Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология повседневных практик представляет собой несколько взаимосвязанных направлений теоретических и эмпирических исследований, объединяемых вниманием к тому, как в действительности («на практике») осуществляется совместная деятельность людей в рамках тех или иных институтов или организаций. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 124

Опубликовано на портале: 29-07-2013
Елизавета Петровна Юхневич, Виктор Львович Каплун Журнал социологии и социальной антропологии. 2013.  Т. 16. № 1. С. 124-147. 
В данной работе стриптиз рассматривается одновременно как особая культурная сцена и как специфическое ремесло, появляющееся в России в 1990-е гг. Задачей исследования было дать этнографическое описание повседневного мира танцовщиц и танцовщиков стриптиза. Последние рассматриваются здесь как своего рода «племя», живущее в своей особой символической и инструментальной вселенной. Методологический принцип «с точки зрения туземца», на который мы опирались в исследовании, отсылает к «интерпретативной антропологии» К. Гирца, даже если авторы статьи предлагают относиться с осторожностью к гирцевскому использованию концепции «насыщенного описания» (thick description), предложенной Г. Райлом.В 1990-е гг. в России интенсивно идет процесс трансформации системы моральных ценностей и институтов, характерных для позднесоветской повседневности. Этот процесс, среди прочего, делает возможным и появление стриптиза как составной части массовой индустрии развлечений в российских мегаполисах. В мире стриптиза, как в капле воды, отражаются характерные для разных сегментов современного российского общества новые гендерные идентичности, а также новые формы моральных проблематизаций и коммерциализации телесности.
Опубликовано на портале: 24-12-2012
Андрей Борисович Соколов Диалог со временем. 2010.  № 33. С. 213-232. 
В статье анализируются описания тела как постоянно используемый авторами травелогов способ конструирования Другого, которое происходит путем описания внешности и телесных практик. Автор показывает широкое использование описания тела в колониалистском дискурсе, а также в пропаганде.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-01-2009
Ирина Суркова Социологические исследования. 2008.  № 12. С. 104-112. 
В статье приводятся результаты исследования, направленного на выявление стереотипного отношения военнослужащих к службе женщин в армии сквозь призму мнений, полученных методом неоконченных предложений. Сбор эмпирического материала проводился в 2004 - 2006 гг. в двух воинских частях, расположенных на территориях Московского и Саратовского регионов. Отбор респондентов осуществлялся в рамках целевой выборки, поскольку армия - это закрытый социальный институт, и использование вероятностного отбора независимым исследователем практически невозможно.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2010
Вероника Щебланова Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 2.
Статья представляет собой попытку проанализировать новые практики, институциализирующиеся в нашей повседневной действительности в ответ на глобализацию такой угрозы современного общества, как терроризм. Речь идет о конструктивных способах реагирования, возникающих не только на уровне государственных и межгосударственных структур, но и на уровне общественных объединений, организаций региона, на уровне среднего образования и профессиональной специализации. С использованием концепций повседневной жизни, категорий, описывающих логику повседневных взаимодействий, автор намечает направления анализа правил повседневного поведения, связанных со стремлениями людей к безопасности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Р А Ханипов Мир России. 2008.  Т. 17. № 3. С. 132-148. 
Данная работа направлена на рассмотрение современной культуры российского общества, сквозь призму криминальных и тюремных культурных практик. В статье делается попытка анализа культуры взрослых Россиян и молодежной культуры, как во многом обусловленных криминальной и тюремной культурой. Распространенность тюремной и криминальной культуры в «обычной» российской культуре прослеживается через распространенность в обществе таких тюремных культурных практик, как тюремный жаргон, блатная песня, а также криминальных норм и установок, с помощью которых руководствуется российское общество. Тюремная и криминальная культура в значительной степени обуславливают школьное пространство, молодежную культуру, проявления чего можно обнаружить в жаргоне подростков и молодежи, поведенческих и культурных установках. Культура делинквентных группировок в значительной степени обусловлена тюремной культурой. Практики армейской «дедовщины» также репрезентируют тюремные традиции и нормы. Автор приходит к выводу, что одними из основных факторов широкой распространенности тюремной и криминальной культуры в России являются особенности системы тюремного заключения, в которой заключенные содержатся в больших группах, что позволяет научать вновь прибывших заключенных тюремным паттернам, и ретранслировать эти паттерны после освобождения в обычное общество. Широкой распространенности тюремной культуры также способствует сохраняющаяся репрессивная система уголовного наказания в России, когда заключению подвергается значительное количество людей. Массовые сталинские репрессии и амнистия 1953 г. стали основой широкомасштабного распространения тюремной культуры в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-04-2007
Н.В. Губина Социологические исследования. 2006.  № 9. С. 122-126. 
Социальный тонус автор определяет как готовность людей к социальному действию и взаимодействию. Изменение его в соответствии с уровнем проблемности жизни демонстрируется на примере г. Нижнекамска. Эмпирическую базу полученных выводов составляют данные социологических опросов, которые проводились на протяжении десяти лет с целью изучения различных аспектов жизни горожан.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2004
Михаил Александрович Красников Общественные науки и современность. 1999.  № 2. С. 176-185. 
С позиций социальной психологии ложь анализируется как часть коммуникативного акта, играющая важную роль во взаимоотношениях субъектов, независимо от того, разоблачена она или нет. Исходная гипотеза исследования: ложь в межличностном общении объективно выполняет роль регулятора этого процесса. Прежде всего автор рассматривает ситуации, описанные в художественной литературе, применяя индивидуально-психологический подход к анализу ситуаций, в которые попадает лжец. С этих позиций подробно анализируются коллизии из рассказа А. Куприна “Куст сирени”. Кроме того, приводятся результаты эмпирического исследования автора, в ходе которого изучены 24 случая лжи в диалогическом общении и 135 случаев в анкетном опросе. Выявлены конкретные изменения процесса общения и взаимоотношений его участников под влиянием лжи, влияние ее на поведение и психику самого лжеца, а также объекта дезинформации. Описывается феномен “дезинформационного плена”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-04-2004
Новое литературное обозрение. 2003.  № 60.
На форуме обсуждается влияние работ П. Бурдье и его исследовательской методологии на социальные науки в современной России. Среди представленных статей – работа самого П. Бурдье «Исторический генезис чистой эстетики. Эссенциалистский анализ и иллюзия абсолютного», в которой дается социо-исторический анализ возникновения «поля» искусства; записанная в 1988 г. на радио France-Culture беседа П. Бурдье с Р. Шартье, в которой обсуждаются основные понятия и исследовательские установки социологии П. Бурдье.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 26-07-2013
Валентин Геннадьевич Немировский Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011.  № 2(102). С. 116-125. 
Опираясь на данные двух исследований, проведенных в 2010 г. среди жителей Красноярского края и Республики Хакасия, а также на данных более ранних исследований, осуществленных по аналогичной методике в Красноярском крае (1995, 1998 и 2005 гг.), автор статьи рассматривает фреймы смерти как сложные иерархические феномены, а) манифестированые в массовом сознании респондентов, и б) с учетом их латентной, базовой основы в массовом бессознательном населения. Автор предлагает типологию фреймов смерти, основанную на трех типах (социальные, религиозные и фреймы, отвергающие посмертное существование), анализирует динамику их распространения, рассматривает структуру и взаимосвязь фреймов смерти и их элементов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2008
Е.П. Волобуева Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 141-152. 
Данная статья рассматривает культуру в качестве пресуппозиционального основания интерпретации рекламного дискурса в американском лингвокультурном сообществе. Культура рассматривается в качестве набора концептов и ценностей определяющих способы реагирования представителей данной культуры на окружающую действительность в целом и на рекламный дискурс в частности. В работе также, приводятся примеры из повседневной жизни американцев и анализ интерпретации отдельных рекламных сообщений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-12-2010
Ольга Иосифовна Стучевская Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2008.  Т. 96. № 4. С. 43-49. 
Стратегический центр социальных исследований совместно с Левада-Центром провел исследование на средства гранта, выделенные Фондом Форда. Фокус-группы – они проходили в Петербурге – были пилотным исследованием для большого количественного опроса по репрезентативной российской выборке женщин от 16 до 34 лет. Этот большой опрос был проведен в марте этого года. Исследование – и количественный опрос, и фокус-группы, о которых будет здесь рассказано, – охватывало очень широкий круг вопросов: от «обычных» проблем, возникающих в связи с приемом женщин на работу и тех, что возникают на рабочем месте, до маргинальных, даже криминальных, таких, как проституция или торговля людьми. В этой статье авторам хотелось бы обсудить только ту часть качественного исследования, которая имеет непосредственное отношение к теме харассмента.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Наталья Васильевна Коровицына Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 143-148. 
Автор делится своими мыслями по поводу новой книги известного чешского ученого Милана Тучека "Как живете, словаки, как живете, чехи? 10 лет после развода", в которой представлена социологическая, историческая, демографическая панорама повседневной жизни людей на основе полевых исследований с 1997 по 2001 гг. (15 тыс. чешских и 6,3 тыс. словацких домохозяйств). В книге содержится сравнительный анализ социальных посткоммунистических трансформаций. Выделяемые периоды, совпавшие, по мнению автора, с моментами исторических бифуркаций 1948, 1968, 1989 гг., являются характерными для развития стран Восточной Европы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-02-2012
Екатерина Ходжаева Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011.  № 3. С. 18-52. 
Статья представляет собой этнографическое описание пространственных аспектов  повседневной  жизни  участковых  уполномоченных  милиции  и  базируется  на опыте включенного наблюдения, проведенного в 2007 году в Казани. В работе анализируются формы профессиональной деятельности участковых, связанные с работой с местным населением, и четыре типа профессиональных пространств, где эта деятельность осуществляется: 1) участок – основной объект внимания и контроля; здесь рассмотрены в основном проблемы пространственной организации участков и практики самопрезентации сотрудников милиции перед населением; 2) микрорайон в целом и, подробно, пространство опорного пункта, где конституируется первичная профессиональная коллегиальность участковых и, как правило, происходит организованное взаимодействие с населением; 3) пространство районного отдела милиции, которое обычно представляется «территорией начальства» и, соответственно, «чуждым», «враждебным» для «простого» участкового; 4) общегородское пространство  за  пределами  участка,  где  профессиональные  задания  часто  воспринимается  негативно и трактуются как нарушения трудовых прав участковых. Статья на русском языке, развернутое резюме на английском.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-07-2013
Ягфар Закирович Гарипов, Роза Вагизовна Нуруллина Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008.  № 3(87). С. 102-117. 
Отдел исламоведения Института истории Академии наук Республики Татарстан провел экспертный опрос делегатов II Фестиваля мусульманской молодежи ПФО методом социологического анкетирования. Было распространено 70 формализованных анкет; правильно заполненными вернулись 62 анкеты. Содержащаяся в них информация является полной и качественной и, следовательно, может считаться достоверной. Кроме того, были проинтервьюированы 10 наиболее активных членов молодежного мусульманского движения из различных регионов страны. Это дало возможность соотнести позиции двух групп экспертов и дополнительно проверить устойчивость собранной социологической информации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2005
Н.Н. Саппа, А.А. Карасюк Социологические исследования. 1994.  № 4. С. 107-109. 
В тексте, основанном на экспедиционном обследовании, анализируется положение самоселов – людей, вопреки административным запретам, вернувшихся в 30-и километровую зону отчуждения вокруг Чернобыльской АС. Опрос показал, что это – в основном пожилые люди старше 60 лет (75,3%), женщин среди них вдвое больше, чем мужчин; 97% всех их живет за счет приусадебного хозяйства. Отсутствие какого либо формального самоуправления компенсируется в зоне отчуждения работой «авторитетной группы» (несколько наиболее активных людей и местный священник). Оторванность от «внешнего» мира формирует собственную фольклоризированную историческую память.
ресурс содержит прикрепленный файл