Эксоцман
на главную поиск contacts
Язык есть важнейший социальный институт, но также и ключ к пониманию природы социальной реальности. В последние десятилетия проблема понимания, традиционная для социологии с момента ее рождения, стала трактоваться как проблема языка, повседневной коммуникации, следования правилу, а не как очевидность, данная в индивидуальном сознании. Тему соотношения языка и общества можно разделить на две части: проблему следования правилу и проблему воспроизводства социального порядка в практике повседневного разговора (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 10

Опубликовано на портале: 21-11-2003
Bonnie Smith French Historical Studies. 1998.  Vol. 21. No. 2. P. 213-264. 
Chartier, Roger is currently Directeur d'Études at the École des Hautes Études en Sciences Sociales (Paris) as well as Andrew D. White Professor-at-Large at Cornell University. Since 1969, he has been lecturing and publishing on the relationship between the material history of institutions and the embodied practices which both animate and survive these institutions: in particular, early modern techniques of reading, disseminating and collecting printed information. The course of Roger Chartier's work indicates the multiple avenues of critical inquiry available to cultural historians; R. Chartier has been in large part responsible for defining what this elusive discipline — "cultural history" — might be. His “On the Edge of the Cliff “ (1997) stages encounters with thinkers as diverse as Michel de Certeau, Michel Foucault, Norbert Elias, Hayden White, Louis Marin, Philippe Ariès. In the wake of this volume, "French Historical Studies" published a forum entitled "Critical pragmatism, language, and cultural history".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-02-2004
Вадим Викторович Волков Социологический журнал. 1998.  № 3/4. С. 156-170. 
В современной социологии (в частности, в экономической социологии) социальный институт принято понимать как совокупность «правил игры» и форм контроля. Но за этим непроблематичным на первый взгляд определением стоят серьезные концептуальные трудности. В статье раскрывается социологический смысл проблемы «следования правилу», анализируется парадокс, сформулированный Л. Витгенштейном, и дается обзор предложенных в социальной теории вариантов решения этого парадокса. Представлены подходы П. Уинча, С. Крипке, Ч. Тэйлора, А. Макинтайра и других социальных теоретиков к вопросу оснований и условий возможности социальных институтов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-12-2005
Алсу Фоатовна Валеева Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 40-49. 
В статье представлены результаты анкетного опроса в республике Татарстан (выборка 600 человек). Путем сравнения ответов сельских и городских жителей изучалось влияние урбанизации на языковое поведение (прежде всего, сравнивалось использование русского и татарского языков). Рассматривается влияние урбанизации на следующие аспекты языкового поведения: 1) использование русского и/или татарского языков при разговоре, чтении, письме и мышлении, 2) взгляды на дальнейшую судьбу татарского языка, 3) отношение к переводу татарского алфавита на латинскую графику, 4) важность знания родного языка в трудовой сфере, 5) структура мотивов расширения языкового поведения, 6) практическое языковое поведение (выбор и комбинация языковых форм, формирование жаргонов, расширение лексико-фразеологического диапазона и т.д.), 7) становление литературного татарского языка, 8) динамика распространения русского и татарского языков, 9) коммуникация, 10) двуязычие, 11) воспитание детей, 12) отношение к представителям иноязычных общностей, и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-12-2005
Карина Робертовна Минасова Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 49-56. 
Статья посвящена влиянию двуязычного (билингвального) образования на процесс интеграции этнических меньшинств в доминирующую культуру. Автор приводит четыре формы усвоения второго языка, которые она заимствовала у представителей канадской лингвистической школы: 1) усвоение второго языка в раннем детстве, 2) усвоение второго языка в иноязычной школе, 3) усвоение второго языка путем контактов с иноязычным окружением, 4) усвоение второго языка в родной школе. В статье рассматривается второй способ усвоения языка (в иноязычной школе). Приводится опыт американской, канадской, а также российской (в Нижнем Новгороде) школ в изучении и применении двуязычного обучения в школах. Автор рассматривает влияние таких факторов, как обучение в русской или национальной школе и поддержание контактов с национальной диаспорой, на формирование двуязычия (рассмотрение происходит на основе личных наблюдений). Далее автор представляет результаты исследования национальных школ в Санкт-Петербурге, проведенного сотрудниками РГПУ. Среди школ, которые принято считать национальными, исследователи выделили две группы: (1) собственно национальные школы, т.е. те, в которых преподавание ведется исключительно на родном языке для представителей одной национальности и целью образования является поддержание национальной самобытности; (2) школы, в которых усиленное изучение родного языка, национальной истории и традиций сочетается с изучением других языков и культур. Эту, более многочисленную группу авторы исследования назвали «школы диалога культур». В заключении автор обозначает ряд трудностей, которые сопровождают процесс двуязычного образования, приводит примеры национальных школ в Санкт-Петербурге и за рубежом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Н.Н. Козлова Социологические исследования. 1995.  № 10. С. 100-109. 
Представлено окончание статьи, посвященной анализу записей бывших крестьян, сделанных в советское время, с целью проследить превращение человека традиционного в человека современного. Начало см. в № 9 за 1995 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Сергей Борисович Борисов Социологические исследования. 1995.  № 7. С. 132-133. 
Представлена реакция автора на статью И.А. Бутенко «Из истории «черного юмора», опубликованную в №11 за 1994 г. Автор обращает внимание на то, что в статье И.А. Бутенко тема «черного юмора» представлена как совершенно неразработанная, хотя на самом деле это не так. В подтверждение автор приводит краткую библиографию наиболее значимых работ по теме. Далее высказывается отношение (крайне негативное) непосредственно к тексту статьи И.А. Бутенко.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2008
Владимир Иванович Ильин Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 3-26. 
В статье делается попытка применить расширенную концепцию дискурса к феномену индивидуального потребления. Потребление рассматривается как совокупность вербальных и поведенческих высказываний производителей, торговцев, рекламистов, потребителей и т.д. Пересекаясь, эти высказывания образуют зону интерсубъективности, содержанием которой являются простые и всем понятные потребительские практики. Потребительский дискурс прерывист. Часто он распадается на дискурсивные поля, содержанием которых является взаимодействие, организуемое вокруг обсуждения тех или иных текстов, идей, продуктов и услуг. Данная статья — это также ряд высказываний автора в вербальной и визуальных формах. Если у статьи найдутся читатели, дискурс продолжит развитие.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Мурат Майханович Аренов, Сергей Константинович Калмыков Социологические исследования. 1995.  № 12. С. 76-81. 
В статье представлены некоторые результаты исследования, проведенного с целью изучения места государственного и других языков в социально-коммуникативной системе казахстанского общества, факторов, оказывающих воздействие на их функционирование, социолингвистических интересов и мотиваций представителей основных этносов. Объем выборки – 1169 человек. В статье делаются общие выводы по результатам всего исследования (а не только фрагментов, представленных в статье). Общий тон этих выводов сводится к тому, что казахский язык на практике не соответствует своему статусу государственного языка, а по мере удаления от традиционной культуры и быта коммуникативную роль все больше будет играть русский язык. В заключении дается ряд рекомендаций.
Опубликовано на портале: 25-10-2004
Pierre Bourdieu
Перев.: Галина Анатольевна Чередниченко (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 104-113. 
Статья представляет собой текст интервью известного французского социолога П. Бурдье (1930-2002), которое провел П. Туйе: Le socjologue en question. L’entretien avec P. Thuillier // La recherche. 1980. Nr 112. P. 738-753 (лучше, пожалуй, переводить название как «Опрашиваемый социолог»). Приведены ответы П. Бурдье на вопросы, подобные тем, какие задавались ему в ходе дискуссий в университетах и высших школах Франции: о языке социологии и специфике социологического способа рассуждения, о взаимовлияниях между социологией и социальной философией, о характере действия социальных законов и т.д. В ответах Бурдье, в частности, отметил следующее: Трудности передачи сути социологического исследования гораздо в меньшей мере обязаны лингвистическим и терминологическим трудностям, чем полагают. Социальные законы – это не фатальная предопределенность (типа «железного закона олигархии» Михельса), а скорее тенденции общественного развития. Хотя социология отошла от рассмотрения поставленных в социальной философии вопросов о смысле истории, о прогрессе и упадке, о роли личности в истории и т. д., социологи по-прежнему сталкиваются с ними в своей профессиональной работе. Был задан вопрос, почему Бурдье определяет социальный класс не по экономическим и политическим критериям, но шире – по объему и структуре экономического, социального, культурного и символического капитала. Французский социолог заметил при ответе на него, что предложенная им теория более сложна, но представляется более гибкой и эмпирически более обоснованной, чем классические теории социальных классов и социальной стратификации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Анатолий Васильевич Дмитриев Социологические исследования. 1995.  № 7. С. 138-141. 
Статья посвящена анализу произведений Ю. Борева и их значимости для социологов. В частности, упоминаются такие книги Ю. Борева, как «История государства советского в преданиях и анекдотах» и «Краткий курс истории XX века в анекдотах, частушках, байках, мемуарах по чужим воспоминаниям, легендах, преданиях и т.д.».
ресурс содержит прикрепленный файл