Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 27-03-2006
Дина Кабдуллиновна Танатова Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 145-146. 
Представлена информация по итогам IV Международного социального конгресса: «Социальные процессы и социальные отношения в современной России», проходившего в ноябре 2004 г. в Российском государственном социальном университете. В его работе участвовали исследователи и преподаватели РГСУ, обществоведы из многих вузов и исследовательских центров России и ближнего зарубежья, представители законодательной и исполнительной власти — Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, аппарата Правительства РФ, руководители ряда научных и образовательных учреждений, представители духовенства. Доклады и выступления на секциях были посвящены широкому кругу вопросов изменений в социальной сфере российского общества. Обсуждались такие темы, как сотрудничество науки, образования и бизнеса, роль социальной работы в гражданском обществе, задачи социального управления в контексте административной, пенсионной и жилищно-коммунальной реформ, охрана труда и окружающей среды, затрагивались социально-гуманитарные, психологические, медицинские, экономические и правовые вопросы развития российского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-01-2006
Наталья Ивановна Скок Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 124-127. 
Автор исходит из того, что «биосоциальный потенциал» человека имеет в основе «жизненную энергию», включающую биологическую и социальную компоненту. Под первой понимаются физические и нервно-психические особенности индивида. Вторая компонента во многом зависит от «социума». У инвалида биологическая компонента жизненного потенциала нарушена, а социальная деформирована из-за ослабления социальных связей и изменения прежнего социального статуса. В силу этого инвалиды часто не могут самостоятельно осуществлять реабилитационные и адаптационные мероприятия, нуждаются во внешней помощи. Автор провел выборочное социологическое исследование положения инвалидов на юге Тюменской области, цель которого заключалась в установлении степени мотивации инвалидов на реабилитацию и трудовую деятельность, выяснении основных факторов, «определяющих выбор вектора реализации биосоциального потенциала» (с. 125). При определении уровня мотивации инвалидов на достижение успеха использован опросник А. Реан. Желание иметь реабилитационную программу проявили 76% респондентов. Те же, кто ее имеют, отметили ее недостаточную эффективность (причины: отсутствие реабилитационных методов, нехватка средств, дефицит времени). Выводы: Эффективность реализации биосоциального потенциала лиц с ограниченными возможностями зависит почти исключительно от наличия реабилитационной инфраструктуры и финансовых средств, а их удовлетворенность своим положением – преимущественно от материальной обеспеченности и наличия работы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-05-2005
Леонид Леонидович Рыбаковский Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 71-81. 
В статье отмечается, что перспективы воспроизводства населения сейчас в России оказались хуже, чем в большинстве стран Европы. Во второй половине 1990-х годов среднее значение показателя рождаемости по Европе составило 1,4; тогда как в России – 1,3. Автор соотносит Россию с рядом стран Европы и Азии по таким показателям, как суммарный коэффициент рождаемости, ожидаемая продолжительность жизни, естественная убыль населения, внешняя миграция и др. Анализируются данные Госкомстата РФ по демографической динамике. Отмечается, что в России численность русских за период между двумя переписями (с 1989 по 2002 г.) уменьшилась со 120 млн. до 116 млн. человек. Но реальная убыль русского населения в результате превышения смертности над рождаемостью оказывается значительно выше 4 млн. (по оценкам автора она составила почти 9 млн.). Естественная убыль частично компенсировалась миграцией (общий приток русского населения из бывших союзных республик составил за этот период около 3,4 млн. человек), а также имела место смена национальности проживающими в России представителями иных народов. Автор констатирует, что происходящий в последних четыре года медленный рост рождаемости из-за сохранения высокой смертности не избавит Россию от естественной убыли населения. Следовательно, необходима последовательная миграционная политика в отношении приема соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-09-2005
Григорий Артурович Ключарев, Е.Н. Кофанова Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 116-122. 
Учитывая актуальность проблематики социологии образования, авторами проводилось многолетнее изучение образовательных потребностей и образовательного поведения различных групп российского общества, по-разному реагирующих на происходящие изменения. В статье используются результаты общероссийского социологического исследования "Богатые и бедные в современной России", проведенного в 2003 г. В основной выборке авторы выделили группу малообеспеченных - по комплексному критерию, включающему оценку респондентами самих себя как бедных, также использовалась выборка дополнительного экспертного опроса по богатым. Тенденции в поведении населения в области учебы и образования выявлялись на основе отмеченных на протяжении ряда лет изменений, а также анализа того, как в текущий период времени вели себя в этой сфере состоятельные люди. Для того чтобы выявить особенности образовательного поведения состоятельных респондентов, оно сопоставлялось с аналогичным поведением малоимущих слоев населения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2005
Елена Владимировна Тюрюканова, Людмила Ивановна Леденева Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 94-100. 
В настоящее время более 5% населения Российской Федерации составляют те, кто прибыли на ее территорию после 1991 г. Дети-мигранты имеют определенные трудности в получении образования. Статья основана на материалах опроса, проведенного авторами в 2003 г. в Московской и Смоленской областях, а также в Ставропольском крае. Параллельно с детьми мигрантов – учащимися 11-х классов опрашивались их родители (опрошено 411 учеников и 330 родителей). Образовательные причины оказались весьма существенными в решении вопроса о приезде в Россию: 13% мигрантов в Ставрополье и до 38% в столичном регионе указали на желание дать детям образование на русском языке как на один из мотивов прибытия. Не выявлено сильных отличий детей мигрантов от их местных сверстников в ориентации на поступление в вузы. Что касается стран выхода мигрантов, то наиболее значительный потенциал поступления в вуз отличает выходцев из Прибалтики и Беларуси, а наименьший – из Армении и Грузии. Авторы отмечают, что модель «привязанности к месту», «характерная для всего населения России и ограничивающая возможности социальной адаптации и мобильности, присуща также и образовательным стратегиям мигрантов». В вузы столицы планируют поступать только 7% абитуриентов – детей мигрантов из регионов, 5% детей живущих в Москве мигрантов желают поступить в вузы других городов России, лишь единицы (2% от всех опрошенных) планируют получить высшее образование за границей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-09-2005
Кусейн Исаевич Исаев Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 100-104. 
Автором исследуются вопросы, касающиеся здоровья, организации здравоохранения и качества медицинских услуг в переходной экономике Кыргызстана. Одновременно несомненный интерес для автора представляет изучение конкретных условий проживания человека, оценка всех параметров, характеризующих уровень и качество жизни с точки зрения индивида, выяснение степени адаптации личности к меняющимся условиям жизни. Для описания социального портрета респондентов использованы показатели, всесторонне характеризующие контингент населения, участвовавший в опросе. При выборе респондентов использованы материалы первой национальной переписи населения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2006
Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова, Павел Васильевич Романов Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 48-56. 
Авторы обобщают отечественный опыт реализации в нашей стране целевых программ подготовки студентов-инвалидов в ряде вузов (МГТУ им. Баумана, Московский институт-интернат, Новосибирский государственный технический университет, Московский городской педагогический университет и др.). Исследуются особенности адаптации инвалидов к специфической социокультурной среде вуза. Освещается зарубежный и отечественный опыт изучения отношения инвалидов к получению высшего образования. Приводятся результаты исследования, реализованного группой саратовских социологов в 2002-2003 гг. Материалом для анализа послужили интервью с 34 экспертами (в Саратове, Самаре, Москве, Челябинске), итоги опроса преподавателей (N=106) и студентов в Саратове (N=266) и Челябинске (N=100), а также данные о молодых инвалидах Саратовской области, нуждающихся в профессиональном образовании разного уровня (N=842). Для выявления особенностей и проблем интеграции были проведены интервью со студентами и абитуриентами инвалидами и два кейс-стади интеграции детей инвалидов в общеобразовательной школе в г. Самара. Подробно приводятся сравнительные результаты опроса в саратовских и челябинских вузах (в Челябинском госуниверситете уже несколько лет успешно развивается программа интегрированного образования инвалидов). В заключении отмечается, что несмотря на то, что действующее федеральное законодательство гарантирует льготы для абитуриентов с инвалидностью, ряд факторов делает их поступление в вуз проблематичным. Это относится, в частности, к отсутствию в вузах соответствующей обустроенности аудиторий, столовых, библиотек, необходимой с учетом нужд инвалидов мебели, медицинских кабинетов и т.д. Отмечается, что интеграция инвалидов в общество и в образовательную среду должна начинаться с дошкольного и школьного образования и продолжаться в системах дополнительного и высшего образования. И здесь основное препятствие состоит в отсутствии в системе высшего образования реабилитационной компоненты, которая требует дополнительных бюджетных ассигнований и должна предоставляться наряду с образовательными услугами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2005
Л. И. Леденева Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 94-102. 
Все больше молодых россиян стремятся получить подготовку и квалификацию международного стандарта в зарубежных университетах. Насколько реально в России ожидать возвращения молодых специалистов из-за рубежа? Какие финансовые и профессиональные стимулы могли бы способствовать этому? В статье представлены аналитические результаты проекта «Российские студенты за рубежом: перспективы возвращения в Россию», цель которого состояла в выявлении спектра профессионально-миграционных стратегий молодых россиян, обучающихся за рубежом, а также в изучении условий, способствующих их возвращению на родину. В рамках проекта проведен анкетный опрос студентов-россиян, проходивших обучение в зарубежных университетах в 2000/2001 учебном году, как по естественным, так и по гуманитарным специальностям. В исследовании, кроме того, была использована нетрадиционная для российских социологических проектов методика - проведение опроса через Интернет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-07-2005
Валентина Васильевна Выборнова, Елена Алексеевна Дунаева Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 136-139. 
В 2001 г. под руководством авторов был проведен опрос молодежи г. Тобольска (195 человек) с целью выявить отношение властей различного уровня к удовлетворению образовательных запросов. Результаты исследования подтвердили предположения о переориентации сознания молодежи на местные органы власти в решении своих образовательных проблем. При этом у молодежи нет четких представлений о том, какой должна быть социальная поддержка и каким должен быть механизм определения «слабых» социальных групп в процессе получения образования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-09-2005
Виталий Михайлович Нилов Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 90-97. 
В статье расматривается влияние социальных изменений на здоровье населения Карелии. Автор объединяет исследование различных аспектов здоровья в рамках изучения социального механизма, ответственного как за исключительные адаптационные способности, так и за те негативные тенденции в статусе здоровья северян, которые проявили себя в последние годы. Работа основана на регулярных, комплексных исследованиях проблем здоровья: международное исследование "Здоровье и социальное благополучие населения в трансформирующихся обществах" (1999-2002 гг.), "Медико-социальное обслуживание престарелых и инвалидов в Суоярвском районе Республики Карелия" (2002 г.), "Влияние социальных изменений на здоровье и самосохранительное поведение населения Республики Карелия в переходный период" (2003-2004 гг.).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-12-2004
Владимир Иванович Левашов Социологические исследования. 1998.  № 1. С. 112-116 . 
Социальные перемены в России в настоящее время являются предметом анализа, дискуссии, разовых и мониторинговых исследований. Об этом говорилось и на всероссийской конференции «Проблемы регулирования социальной политики государства: состояние и перспективы». В статье говорится о том, что данная конференция стала полем для проведения социологического исследования, которое было проведено как экспертный опрос 59 глав администраций, заместителей глав администраций субъектов Российской Федерации по социальным вопросам. Автор знакомит читателей с некоторыми выводами, результатами, полученными исследователями в ходе проведения опроса, анализом экспертных оценок.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-01-2006
Павел Васильевич Романов Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 101-110. 
В статье рассмотрены особенности использования метода case-study в практике изучения работы социальных служб. Суть данного метода состоит в детальном анализе частного случая, включенного в более широкий социальный и культурный контекст. Подчеркивается, что отличительная особенность применяемого при этом качественного подхода состоит в детальном выяснении всей специфики изучаемого процесса или института посредством включенного наблюдения, проведения глубинных интервью, документирования событий и анализа документов. Социолог тесно сближается с изучаемым объектом, что «выступает условием естественности ситуации исследования, основой доверия и благожелательного отношения со стороны членов сообщества» (с. 101). Отмечается, что при «качественном» исследовании требуется проведение повторной и параллельной проверки надежности полевых материалов. Стратегия кейс-стади в 70-е годы стала находить применение в Великобритании при изучении функционирования социальных служб и оценке их эффективности. Автор показал применимость и возможности использования кейс-стади при изучении постсоветской социальной политики и практики социальной работы. Выбранный для изучения «частный случай» как отдельный фрагмент социальной реальности надо рассматривать в том широком контексте, в котором развивается деятельность социальных служб. «Случаи» выступают проявлениями социальной политики государства по отношению к семье, пожилым людям, инвалидам и т.д. Обсуждаются конкретные особенности подготовки и проведения полевого исследования с использованием данного метода, представлен набросок плана этнографического кейс-стади социальной службы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2005
Лариса Валерьяновна Кочорова Социологические исследования. 2000.  № 12. С. 124-126. 
В декабре 1999 г. автором статьи было проведено анкетирование 645 руководителей психиатрических учреждений и подразделений, врачей-психиатров, психотерапевтов и врачей других специальностей, работающих в психиатрических учреждениях Петербурга, с целью изучения их мнения об удовлетворенности своей профессиональной деятельностью и положением в современном обществе, а также их отношения к различным формам оказания специализированной психиатрической помощи населению.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-01-2005
Виктор Александрович Князев Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 134-140. 
Настоящая статья подготовлена на основании данных выборочного социологического обследования населения четырех регионов Европейской России: Брянской, Новгородской, Тверской и Калужской областей. Обследование проведено в июле 1995 г. по заказу Фонда взаимопонимания и примирения при Правительстве РФ и было посвящено изучению условий жизни (доходы, жилищная обеспеченность) и здоровья лиц, подвергавшихся преследованиям в период оккупации в годы Великой Отечественной войны. Наряду с этим выявлялись наиболее насущные потребности данной категории населения, а также основные виды получаемой ими в настоящее время социальной помощи. Для сравнительных характеристик эта категория лиц опрашивалась вместе с населением указанных регионов в возрасте 50 лет и старше.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2006
Елена Львовна Могильчак Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 57-62. 
Экономические и трудовые ориентации студентов в данной публикации исследуются в аспекте предрасположенности личности к оценке и реализации ценностей и норм экономической деятельности, ее форм и средств. Автор анализирует результаты исследования, проведенного в 16 государственных вузах г. Екатеринбурга в декабре 2003 г.- феврале 2004 г. Опрашивались студенты 1-5 курсов (объем квотной выборки составил 664 человека). Замерялись следующие ориентации: на трудовую деятельность, на интересное содержание труда, на труд руководителя и бизнесмена, на следование нормам трудовой этики, на ценность материального благополучия. Выявлена зависимость: готовность следовать нормам ответственного отношения к труду в целом более высока среди тех студентов, которые большей мере удовлетворены своим материальным положением и жизнью в целом. Исключение из этой общей тенденции составляет группа отлично успевающих студентов, которые, даже будучи неудовлетворенными своим финансовым положением, в высокой степени ориентированы на следование нормам трудовой этики. Сделан вывод о том, что дифференциация ориентаций студенчества имеет в основе дихотомию "материальные - постматериальные ценности" и определяется уровнем материальных и образовательных возможностей родительских семей.
ресурс содержит прикрепленный файл