Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 51

Опубликовано на портале: 20-09-2005
Кусейн Исаевич Исаев Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 100-104. 
Автором исследуются вопросы, касающиеся здоровья, организации здравоохранения и качества медицинских услуг в переходной экономике Кыргызстана. Одновременно несомненный интерес для автора представляет изучение конкретных условий проживания человека, оценка всех параметров, характеризующих уровень и качество жизни с точки зрения индивида, выяснение степени адаптации личности к меняющимся условиям жизни. Для описания социального портрета респондентов использованы показатели, всесторонне характеризующие контингент населения, участвовавший в опросе. При выборе респондентов использованы материалы первой национальной переписи населения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-10-2004
Ирина Борисовна Тарасова Директор школы. 2003.  № 5. С. 19-26. 
Автор знакомит читателей с опытом перехода к нормативному финансированию образовательных учреждений в Нижнем Новгороде.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Владимир Михайлович Филиппов Университетское управление. 2001.  № 2(17). С. 4-13. 
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира: общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность ее реализовывать и развивать прогрессивные технологии. Вопросы, которые поднимаются на страницах прессы и телевидения: чему учить? как учить? какими быть школе и вузу? и т.п. - волнуют и российское общество, ведь в российском образовании учатся и работают около 38 млн человек, т.е. каждый четвертый гражданин России. Правительство России основную цель модернизации образования видит в повышении качества образования и расширении его доступности для всех слоев населения.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 17-07-2006
Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова, Павел Васильевич Романов Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 48-56. 
Авторы обобщают отечественный опыт реализации в нашей стране целевых программ подготовки студентов-инвалидов в ряде вузов (МГТУ им. Баумана, Московский институт-интернат, Новосибирский государственный технический университет, Московский городской педагогический университет и др.). Исследуются особенности адаптации инвалидов к специфической социокультурной среде вуза. Освещается зарубежный и отечественный опыт изучения отношения инвалидов к получению высшего образования. Приводятся результаты исследования, реализованного группой саратовских социологов в 2002-2003 гг. Материалом для анализа послужили интервью с 34 экспертами (в Саратове, Самаре, Москве, Челябинске), итоги опроса преподавателей (N=106) и студентов в Саратове (N=266) и Челябинске (N=100), а также данные о молодых инвалидах Саратовской области, нуждающихся в профессиональном образовании разного уровня (N=842). Для выявления особенностей и проблем интеграции были проведены интервью со студентами и абитуриентами инвалидами и два кейс-стади интеграции детей инвалидов в общеобразовательной школе в г. Самара. Подробно приводятся сравнительные результаты опроса в саратовских и челябинских вузах (в Челябинском госуниверситете уже несколько лет успешно развивается программа интегрированного образования инвалидов). В заключении отмечается, что несмотря на то, что действующее федеральное законодательство гарантирует льготы для абитуриентов с инвалидностью, ряд факторов делает их поступление в вуз проблематичным. Это относится, в частности, к отсутствию в вузах соответствующей обустроенности аудиторий, столовых, библиотек, необходимой с учетом нужд инвалидов мебели, медицинских кабинетов и т.д. Отмечается, что интеграция инвалидов в общество и в образовательную среду должна начинаться с дошкольного и школьного образования и продолжаться в системах дополнительного и высшего образования. И здесь основное препятствие состоит в отсутствии в системе высшего образования реабилитационной компоненты, которая требует дополнительных бюджетных ассигнований и должна предоставляться наряду с образовательными услугами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-04-2004
Олеся Викторовна Лукша Рубеж (альманах социальных исследований). 1999.  № 13-14. С. 179-200. 
Рыночные реформы здравоохранения в России еще не привлекли достаточного внимания отечественных социологов. В связи с этим попытка описания ситуации на рынке платных медицинских услуг приобретает особую актуальность. В качестве объекта исследования был выбран г. Сыктывкар (более 200 тыс населения). Работа выполнена преимущественно качественными методами; но в ней также использованы статистические материалы Министерства здравоохранения Республики Коми. Исследование показало, что медицинский рынок находится еще на стадии становления. С 1992 г. объем частных медицинских услуг практически не увеличился. Их развитие наблюдается в основном в сфере оказания альтернативных услуг (не предусмотренных государственным бесплатным обеспечением), а также там, где услуги аналогичны государственным, но комфортность и качество обслуживания повышены.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2005
Л. И. Леденева Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 94-102. 
Все больше молодых россиян стремятся получить подготовку и квалификацию международного стандарта в зарубежных университетах. Насколько реально в России ожидать возвращения молодых специалистов из-за рубежа? Какие финансовые и профессиональные стимулы могли бы способствовать этому? В статье представлены аналитические результаты проекта «Российские студенты за рубежом: перспективы возвращения в Россию», цель которого состояла в выявлении спектра профессионально-миграционных стратегий молодых россиян, обучающихся за рубежом, а также в изучении условий, способствующих их возвращению на родину. В рамках проекта проведен анкетный опрос студентов-россиян, проходивших обучение в зарубежных университетах в 2000/2001 учебном году, как по естественным, так и по гуманитарным специальностям. В исследовании, кроме того, была использована нетрадиционная для российских социологических проектов методика - проведение опроса через Интернет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-04-2004
Людмила Алексеевна Мигранова Народонаселение. 2002.  № 3 (17).
Описываются результаты исследования человеческого потенциала в контексте изменений, произошедших в восточноевропейских странах, а также в бывших советских республиках за 1990-е годы. Обсуждаются вопросы, связанные с экономическим развитием, гарантиями, предоставляемыми гражданам государством (здравоохранение, образование), а также с качеством жизни населения (включая неравенство доходов, степень бедности). Специфические черты стран (уровень экономического развития, географическое положение, культурные и национальные традиции) позволили автору разделить их на 4 субрегиона: Восточная Европа, Балтийские государства, европейская часть СНГ, азиатская часть СНГ. Информационной базой анализа послужили данные, предоставленные Всемирным банком, ПРООН, ВОЗ и Госкомстатом России.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Александр Иванович Юрьев Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 48-66. 
Проблема университетского образования стала насущной для сегодняшней России. Каким быть универсанту, чем он, собственно, отличается от выпускников и сотрудников других учебных заведений, какова его роль в жизни общества, как готовить его к исполнению этой роли? Актуальность этой проблематики особенно заметно проявляется в сфере политики.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 20-11-2006
Внешнеэкономические связи. 2005.  Т. 15. № 3. С. 44-45. 
В статье рассматриваются вопросы Сотрудничество между Министерством по делам индейцев и развитию Севера Канады (МДИРС) и Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой (ХМАО). Рассматриваются вопросы расширения отношений этого региона с другими регионами, рассказывается о действующих проектах по развитию экономики региона с учетом его особенностей, защите окружающей среды, социальной политике региона.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-07-2005
Валентина Васильевна Выборнова, Елена Алексеевна Дунаева Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 136-139. 
В 2001 г. под руководством авторов был проведен опрос молодежи г. Тобольска (195 человек) с целью выявить отношение властей различного уровня к удовлетворению образовательных запросов. Результаты исследования подтвердили предположения о переориентации сознания молодежи на местные органы власти в решении своих образовательных проблем. При этом у молодежи нет четких представлений о том, какой должна быть социальная поддержка и каким должен быть механизм определения «слабых» социальных групп в процессе получения образования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-09-2005
Виталий Михайлович Нилов Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 90-97. 
В статье расматривается влияние социальных изменений на здоровье населения Карелии. Автор объединяет исследование различных аспектов здоровья в рамках изучения социального механизма, ответственного как за исключительные адаптационные способности, так и за те негативные тенденции в статусе здоровья северян, которые проявили себя в последние годы. Работа основана на регулярных, комплексных исследованиях проблем здоровья: международное исследование "Здоровье и социальное благополучие населения в трансформирующихся обществах" (1999-2002 гг.), "Медико-социальное обслуживание престарелых и инвалидов в Суоярвском районе Республики Карелия" (2002 г.), "Влияние социальных изменений на здоровье и самосохранительное поведение населения Республики Карелия в переходный период" (2003-2004 гг.).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-12-2004
Владимир Иванович Левашов Социологические исследования. 1998.  № 1. С. 112-116 . 
Социальные перемены в России в настоящее время являются предметом анализа, дискуссии, разовых и мониторинговых исследований. Об этом говорилось и на всероссийской конференции «Проблемы регулирования социальной политики государства: состояние и перспективы». В статье говорится о том, что данная конференция стала полем для проведения социологического исследования, которое было проведено как экспертный опрос 59 глав администраций, заместителей глав администраций субъектов Российской Федерации по социальным вопросам. Автор знакомит читателей с некоторыми выводами, результатами, полученными исследователями в ходе проведения опроса, анализом экспертных оценок.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-01-2006
Павел Васильевич Романов Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 101-110. 
В статье рассмотрены особенности использования метода case-study в практике изучения работы социальных служб. Суть данного метода состоит в детальном анализе частного случая, включенного в более широкий социальный и культурный контекст. Подчеркивается, что отличительная особенность применяемого при этом качественного подхода состоит в детальном выяснении всей специфики изучаемого процесса или института посредством включенного наблюдения, проведения глубинных интервью, документирования событий и анализа документов. Социолог тесно сближается с изучаемым объектом, что «выступает условием естественности ситуации исследования, основой доверия и благожелательного отношения со стороны членов сообщества» (с. 101). Отмечается, что при «качественном» исследовании требуется проведение повторной и параллельной проверки надежности полевых материалов. Стратегия кейс-стади в 70-е годы стала находить применение в Великобритании при изучении функционирования социальных служб и оценке их эффективности. Автор показал применимость и возможности использования кейс-стади при изучении постсоветской социальной политики и практики социальной работы. Выбранный для изучения «частный случай» как отдельный фрагмент социальной реальности надо рассматривать в том широком контексте, в котором развивается деятельность социальных служб. «Случаи» выступают проявлениями социальной политики государства по отношению к семье, пожилым людям, инвалидам и т.д. Обсуждаются конкретные особенности подготовки и проведения полевого исследования с использованием данного метода, представлен набросок плана этнографического кейс-стади социальной службы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-06-2004
М. Guille
Перев.: О. Бахарева (ориг.: Русский) Университетское управление. 2002.  № 4(23).
Индивидуальные затраты и выгоды системы студенческих займов очень отличаются в разных странах Европы и не сокращают разрыва в стоимости обучения для европейских студентов и их семей. Более того, нет единой тенденции к гармонизации, которая смягчила бы эти различия. Для расширения доступа к высшему образованию и сокращения социального неравенства без риска для государственных средств, ухудшения качества образования или создания нежелательных трений между европейскими странами необходимо создать хорошо продуманную общеевропейскую систему займов, отвечающую трем характеристикам. Первое: все студенты должны иметь право на получение займов, как в скандинавских странах, для того чтобы развивать частную ответственность. Объем займа должен быть достаточным для покрытия всех затрат на проживание, иначе студенты из малообеспеченных семей будут ущемлены вследсвие необходимости работать. Более того, следует ввести гибкую систему оплаты, так как ее отсутствие дорого обходится правительству и идет на пользу студентам из обеспеченных семей. Отсутствие оплаты следует применять только к студентам из малообеспеченных семей, например, в форме грантов, а остальные должны возмещать часть стоимости обучения. Второе: выплаты необходимо соотносить с доходом, как в Швеции или Великобритании, так как они автоматически подгоняются под возможность платить: должники с низким или нулевым доходом могут не проводить выплаты и, за определенной отметкой, выплаты увеличиваются или сокращаются по отношению к доходу по разумной ставке. Таким образом, ни один должник не столкнется со слишком большими выплатами, и государство не будет вынуждено субсидировать определенный период неэффективной отсрочки в то время, когда получатель средств уже может начать возвращать заем. Более того, соотнесенные с доходом выплаты сокращают процент обесценивания, так как собираются вместе с налогами. Третье: студенты должны выплачивать процент, так как субсидирование процентной ставки дорого обходится государству и дает студентам повод как можно дольше выплачивать заем или завершать обучение. Однако, поскольку высокие ставки могут помешать студентам брать займы, что приведет к сокращению количества получающих высшее образование, процентные ставки должны быть ограничены инфляцией во время обучения и после окончания учебы вырасти на один или два процента.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 05-02-2005
Лариса Валерьяновна Кочорова Социологические исследования. 2000.  № 12. С. 124-126. 
В декабре 1999 г. автором статьи было проведено анкетирование 645 руководителей психиатрических учреждений и подразделений, врачей-психиатров, психотерапевтов и врачей других специальностей, работающих в психиатрических учреждениях Петербурга, с целью изучения их мнения об удовлетворенности своей профессиональной деятельностью и положением в современном обществе, а также их отношения к различным формам оказания специализированной психиатрической помощи населению.
ресурс содержит прикрепленный файл