татарского языка, 3) отношение к переводу татарского алфавита на латинскую графику, 4) важность знания родного языка в трудовой сфере, 5) структура мотивов расширения языкового поведения, 6) практическое языковое поведение (выбор и комбинация языковых форм, формирование жаргонов, расширение лексико-фразеологического диапазона и т.д.), 7) становление литературного татарского языка, 8) динамика распространения русского и татарского языков, 9) коммуникация, 10) двуязычие, 11) воспитание детей, 12) отношение к представителям иноязычных общностей, и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-12-2005
Карина Робертовна Минасова Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 49-56. 
Статья посвящена влиянию двуязычного (билингвального) образования на процесс интеграции этнических меньшинств в доминирующую культуру. Автор приводит четыре формы усвоения второго языка, которые она заимствовала у представителей канадской лингвистической школы: 1) усвоение второго языка в раннем детстве, 2) усвоение второго языка в иноязычной школе, 3) усвоение второго языка путем контактов с иноязычным окружением, 4) усвоение второго языка в родной школе. В статье рассматривается второй способ усвоения языка (в иноязычной школе). Приводится опыт американской, канадской, а также российской (в Нижнем Новгороде) школ в изучении и применении двуязычного обучения в школах. Автор рассматривает влияние таких факторов, как обучение в русской или национальной школе и поддержание контактов с национальной диаспорой, на формирование двуязычия (рассмотрение происходит на основе личных наблюдений). Далее автор представляет результаты исследования национальных школ в Санкт-Петербурге, проведенного сотрудниками РГПУ. Среди школ, которые принято считать национальными, исследователи выделили две группы: (1) собственно национальные школы, т.е. те, в которых преподавание ведется исключительно на родном языке для представителей одной национальности и целью образования является поддержание национальной самобытности; (2) школы, в которых усиленное изучение родного языка, национальной истории и традиций сочетается с изучением других языков и культур. Эту, более многочисленную группу авторы исследования назвали «школы диалога культур». В заключении автор обозначает ряд трудностей, которые сопровождают процесс двуязычного образования, приводит примеры национальных школ в Санкт-Петербурге и за рубежом.
ресурс содержит прикрепленный файл