Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Опубликовано на портале: 11-06-2004
Вадим Федорович Рябов, Александр Николаевич Мамонтов, Дмитрий Викторович Пузанков Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 51-60. 
Настоящий этап развития системы высшего профессионального образования характеризуется прежде всего активной позицией нового руководства страны, объявившего образование приоритетом развития и приступившего к реформам образовательной сферы. У руководителей вузов появился первый опыт функционирования в рыночной экономике. Реорганизация образовательной системы, прогнозируемый демографический спад и начавшийся экономический подъем в стране определяют поведение вузов в части организации и проведения образовательного процесса. Рассмотрев картину различных аспектов эволюции системы высшего профессионального образования, авторы статьи приходят к следующим основным выводам: Вуз должен быть развернут к экономическим реалиям общества, потребностям рынка и ориентирован на постоянный поиск новых форм устойчивого развития. Объявленные реформы идут стремительно, и, вооружившись новыми "рыночными" знаниями, необходимо "играть" на опережение, уделяя основное внимание совершенствованию управления системой образования на всех уровнях с помощью современных технологий и методов, планированию развития и эффективному использованию ресурсов. Характерные особенности сегодняшнего этапа эволюции образования должны влиять на формирование стратегии развития конкретного вуза (в качестве примера рассмотрен Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Владимир Владимирович Маланин, Валерий Александрович Шерстнев Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 32-34. 
Университеты, как и любой другой вуз, являясь федеральными учреждениями высшего профессионального образования, осуществляют свою деятельность на определенной территории (область, город, район) и в отличие от прошлых лет сейчас в большей степени в интересах этой территории. Поэтому для решения своих вопросов: поддержание и развитие материально-технической базы вуза, решения социальных проблем профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов и других - важно убедить региональную власть в полезности вуза (вузов) для нее в экономическом, социальном и политическом отношениях.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Университетское управление. 1999.  № 3-4(10-11). С. 62-71. 
Западные менеджеры высшей школы высказывали мнение, что распространенной среди российских вузов стратегии выживания и упования на стабилизацию налоговой среды недостаточно; необходимо развивать стратегию всеобъемлющих перемен. Отмечалось также, что схема финансирования российского высшего образования непрозрачна. В связи с чем ощутимые реформы и финансовое планирование будут затруднены до тех пор, пока процесс не станет прозрачнее. Кроме того, необходимо вводить плату за обучение. Решение вопроса финансирования вузов является не только финансовым, но и социо-политическим, так как невозможно сохранить прежнюю систему бесплатного высшего образования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 11-06-2004
Татьяна Львовна Клячко Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 70-73. 
В 2002 году начался эксперимент по финансированию высших учебных заведений на основе государственных именных финансовых обязательств. В эксперименте участвовали шесть государственных вузов из трех субъектов Российской Федерации. Эксперимент по ГИФО тесно связан с экспериментом по Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Автор статьи полагает, что переход на систему ГИФО позволит повысить и качество обучения за счет развития конкуренции между вузами, и территориальную и социальную мобильность молодежи, а также, в конечном итоге, снизить нагрузку на бюджеты многих семей по оплате обучения их детей в вузах.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-04-2004
Евгений Анатольевич Князев, Яна Шамилевна Евдокимова Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 7-17. 
Сегодня специалистам сферы высшего образования и науки доступны довольно много программ от различных фондов и благотворительных организаций. Ряд программ направлен на поддержку фундаментальных исследований, что немаловажно для поддержки нашей науки, другие больше сфокусированы на гуманитарных и прикладных областях знаний. Трудно переоценить их значение для построения развитого, правового, культурного общества в стране, преодолевающий затянувшийся экономический кризис. В последнее время сфера университетского управления стала одним из приоритетных направлений во многих международных программах, поскольку именно с ней связаны надежды на улучшение качества университетской жизни во всех ее аспектах. Передовые российские вузы или, точнее сказать, коллективы ученых и специалистов этих вузов активно включились в работу. Опыт их богат и имеет колоссальное практическое значение. Хорошо, если он востребован в самом вузе. Лучше, если оценен и применяется широко, как это обычно и предусмотрено проектами на стадии так называемого распространения результатов. Но, к сожалению, приходится констатировать, что зачастую дело ограничивается набившими оскомину презентациями и конференциями с раздачей опубликованных брошюр, буклетов и методичек. Все это "богатство" успешно перемещается "в стол" и скоро забывается. А ведь, казалось бы, проблемы общие и, возможно, решения их кем-то уже найдены.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 11-06-2004
Елена Борисовна Виноградова Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 47-51. 
Противоречивость и нечеткость нормативных и законодательных актов в области высшего и послевузовского образования мешают осуществлению эффективной финансовой деятельности учреждения, снижают оперативность исполнения принятых управленческих решений. Необходимо решать сложившиеся проблемы путем подготовки дополнений, уточнений и предложений к действующему законодательству на всех уровнях власти с участием специалистов вузов и последующего внесения дополнений в федеральные законы и иные нормативно-правовые документы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Владимир Серафимович Соболев, Сергей Анатольевич Степанов Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 102-110. 
В настоящее время в России разворачиваются следующие тесно взаимосвязанные между собой процессы: переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации (Приказ Минобразования РФ от 12.11.99 № 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения») на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего, в частности, и показатели наличия и эффективности внутривузовских систем контроля качества образования; широкое распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000–2001) и других моделей менеджмента качества; регулярное проведение с 2000 г. конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных систем менеджмента качества; интернационализация образования и необходимость гармонизации российского образования, в том числе и по критериям его качества, с другими системами образования (в рамках Болонской декларации) с целью привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг. Указанные процессы требуют разработки концепции, модели, принципов построения и функционирования внутривузовских систем контроля качества высшего профессионального образования (ВПО), которые отсутствуют на настоящий момент.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Владимир Михайлович Филиппов Университетское управление. 2001.  № 2(17). С. 4-13. 
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира: общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность ее реализовывать и развивать прогрессивные технологии. Вопросы, которые поднимаются на страницах прессы и телевидения: чему учить? как учить? какими быть школе и вузу? и т.п. - волнуют и российское общество, ведь в российском образовании учатся и работают около 38 млн человек, т.е. каждый четвертый гражданин России. Правительство России основную цель модернизации образования видит в повышении качества образования и расширении его доступности для всех слоев населения.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Александр Иванович Юрьев Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 48-66. 
Проблема университетского образования стала насущной для сегодняшней России. Каким быть универсанту, чем он, собственно, отличается от выпускников и сотрудников других учебных заведений, какова его роль в жизни общества, как готовить его к исполнению этой роли? Актуальность этой проблематики особенно заметно проявляется в сфере политики.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 11-06-2004
М. Guille
Перев.: О. Бахарева (ориг.: Русский) Университетское управление. 2002.  № 4(23).
Индивидуальные затраты и выгоды системы студенческих займов очень отличаются в разных странах Европы и не сокращают разрыва в стоимости обучения для европейских студентов и их семей. Более того, нет единой тенденции к гармонизации, которая смягчила бы эти различия. Для расширения доступа к высшему образованию и сокращения социального неравенства без риска для государственных средств, ухудшения качества образования или создания нежелательных трений между европейскими странами необходимо создать хорошо продуманную общеевропейскую систему займов, отвечающую трем характеристикам. Первое: все студенты должны иметь право на получение займов, как в скандинавских странах, для того чтобы развивать частную ответственность. Объем займа должен быть достаточным для покрытия всех затрат на проживание, иначе студенты из малообеспеченных семей будут ущемлены вследсвие необходимости работать. Более того, следует ввести гибкую систему оплаты, так как ее отсутствие дорого обходится правительству и идет на пользу студентам из обеспеченных семей. Отсутствие оплаты следует применять только к студентам из малообеспеченных семей, например, в форме грантов, а остальные должны возмещать часть стоимости обучения. Второе: выплаты необходимо соотносить с доходом, как в Швеции или Великобритании, так как они автоматически подгоняются под возможность платить: должники с низким или нулевым доходом могут не проводить выплаты и, за определенной отметкой, выплаты увеличиваются или сокращаются по отношению к доходу по разумной ставке. Таким образом, ни один должник не столкнется со слишком большими выплатами, и государство не будет вынуждено субсидировать определенный период неэффективной отсрочки в то время, когда получатель средств уже может начать возвращать заем. Более того, соотнесенные с доходом выплаты сокращают процент обесценивания, так как собираются вместе с налогами. Третье: студенты должны выплачивать процент, так как субсидирование процентной ставки дорого обходится государству и дает студентам повод как можно дольше выплачивать заем или завершать обучение. Однако, поскольку высокие ставки могут помешать студентам брать займы, что приведет к сокращению количества получающих высшее образование, процентные ставки должны быть ограничены инфляцией во время обучения и после окончания учебы вырасти на один или два процента.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)