Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 51

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Николай Владимирович Сергеев, Татьяна Юрьевна Сидорина Мир России. 2001.  Т. 10. № 2. С. 67-92. 
Осенью-весной 2000—2001 гг. авторы статьи принимали участие в исследовании «Обзор бюджетных расходов на здравоохранение» в рамках проекта «Техничес- кое содействие реформированию бюджетной системы на региональном уровне», проводившегося институтом Некоммерческое партнерство — Центр экономико-социальных исследований (ЦЭСИ) (рук. проекта — проф., д.мед.н. Денисенко Б.А.) в шести регионах России: Белгородская обл., Вологодская обл., Самарская обл., Челябинская обл., Хабаровский край, Чувашская республика. Цель проекта — оказать техническую помощь администрациям данных регионов и входящим в их состав муниципальным образованиям в разработке программ реформирования здравоохранения и повышения эффективности системы финансирования отрасли. Авторы статьи выполняли социологическую часть проекта, направленную на анализ затрат домохозяйств на медицинские нужды (рук. социологической части проекта — проф., д.и.н. Шкаратан О.И.).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-06-2004
Татьяна Львовна Клячко Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 70-73. 
В 2002 году начался эксперимент по финансированию высших учебных заведений на основе государственных именных финансовых обязательств. В эксперименте участвовали шесть государственных вузов из трех субъектов Российской Федерации. Эксперимент по ГИФО тесно связан с экспериментом по Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Автор статьи полагает, что переход на систему ГИФО позволит повысить и качество обучения за счет развития конкуренции между вузами, и территориальную и социальную мобильность молодежи, а также, в конечном итоге, снизить нагрузку на бюджеты многих семей по оплате обучения их детей в вузах.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 01-05-2005
Леонид Леонидович Рыбаковский Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 71-81. 
В статье отмечается, что перспективы воспроизводства населения сейчас в России оказались хуже, чем в большинстве стран Европы. Во второй половине 1990-х годов среднее значение показателя рождаемости по Европе составило 1,4; тогда как в России – 1,3. Автор соотносит Россию с рядом стран Европы и Азии по таким показателям, как суммарный коэффициент рождаемости, ожидаемая продолжительность жизни, естественная убыль населения, внешняя миграция и др. Анализируются данные Госкомстата РФ по демографической динамике. Отмечается, что в России численность русских за период между двумя переписями (с 1989 по 2002 г.) уменьшилась со 120 млн. до 116 млн. человек. Но реальная убыль русского населения в результате превышения смертности над рождаемостью оказывается значительно выше 4 млн. (по оценкам автора она составила почти 9 млн.). Естественная убыль частично компенсировалась миграцией (общий приток русского населения из бывших союзных республик составил за этот период около 3,4 млн. человек), а также имела место смена национальности проживающими в России представителями иных народов. Автор констатирует, что происходящий в последних четыре года медленный рост рождаемости из-за сохранения высокой смертности не избавит Россию от естественной убыли населения. Следовательно, необходима последовательная миграционная политика в отношении приема соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2004
Андрей Степанович Акопян Общественные науки и современность. 2004.  № 6. С. 56-67. 
В статье анализируются экономические процессы в современном российском здравоохранении. Показано, что реформы, предпринимаемые Минсоцздравом, фактически нацелены на консервацию ситуации, стихийно сложившейся в начале 90-х гг. и приведшей к смешению платной и бесплатной медицины в рамках государственной системы здравоохранения и не предполагающей структурной перестройки социально-экономических отношений. Характеризуются различные субъекты отношений в сфере медицины и их интересы. Автор предлагает свой вариант реформирования отрасли, основанный на юридическом разукрупнении существующих организаций и предоставлении юридически самостоятельным подразделениям хозяйственной самостоятельности. Это, по мнению автора, позволит появиться в здравоохранении массовому независимому производителю, а на такой основе может развиваться системе медицинского страхования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-05-2004
Андрей Степанович Акопян Общественные науки и современность. 1998.  № 2. С. 32-40. 
В своем интервью директор Республиканского центра репродукции человека А. Акопян ставит проблему несоответствия сложившейся в стране системы здравоохранения, созданной в других условиях и с другими приоритетами, новым рыночным условиям и необходимости ее реформирования. Отмечается, что система обязательного медицинского страхования при отсутствии конкуренции производителей медицинских услуг выродилась во “вторую бюджетную систему”, хотя благодаря ей удалось решить ряд вопросов текущего финансирования отрасли. Акопян считает необходимой серьезную реформу отрасли по принципу “государственная собственность в частном управлении”. Цель реформы – не извлечение прибыли, а создание условий для эффективного хозяйствования в условиях рынка. Для этого коллективам медиков должны быть предоставлены частичные вещные права на используемое ими оборудование, площади и т.п. с четко зафиксированными правами и обязанностями перед пациентами, с одной стороны, и государством как собственником – с другой, без права изменения вида деятельности, без права продажи предоставленного имущества и т.п. Дается критический анализ Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, принятой правительством летом 1997 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Ринат Магдиевич Нугаев, Магди Алимджанович Нугаев Общественные науки и современность. 1997.  № 5. С. 44-53. 
В статье анализируются результаты проведенных в 1995—1996 гг. социологических исследований отношения населения Республики Татарстан к системе обязательного медицинского страхования, сменяющей систему бюджетного здравоохранения. Авторы приходят к выводу, что именно модель обязательного медицинского страхования в наибольшей мере соответствует представлениям большинства населения о социальной справедливости и адекватна социально-психологическим реалиям городского населения Республики Татарстан. Кроме того, в ходе конкретно-социологического исследования авторы выявили зависимость отношения к своему здоровью от статусного положения индивида. Важнейшими критериями, отличающими статусные группы друг от друга, авторы считают уровень образования и место работы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-05-2009
Татьяна Георгиевна Проценко Регион: экономика и социология. 2007.  № 3. С. 151-162. 
В статье рассматриваются вопросы и проблемы включения России в европейскую зону высшего образования, обсуждается специфика отечественной системы образования, затрудняющая ее вхождение в единое образовательное пространство Европы. Проводится анализ инновационной политики развития и модернизации российского образования. Поднимаются вопросы интеграции образования, науки и бизнеса, эффективной деятельности образовательных учреждений, проблемы организации образовательного процесса и управления им.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-04-2004
Евгений Анатольевич Князев, Яна Шамилевна Евдокимова Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 7-17. 
Сегодня специалистам сферы высшего образования и науки доступны довольно много программ от различных фондов и благотворительных организаций. Ряд программ направлен на поддержку фундаментальных исследований, что немаловажно для поддержки нашей науки, другие больше сфокусированы на гуманитарных и прикладных областях знаний. Трудно переоценить их значение для построения развитого, правового, культурного общества в стране, преодолевающий затянувшийся экономический кризис. В последнее время сфера университетского управления стала одним из приоритетных направлений во многих международных программах, поскольку именно с ней связаны надежды на улучшение качества университетской жизни во всех ее аспектах. Передовые российские вузы или, точнее сказать, коллективы ученых и специалистов этих вузов активно включились в работу. Опыт их богат и имеет колоссальное практическое значение. Хорошо, если он востребован в самом вузе. Лучше, если оценен и применяется широко, как это обычно и предусмотрено проектами на стадии так называемого распространения результатов. Но, к сожалению, приходится констатировать, что зачастую дело ограничивается набившими оскомину презентациями и конференциями с раздачей опубликованных брошюр, буклетов и методичек. Все это "богатство" успешно перемещается "в стол" и скоро забывается. А ведь, казалось бы, проблемы общие и, возможно, решения их кем-то уже найдены.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 11-06-2004
Елена Борисовна Виноградова Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 47-51. 
Противоречивость и нечеткость нормативных и законодательных актов в области высшего и послевузовского образования мешают осуществлению эффективной финансовой деятельности учреждения, снижают оперативность исполнения принятых управленческих решений. Необходимо решать сложившиеся проблемы путем подготовки дополнений, уточнений и предложений к действующему законодательству на всех уровнях власти с участием специалистов вузов и последующего внесения дополнений в федеральные законы и иные нормативно-правовые документы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 24-09-2004
Юрий Эпштейн Директор школы. 2000.  № 7. С. 16-23. 
Статья предлагает читателям задуматься о проблеме конкуренции в школьном образовании. Так, сравнительно недавно школы не имели проблем с набором первоклассников. А через несколько лет, как известно, количество школьников сократится почти вдвое, так что нас ожидает серьезная конкуренция за учеников. Готовы ли мы к ней?
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Владимир Серафимович Соболев, Сергей Анатольевич Степанов Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 102-110. 
В настоящее время в России разворачиваются следующие тесно взаимосвязанные между собой процессы: переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации (Приказ Минобразования РФ от 12.11.99 № 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения») на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего, в частности, и показатели наличия и эффективности внутривузовских систем контроля качества образования; широкое распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000–2001) и других моделей менеджмента качества; регулярное проведение с 2000 г. конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных систем менеджмента качества; интернационализация образования и необходимость гармонизации российского образования, в том числе и по критериям его качества, с другими системами образования (в рамках Болонской декларации) с целью привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг. Указанные процессы требуют разработки концепции, модели, принципов построения и функционирования внутривузовских систем контроля качества высшего профессионального образования (ВПО), которые отсутствуют на настоящий момент.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 09-10-2004
Виктор Юрьевич Меновщиков Директор школы. 2003.  № 7. С. 59-61. 
Директору государственной школы действительно не позавидуешь. Работа, несомненно, сложная. Бюджет приходится «выбивать», затем «кроить и перекраивать», и обязательно его на что-нибудь не хватит. То на ремонт какого-нибудь класса, то на замену старого компьютера на новый, то на надбавки учителям. Но вот известный экономист Ирвинг Кристоль считает, что «хороший руководящий работник является прежде всего энергичным и проницательным предпринимателем, созда-ющим новые возможности для прибыльных хозяйственных сделок». Может ли директор школы им стать?
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 11-10-2004
Александр Евгеньевич Рябов Директор школы. 2003.  № 9. С. 51-56. 
Автор рассказывает о каждодневных буднях директора школы, сравнивая его деятельность с профессиональным нищенством. "Ходишь, ходишь, пристаешь ко всем с просьбой дать денег. У десятерых попросишь - двое-трое дадут. И действительно, при нынешнем хроническом недофинансировании образования руководитель школы вынужден всеми обстоятельствами школьной жизни обращаться за разнообразной помощью к посторонним и не совсем посторонним людям и организациям".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 19-09-2005
Григорий Артурович Ключарев, Е.Н. Кофанова Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 116-122. 
Учитывая актуальность проблематики социологии образования, авторами проводилось многолетнее изучение образовательных потребностей и образовательного поведения различных групп российского общества, по-разному реагирующих на происходящие изменения. В статье используются результаты общероссийского социологического исследования "Богатые и бедные в современной России", проведенного в 2003 г. В основной выборке авторы выделили группу малообеспеченных - по комплексному критерию, включающему оценку респондентами самих себя как бедных, также использовалась выборка дополнительного экспертного опроса по богатым. Тенденции в поведении населения в области учебы и образования выявлялись на основе отмеченных на протяжении ряда лет изменений, а также анализа того, как в текущий период времени вели себя в этой сфере состоятельные люди. Для того чтобы выявить особенности образовательного поведения состоятельных респондентов, оно сопоставлялось с аналогичным поведением малоимущих слоев населения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2005
Елена Владимировна Тюрюканова, Людмила Ивановна Леденева Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 94-100. 
В настоящее время более 5% населения Российской Федерации составляют те, кто прибыли на ее территорию после 1991 г. Дети-мигранты имеют определенные трудности в получении образования. Статья основана на материалах опроса, проведенного авторами в 2003 г. в Московской и Смоленской областях, а также в Ставропольском крае. Параллельно с детьми мигрантов – учащимися 11-х классов опрашивались их родители (опрошено 411 учеников и 330 родителей). Образовательные причины оказались весьма существенными в решении вопроса о приезде в Россию: 13% мигрантов в Ставрополье и до 38% в столичном регионе указали на желание дать детям образование на русском языке как на один из мотивов прибытия. Не выявлено сильных отличий детей мигрантов от их местных сверстников в ориентации на поступление в вузы. Что касается стран выхода мигрантов, то наиболее значительный потенциал поступления в вуз отличает выходцев из Прибалтики и Беларуси, а наименьший – из Армении и Грузии. Авторы отмечают, что модель «привязанности к месту», «характерная для всего населения России и ограничивающая возможности социальной адаптации и мобильности, присуща также и образовательным стратегиям мигрантов». В вузы столицы планируют поступать только 7% абитуриентов – детей мигрантов из регионов, 5% детей живущих в Москве мигрантов желают поступить в вузы других городов России, лишь единицы (2% от всех опрошенных) планируют получить высшее образование за границей.
ресурс содержит прикрепленный файл