Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Среднее профессиональное образование

Опубликовано на портале: 20-12-2004
Владимир Иванович Сетков Среднее профессиональное образование. 2002.  № 7. С. 34-36. 
Автор статьи отмечает, что в 90-е годы в программах среднего профессионального образования было введено усиление организационно-управленческой подготовки специалистов-техников как организаторов первичных звеньев производства, что повлекло за собой повышенное внимание к экономическим, правоведческим и другим социально-экономическим дисциплинам. Имел место качественный скачок в преподавании такой дисциплины, как «Основы управленческой деятельности», которая внесла определенный вклад в дело профессионализации управления нижнего и среднего уровней руководства. Важность такого развития обусловлена тем, что число руководящих работников в экономике и управлении составляет до 20 % от общего числа работающих а народном хозяйстве. С 1997 года в государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования на смену «Основам управленческой деятельности» пришла новая дисциплина «Основы менеджмента», которая в новых стандартах, внедряемых с 2002/03 учебного года, присутствует во всех специальностях промышленного направления (до 60 часов для базового уровня подготовки). К сожалению, нет хорошего учебника по менеджменту для студентов средних профессиональных учебных заведений. Автор статьи предлагает обсудить в качестве проекта такой программы план учебника, который определился за более чем 10-летний период преподавания «Основ управленческой деятельности» и «Основ менеджмента». Приведена структура учебного курса «Основы общего менеджмента»: 1. Менеджмент и менеджер 2. Основы теории менеджмента 3. Основы менеджмента организации 4. Труд менеджера
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Надежда Григорьевна Голубь, Наталья Николаевна Кормягина Среднее профессиональное образование. 2002.  № 4. С. 24-26. 
Статья посвящена вопросам подготовки конкурентоспособных специалистов среднего звена в Ярославском строительном техникуме (ЯСТ). Целью публикации является анализ опыта работы коллектива ЯСТ по обеспечению конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников. В качестве главного критерия конкурентоспособности выпускников рассматривается их трудоустройство. В настоящее время наибольшим спросом на рынке труда пользуются выпускники по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» – одной из основных традиционных специальностей данного учебного заведения. В техникум поступают заявки работодателей с предложениями рабочих мест, представители строительных организаций приходят на вручение дипломов, предлагая вакансии. Изучение долгосрочных тенденций спроса на рынке труда затруднено из-за неясности процессов, происходящих в экономике. Так, например, на регистрируемом рынке профессий экономического профиля (бухгалтеров, экономистов, финансистов) сохраняется достаточно высокая конкуренция. Предложение превышает спрос, однако по общероссийским прогнозам потребность экономики в кадрах с экономическим образованием в связи с небольшим, но стабильным подъемом экономики и развитием производства, наметившимся в последнее время, будет расти. В техникуме разработана поэтапная система содействия трудоустройству выпускников (начиная с приема абитуриентов), в которую такие мероприятия, как встречи с заказчиками кадров, профконсультирование, проведение курса «Эффективное поведение на рынке труда» и др. Но в условиях жесткой конкуренции этого недостаточно. Необходимо управление процессами взаимоотношений с потребителями – заказчиками кадров. На основании заключенных с предприятиями договоров производится корректировке учебных планов в соответствии с требованиями заказчика и организация спецкурсов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Аннотации [статья]
Опубликовано на портале: 23-08-2012
Среднее профессиональное образование. 2011.  № 11. С. 66-72. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2004
В.И. Ерофеева Среднее профессиональное образование. 2001.  № 9. С. 24-25. 
Предпринимательство – это вид деятельности, образ жизни, наука, искусство, полет творческой мысли и – сфера риска. Предпринимательству необходимо учиться – это путь и к личному благополучию, и к общественному российскому процветанию. Статья посвящена преподаванию вопросов бизнес-проектирования. Автор статьи – преподаватель дисциплины «Менеджмент» в московском колледже «Царицыно». В статье рассматриваются вопросы разработки программной документации по экономическим и управленческим дисциплинам с позиции следующих целей: - ознакомить студентов с содержанием оформлением работы, научить создавать части бизнес-проекта, прорабатывая содержание на последовательно спланированных практических занятиях; - научить студентов работать в команде: грамотно распределять роли, формировать задания, контролировать их выполнение, анализировать совместную работу; - готовить студентов к самостоятельной поисковой и исследовательской работе с информационными источниками, учить их анализировать и обобщать информацию, делать выводы и использовать полученные навыки при подготовке выпускной квалификационной работы. Процесс подготовки бизнес-проекта рассматривается с ориентацией на развивающие цели: расширение интеллекта, эрудиции, улучшение памяти и внимания, развитие мышления. Описан типовой состав бизнес-проекта: - непосредственно бизнес-план создаваемого предприятия, - финансово-экономическая часть, - управленческая документация. Бизнес-план начинается с изучения ретроспективы вопроса, раскрывает тактику и является определяющим для того, чтобы заинтересовать инвестора. Второй раздел бизнес-проекта – финансово-экономический – содержит расчеты капиталовложений, расчеты окупаемости предприятия. При подготовке содержания раздела студент использует знания дисциплин «Экономика», «Бухгалтерский учет», «Валютно-кассовые операции», «Финансирование, кредитование и налогообложение». При подготовке третьей части – управленческой документации – студенты основываются на знаниях дисциплин специального цикла – «Менеджмент», «Предпринимательство и малый бизнес», «Управление персоналом», «Технология и организация отрасли», «Управление качеством услуг». Деятельность колледжа отмечена дипломом «Лучший предпринимательский проект студенческой и учащийся молодежи» и грамотой за участие в научно-практической конференции, проводившейся в Московском государственном университете коммерции. Лучшие студенты ежегодно участвуют в бизнес-фестивалях, проводимых Центром занятости молодежи в г. Анапа. Выпускники нашего колледжа, прошедшие школу бизнес-проектирования, становятся директорами ресторанов, заместителями директоров, шеф-поварами, су-шефами, старшими менеджерами, сомелье; успешно продолжают образование в экономических вузах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-11-2004
В.Н. Кириллов Среднее профессиональное образование. 1991.  № 1. С. 40-43. 
Статья посвящена развитию института банкротства в России. Дано подробное описание правовой базы формирования в новых экономических условиях института банкротства. Проведен анализ системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, основанной на показателях текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и восстановления (утраты) платежеспособности. Рассматривается Закон о банкротстве 1998 г., давший новое легальное определение понятия банкротства, которое согласно содержащейся в законе дефиниции представляет собой признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Отмечены недостатки существующей в настоящее время системы: а) ущемление прав государства по требованиям по исполнению обязанности по уплате обязательных платежей; б) возможность недобросовестного кредитора-заявителя уже с момента подачи заявления о банкротстве в определенной степени взять под контроль бизнес-должника; в) имеет место «связанность» арбитражного суда решением собрания кредиторов. Описаны наиболее типичные случаи негативного манипулирования процедурами банкротства, такие как, например, инициирование процедур банкротства недобросовестными кредиторами в целях приобретения по цене ниже рыночной бизнес-должника, «вывод» лицами, реально экономически контролирующими организацию, активов должника из-под его юридической оболочки, с целью уклониться от расчетов с кредиторами. Сформулированы предложения по преодолению негативных аспектов практики банкротства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Н.С. Куракина Среднее профессиональное образование. 2002.  № 3. С. 42-44. 
Статья посвящена подготовке специалистов экономического профиля в Московском коммерческом колледже. Рассматриваются методы развития способности студентов к самостоятельному мышлению и решению нестандартных вопросов. Для этого формируются учебные задания, которые помогают повысить интерес студентов к знаниям, полученным во время прослушивания лекций, задания для самостоятельной работы над учебным материалом. Задания объединяются по принципу усложнения их логического содержания. Задания могут быть представлены в различной форме, в том числе в тестовой. Подчеркивается важность разработки заданий для разных уровней самостоятельности студентов: от буквального воспроизведения до творческой самостоятельности, способности использовать знания в нестандартных условиях. Такие задания носят проблемный характер: преподаватель ставит только цель предстоящей работы, а ее решение осуществляют сами студенты. Описаны конкретные примеры таких заданий, разработанных автором статьи. Они входят в систему заданий по теме «Контрольно-кассовые машины» курса «Техническое оснащение отрасли (торговли) и охрана труда». В процессе решения заданий студенты должны показать способность самостоятельно изучать и осваивать работу на контрольно-кассовой машине. Это умение крайне необходимо выпускникам колледжа экономического профиля, так как в дальнейшей практической деятельности им предстоит организовывать и контролировать работу администратора магазина и кассиров или самому выполнять их работу. Студенты выполняют задания самостоятельно. После того как преподаватель проверил задания, проводится их обсуждение в группе. Все описанные в статье задания можно отнести к нестандартным, так как они требуют самостоятельного поиска и нахождения ответов, получаемых в результате выполнения различных мыслительных операций: анализ, сравнение, сопоставление, синтез, абстрагирование и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-11-2004
Светлана Юрьевна Усанова Среднее профессиональное образование. 2001.  № 5. С. 7-8. 
В статье отмечается проблема отсутствия системного видения рыночной ситуации у выпускников колледжей. Описаны пути решения этой проблемы, предлагаемые Волгоградским экономическим колледжем. В качестве одного из направлений работы по решению этой проблемы рассматривается сотрудничество с немецким фондом X. Никсдорфа и московским центром «Сименс ? информационные системы». Описан один из проектов, проводимых фондом X. Никсдорфа среди образовательных учреждений России – деловые игры «Дельта» (развитие системного мышления у студентов) и «Карл» (введение в рыночную экономику). Деловая игра «Дельта» – один из наиболее интересных проектов, проводимых среди образовательных учреждений России. По мнению участников и тре-неров игры, «Дельта» способствует развитию системного мышления у студентов, обретению навыков по управлению предприятием в условиях конкуренции, умению работать в команде, закрепляет и интегрирует знания, полученные на занятиях по макро- и микроэкономике, маркетингу, менеджменту, финансам, бухгалтерскому учету. Игрок также должен уметь пользоваться персональным компьютером. Игра носит соревновательный характер и может использоваться в сетевом и дискетном вариантах. Рассмотрены такие средства подготовки специалистов, как летняя школа молодых менеджеров, конкурс мультимедиа для школьников и студентов России, Международная школа-семинар «Новые информационные технологии», курсы дополнительного образования по направлениям: «Секретарь-референт», «Бухгалтер-пользователь ПЭВМ», «Оператор ПЭВМ», «Основы работы на ПЭВМ», «Касатка», «1С: Бухгалтерия», «Microsoft office'2000», «Internet» и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-08-2012
Файруза Яхиновна Манихова Среднее профессиональное образование. 2011.  № 11. С. 8-10. 
В статье обосновывается необходимость формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов и создания педагогических условий для развития у него многомерных компетенций в процессе профессиональной подготовки в педагогическом колледже.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Н.А. Бурмистрова Среднее профессиональное образование. 2002.  № 4. С. 48-50. 
Статья посвящена вопросам преподавания математики при подготовке специалистов-экономистов (финансового профиля). В качестве основной целевой функции рассматривается повышение интегративности образования как отражение современных требований общества к гармоничному развитию личности. Это, в частности находит свое отражение в целях и задачах содержания обучения по курсу математики. Интеграция содержания образования студентов в структуре методической системы обучения математике предполагает: – содержательность и значимость математических знаний для студентов; – системное представление изучаемого материала; – реализацию внутрипредметных и межпредметных связей; – прикладную направленность курса математики. Интегративным качеством, объединяющим эти компоненты, служит умение математического моделирования. Выделены следующие интеллектуальные умения, которыми должны овладеть студенты при изучении математики и дисциплин финансово-экономического цикла: – умение решать задачи; – способность к математическому моделированию; – умение логически мыслить; – коммуникативные умения; – умение применять новые информационные технологии. Указанные виды учебной деятельности способствуют развитию таких общих интеллектуальных приемов, как сравнение, обобщение, анализ, абстрагирование, которые лежат в основе технологии процесса моделирования. С целью реализации интегративных связей курса «Математика» и дисциплин финансово-экономического цикла сформулированы следующие критерии отбора профессионально ориентированных задач, используемых для обучения студентов моделированию реальных экономических процессов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-05-2004
Владислав Георгиевич Семенов Среднее профессиональное образование. 2004.  № 4. С. 10-12. 
Иркутский авиационный техникум почти 70 лет ведет подготовку специалистов для авиастроения и других отраслей промышленности. Сегодня это одно из немногих средних специальных учебных заведений в регионе, готовящее специалистов по высокотехнологичным специальностям. Техникум устойчиво занимает свою нишу на рынке образовательных услуг региона. Иркутский авиационный техникум является одним из примеров взаимодействия между средним специальным учебным заведением и потребтителями кадров. Основной потребитель выпускников техникума – Научно-производственная корпорация (НПК) «ИРКУТ» – одно из крупнейших авиастроительных предприятий России. В статье описан механизм взаимодействия между техникумом и НПК «ИРКУТ» на основе долгосрочного договора о подготовке специалистов. Взаимодействие предусматривает настройку учебных программ в соответствии с требованиями предприятия, что позволяет обеспечить высокое качество подготовки специалистов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Сергей Алексеевич Фадеев Среднее профессиональное образование. 2002.  № 3. С. 38-39. 
В статье директора Калужского государственного технического колледжа, заслуженного учителя Российской Федерации С.А. Фадеева рассматриваются проблемы преподавания дисциплины «Основы социологии и политологии» в средних специальных учебных заведениях. Показана актуальность этого учебного курса, своевременность его введения в государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования. Описывается метод преподавания дисциплины «Основы социологии и политологии», основанный на выделении больших блоков учебного материала. Этот метод рассмотрен на примере блока по теме «Общество и человек». Основной особенностью данного метода является активизация умственной деятельности студента, его включение в процесс познания в качестве активного участника. В качестве учебника по данной дисциплине для средних специальных учебных заведений рассматривается пособие Л.М. Куликова «Основы социологии и политологии». В пособии приводятся многочисленные условные и реальные примеры, исторические ссылки, справочные примечания. Материал изложен доступно, сжато, четко и просто. В приложении имеются зачетные карточки, экзаменационные вопросы и экзаменационные билеты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-08-2004
Петр Федорович Анисимов, Алла Леонидовна Коломенская Среднее профессиональное образование. 2004.  № 4. С. 3-7. 
Среднее профессиональное образование реализует широкий спектр направлений подготовки специалистов: в технической области, в социальной сфере, в области сервиса. Однако, в период возрождения российской экономики особенно актуальным становится вопрос о подготовке кадров технического профиля. В соответствии с этим в статье дана характеристика состояния и перспектив развития среднего профессионального образования технического профиля – среднего технического образования. Специалисты со средним техническим образованием осуществляют подготовку и обработку технической, технологической и другой информации в целях подготовки материалов для принятия инженерных решений, обеспечивают функционирования сложных технических и технологических систем, руководят первичными трудовыми коллективами. Доля специалистов среднего звена технического профиля составляет в промышленности 32 % от общей численности занятых, в строительстве – 30 %, на транспорте и в связи – 36 %. Наиболее важным фактором, отражающим перспективы мирового экономического развития, является переход от технической модернизации к технологической или постиндустриальной, развитие высокотехнологичного производства, основанного на автоматизации и информатизации. Динамика занятости специалистов среднего звена в высокотехнологичном производстве характеризуется поэтапным возрастанием. Если в 1980 году специалисты среднего звена составляли 20 % от общего числа работающих, то в 2000 году их доля выросла до 32 %, к 2010 году прогнозируется рост до 40 %. Динамика подготовки специалистов технического профиля в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях характеризуется стабильным ростом приема, численности студентов и выпуска специалистов. При этом по специальностям, ориентированным на высокотехнологичное производство – в области машиностроения, энергетики, автоматизации, электроники и вычислительной техники, метрологии и стандартизации – прием наращивается опережающим темпом. Важным аспектом развития среднего технического образования является ориентация на потребности реального сектора экономики, кадровое обеспечение ведущих отраслей производства, прежде всего оборонно-промышленного, машиностроительного комплекса, других отраслей, играющих значительную роль в формировании экономического потенциала.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Роза Александровна Харченко Среднее профессиональное образование. 2002.  № 1. С. 42-43. 
Статья директора Колледжа информационных технологий и экономики Кабардино-Балкарского государственного университета посвящена проблемам подготовки кадров со средним профессиональным образованием по экономическим специальностям с учетом развития экономических информационных систем. Колледж информационных технологий и экономики Кабардино-Балкарского государственного университета с 1991 года осуществляет подготовку кадров со средним профессиональным образованием по экономическим специальностям. В настоящее время в колледже реализуются программы по 8 специальностям, предполагается расширение их перечня. Развитие информационных систем приводит к формированию новых подходов к решению задач экономики, управления, реализуемых на базе информационных технологий. В этих условиях существует тенденция к увеличению спроса на профессиональные навыки владения современными информационными технологиями. Анализ государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям в части информатики и информационных технологий позволил выделить три уровня обучения: 1 уровень – по математическим и естественнонаучным дисциплинам – изучение информатики как научной дисциплины; 2 уровень – по общепрофессиональным дисциплинам – изучение информационных технологий общего назначения в экономике и управлении; 3 уровень – по специальным дисциплинам – изучение информационных технологий специального назначения на базе профессионального программного обеспечения. Подготовка специалиста со средним профессиональным образованием экономического профиля проходит следующие этапы: 1 этап информационной подготовки – пропедевтическая подготовка с элементами профориентации при реализации стандарта среднего (полного) общего образования; 2 этап информационной подготовки – фундаментальная подготовка при реализации стандарта среднего профессионального образования базового уровня; З этап информационной подготовки – специальная подготовка по профилю специализации при реализации стандарта среднего профессионального образования повышенного уровня.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-05-2004
Виктор Иванович Арефьев, Виталий Николаевич Скрябин Среднее профессиональное образование. 2004.  № 4. С. 7-9. 
В статье рассмотрены вопросы подготовки конкурентоспособных специалистов для машиностроительного производства в Тульском колледже машиностроения и информационных технологий. Колледж осуществляет подготовку специалистов среднего звена для акционерной компании (АК) «Туламашзавод» – одного из ведущих машиностроительных предприятий г. Тулы. Основным направлением развития завода является внедрение нового поколения технических устройств, которые позволят реализовывать все этапы жизненного цикла изделий при сквозной информационной поддержке. Для такого наукоемкого производства необходимы специалисты, обладающие совокупными знаниями информационных технологий и машиностроительного производства. Особенно актуальным представляется обеспечение завода специалистами со средним профессиональным образованием. Совместная работа АК «Туламашзавод» и Тульского колледжа машиностроения и информационных технологий позволила ориентировать подготовку специалистов среднего звена на основные направления модернизации производства, определить перспективные направления сотрудничества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2004
Т.П. Грише Среднее профессиональное образование. 2000.  № 6. С. 28-30. 
В статье описаны задачи изучения дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности», важность умения использования источников экономической информации, овдадения методами анализа, проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия, оценки ликвидности и платежеспособности предприятия, расчета и анализа основных экономических показателей работы предприятия. Показан состав дисциплины (основные темы). Методике обучения по дисциплине подробно проиллюстрирована на примере преподавания темы «Анализ формирования прибыли», так как формирование прибыли является сердцевиной коммерческой деятельности. Рассмотрено изучение способов расчета прибыли от реализации. Описаны основные источники информации для анализа прибыли, информационные связи данной дисциплины с дисциплиной «Бухгалтерский учет».Рассмотренные в статье положения направлены на выработку обоснованного подхода студентов к оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе изучения показателей прибыли и рентабельности.
ресурс содержит прикрепленный файл