Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое прагматический поворот в социальных науках? Можно ли говорить о появлении новой парадигмы, центральной категорией которой является «практика» (или «практики»), а основным методом – аналитическое описание? В данном разделе собраны основные материалы, содержащие теоретическое обсуждение новой парадигмы, попытки создать теорию общества как совокупности практик, критический разбор основных понятий и познавательных возможностей теории практик.

Статьи

Всего статей в данном разделе : 7

Опубликовано на портале: 29-02-2004
Raimo Tuomela American Journal of Economics and Sociology. 2003.  Vol. 62. No. 1. P. 123-165. 
Основной характеристикой социальных институтов, по мнению автора, является то, что они основаны на коллективном одобрении, принятии. Принятие какого-то принципа со стороны некоторых членов группы предполагает поддержание с их стороны соответствующего социального отношения (we-attitude). Члены группы должны быть привержены тому, что они приняли. Социальные институты рассматриваются как управляемые нормами социальные практики, которые дают практикам или некоторым элементам, входящим в эти практики, новый социальный и концептуальный статус. Это требует того, чтобы некоторые из норм были конститутивными в противоположность "случайно" регулирующим.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 21-11-2003
Bonnie Smith French Historical Studies. 1998.  Vol. 21. No. 2. P. 213-264. 
Chartier, Roger is currently Directeur d'Études at the École des Hautes Études en Sciences Sociales (Paris) as well as Andrew D. White Professor-at-Large at Cornell University. Since 1969, he has been lecturing and publishing on the relationship between the material history of institutions and the embodied practices which both animate and survive these institutions: in particular, early modern techniques of reading, disseminating and collecting printed information. The course of Roger Chartier's work indicates the multiple avenues of critical inquiry available to cultural historians; R. Chartier has been in large part responsible for defining what this elusive discipline — "cultural history" — might be. His “On the Edge of the Cliff “ (1997) stages encounters with thinkers as diverse as Michel de Certeau, Michel Foucault, Norbert Elias, Hayden White, Louis Marin, Philippe Ariès. In the wake of this volume, "French Historical Studies" published a forum entitled "Critical pragmatism, language, and cultural history".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-10-2004
Наталья Анатольевна Шматко Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 113-120. 
Рассматриваются принципы генетического структурализма П. Бурдье. Обращается внимание на рефлексию самого Бурдье над истоками и основаниями своих работ, на соотнесение им собственной позиции с воззрениями Л. Альтюссера, Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана, Ж. Делеза, К. Леви-Стросса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса. Отмечается, что Бурдье пришел к выводу, что в социальном исследовании следует избегать как жесткого детерминизма, постулирующего полную зависимость индивида от социальных отношений, так и субъективизма с отрицанием общественной детерминации поведения человека. Социальная действительность, согласно Бурдье, структурирована дважды: 1. социальными отношениями; 2. представлениями агентов об этих отношениях. Социальные отношения, интериоризируясь в процессе осуществления практик, превращаются в практические схемы – схемы производства практик. Его теоретическая система выстраивается вокруг трех центральных понятий: «поле», «капитал», «габитус». Обращается внимание на то, что «поле» понимается здесь как относительно автономная подсистема, место действия социальных сил, структурированное оппозициями пространство. Оно есть теоретический конструкт, позволяющий ученому анализировать социальный процесс, действия его агентов. Агенты определяются через занимаемые в поле позиции, отличаются друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, властью и влиянием. В статье рассмотрен структурно-генетический анализ Пьером Бурдье процессов культурного потребления и культурного производства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-02-2004
Вадим Викторович Волков Социологические исследования. 1997.  № 6. С. 9-23. 
Статья представляет собой первый русскоязычный обзор новой формирующейся парадигмы в социальных науках – т. н. теории практик, появившейся в результате «прагматического поворота» 1980-х гг. Прагматический поворот рассматривается как результат социологического прочтения идей позднего Витгенштейна и раннего Хайдеггера, а также заимствования в социальных исследованиях марксистской идеи «праксиса». Несколько теоретиков, таких, как П. Бурье и Э. Гидденс, а также ряд антропологов, социологов науки и литературоведов стали активно использовать новую концепцию в своих исследованиях. В статье дается обзор применения концепции практик различными авторами, проясняется идея «фоновых практик» и значимости языка для понимания социальной реальности. На примере анализа творчества И. Гофмана и М. Фуко автор вводит различие между синхронным и диахронным анализом практик.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Laurent Thévenot
Перев.: Т. Бокова, Антон Николаевич Олейник (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 1. С. 88-122. 
Если социологи традиционно объясняют поведение людей, исходя из понятия «социальной нормы», то экономисты опираются главным образом на принцип экономической «рациональности»: социальные нормы, которым следуют социальные акторы, обеспечивают существование социального порядка, рациональность акторов, руководствующихся принципом рационального выбора, обеспечивает равновесие рынка. Автор статьи пытается выйти за пределы этой традиционной методологической дилеммы, предлагая в конкретных исследованиях переходить от уровня абстрактных и общих схем на уровень практики и рассматривать при анализе той или иной ситуации социального взаимодействия повседневные навыки, которые акторы используют для оценки происходящего, развития собственных стратегий действия и разрешения проблемных ситуаций.Статья представляет собой перевод работы: Thévenot L., Rationalité ou normes sociales: une opposition dépassée?, in Gérard-Varet L.-A., Passeron J.-C. (dir.), Le modèle et l’enquête. Les usages du principe de rationalité dans les sciences sociales, Paris, ed. de l’EHESS, 1995.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 24-12-2012
Андрей Борисович Соколов Диалог со временем. 2010.  № 33. С. 213-232. 
В статье анализируются описания тела как постоянно используемый авторами травелогов способ конструирования Другого, которое происходит путем описания внешности и телесных практик. Автор показывает широкое использование описания тела в колониалистском дискурсе, а также в пропаганде.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-04-2004
Новое литературное обозрение. 2003.  № 60.
На форуме обсуждается влияние работ П. Бурдье и его исследовательской методологии на социальные науки в современной России. Среди представленных статей – работа самого П. Бурдье «Исторический генезис чистой эстетики. Эссенциалистский анализ и иллюзия абсолютного», в которой дается социо-исторический анализ возникновения «поля» искусства; записанная в 1988 г. на радио France-Culture беседа П. Бурдье с Р. Шартье, в которой обсуждаются основные понятия и исследовательские установки социологии П. Бурдье.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию