Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Российский журнал менеджмента

Опубликовано на портале: 02-12-2008
М.В. Смирнов Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 3. С. 181-186. 
С 9 по 20 июля 2007 г. в Санкт-Петербурге прошла II Летняя школа «Российского журнала менеджмента». В работе II Летней школы приняли участие 32 слушателя из вузов и научных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Екатеринбурга, Иркутска, Йошкар-Олы, Мелеуза, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Хабаровска, Череповца. Проблематику II Летней школы составили следующие тематические блоки: стратегический менеджмент, теория отраслевых рынков, финансовая экономика.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2010
Оливер И. Уильямсон Российский журнал менеджмента. 2010.  Т. 8. № 1. С. 70-90. 
В статье аутсорсинг рассматривается с позиций экономической теории трансакционных издержек (transaction cost economics — TCE). Трансакция выступает в роли основной единицы анализа, а решения о закупке в формате выбора между самостоятельным производством продукта/услуги и покупкой у внешнего поставщика принимаются исходя из принципа экономии трансакционных издержек. В статье в общих чертах указывается, что простота заключения контрактов варьируется в зависимости от характеристик трансакции, при этом особое значение придается тому, является ли источником добавленной ценности сохраняющаяся непрерывность отношений между конкретным покупателем и продавцом. Основная закономерность заключается в том, что по мере усиления двусторонней зависимости контрагентов происходит постепенное развитие эффективного управления договорными отношениями сторон, отправной точкой которого выступает простой рыночный обмен, перерастающий в контракт гибридного типа (с поддержкой достоверности обязательств), завершающийся, в свою очередь, иерархией. Последняя соответствует решению «самостоятельно производить», которое при рассмотрении с позиций TCE выступает в качестве организационной формы последней инстанции. В статье по следовательно излагаются контрактный подход к анализу экономической организации, рассматриваются вопросы операционализации TCE, различные формы аутсорсинга, применимость TCE для анализа указанных выше вопросов, а также основные выводы TCE для исследований в области цепей поставок.
Опубликовано на портале: 12-07-2010
Российский журнал менеджмента. 2010.  Т. 8. № 1. С. 147-150. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-03-2006
Игорь Борисович Гурков Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 4. С. 55-66. 
На основе широкомасштабного опроса руководителей российских промышленных предприятий, проведенного в конце 2004 г., была предпринята попытка определения степени вовлеченности предприятий в интегрированные корпоративные структуры, а также уровня различий в интенсивности инновационной деятельности предприятий. Удалось установить, что 2/3 крупных промышленных предприятий зависимы в принятии стратегических решений, а более половины — и в операционных решениях. Предприятия, включенные в «мягкие» корпорации, осуществляющие лишь стратегический контроль, имеют определенные преимущества в виде внутри- и внешнеорганизационной гибкости. «Жесткие» корпорации, реализующие стратегический и операционный контроль, проигрывают как автономным предприятиям, так и иным корпорациям по большинству параметров инновационного развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2008
Роман Михайлович Качалов Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 2. С. 147–151. 
С 10 по 11 апреля 2007 г. в Москве прошел VIII Всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий», основным организатором которого традиционно является Центральный экономико-математический институт РАН. Рассматривались теоретические проблемы стратегического планирования на микроэкономическом уровне, модели и методы разработки стратегии предприятия, вопросы стратегического планирования на российских и зарубежных предприятиях, вопросы стратегического планирования на мезоэкономическом уровне и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2008
Ирина Васильевна Ивашковская Российский журнал менеджмента. 2008.  Т. 6. № 1. С. 164-167. 
28–29 ноября 2007 г. в Москве состоялась Вторая Международная конференция «Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегическая роль Советов директоров», в которой участвовали специалисты из ведущих университетов и организаций России, Великобритании, США, Канады, Италии, Португалии, Японии. Конференция была организована Лабораторией корпоративных финансов и Центром корпоративного управления Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ–ВШЭ), реализующими задачу консолидации усилий исследователей в проблемном поле корпоративного управления и финансовой архитектуры компании, поставленную в рамках Инновационной образовательной программы ГУ–ВШЭ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2008
Геннадий Николаевич Константинов, Сергей Ростиславович Филонович Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 4. С. 101-104. 
Рецензия на книгу: Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2006
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2010
Российский журнал менеджмента. 2010.  Т. 8. № 1. С. 155-159. 
С 14 по 16 октября 2009 г. впервые в России состоялось ежегодное собрание старейшей в мире Международной Академии менеджмента (International Academy of Management). Собрание прошло в Государственном университете управления (Москва).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2010
Российский журнал менеджмента. 2010.  Т. 8. № 1. С. 168-169. 
В ноябре 2009 г. Государственному университету управления (ГУУ) исполнилось 90 лет. В том же месяце отметила свое 40-летие кафедра экономической кибернетики университета. С момента своего создания в 1919 г. ГУУ (именовавшийся в то время Московским промышленно-экономическим практическим институтом) всегда был ориентирован на решение приоритетных задач экономического развития страны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-12-2008
Павел Васильевич Шинкаренко Российский журнал менеджмента. 2008.  Т. 6. № 2. С. 161-166. 
15–16 апреля 2008 г. в Москве прошел Девятый Всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». Рассматривались такие вопросы как теоретические проблемы стратегического планирования на микроэкономическом уровне, модели и методы разработки стратегии предприятия, опыт стратегического планирования на российских и зарубежных предприятиях, стратегическое планирование на мезоэкономическом (региональном и отраслевом) уровне и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-02-2006
Вадим Валерьевич Радаев Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 3. С. 3-26. 
В секторе розничной торговли с начала 2000-х гг. происходит стремительное изменение конкурентной ситуации, связанное с вторжением на российский рынок глобальных сетевых операторов. Отечественным операторам приходится интенсивно мобилизовывать ресурсы и вырабатывать новые деловые стратегии. При этом они демонстрируют высокие способности к структурному и институциональному изоморфизму, заимствуя организационные формы и технологии продаж у глобальных ритейлеров до того, как они утвердились на российском рынке. Несмотря на фантастические темпы роста российских розничных сетей, по-прежнему не ясно, кто сумеет выжить, а кому придется расстаться со своим бизнесом. Основным источником данных послужили 38 углубленных интервью с руководителями российских компаний. Они были записаны в ходе двух исследовательских проектов, проведенных по заказу ассоциаций РАТЭК и АКОРТ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-08-2005
Bruce M. Kogut, Udo B. Zander
Перев.: Валерий Сергеевич Катькало (ориг.: Русский) Российский журнал менеджмента. 2004.  Т. 2. № 1. С. 121-140. 
Как мы должны трактовать причины существования фирм? Преобладающая точка зрения состоит в том, что они являются механизмом ограничения трансакционных издержек, возникающих ввиду основанных на личном интересе мотиваций индивидов. В настоящей статье мы развиваем аргументацию в пользу того, что фирмы превосходят рынки прежде всего в совместном использовании и передаче знаний между индивидами и их группами внутри организации. Эти знания состоят из информации (например, о том, кто что знает) и ноу-хау (например, того, как организовать работу команды исследователей). Центральный тезис нашей аргументации состоит в том, что знанием обладают индивиды, но оно также находит выражение в регулярно повторяющихся действиях, посредством которых члены некоего социального сообщества (например, группы, организации или сети) сотрудничают друг с другом. Если бы обладание знанием имело место лишь на уровне индивидов, то тогда фирмы могли изменяться просто путем обновления персонала. Но поскольку мы знаем, что наем новых работников не эквивалентен изменению умений фирмы, то анализ того, что фирма может делать, должен основываться на понимании знания как встроенного в организационные принципы, на основе которых люди кооперируются внутри организаций. На основе обсуждения этих вопросов мы выявляем следующий парадокс: действия фирмы по росту через репликацию своей технологии усиливают потенциал имитации. Посредством изучения того, как фирмы могут сдерживать имитацию путем инноваций, мы разрабатываем более динамическую концепцию того, как фирмы создают новые знания. В основе этой динамической концепции лежит тезис о том, что фирмы обучаются новым умениям путем рекомбинации своих текущих способностей. Поскольку новые способы кооперации не могут быть легко куплены на рынке, то рост фирмы происходит благодаря опоре на социальные отношения, существующие внутри нее. То, что фирма сделала в прошлом, весьма вероятно может быть основой предсказания того, что она может сделать в будущем. В этом смысле кумулятивные знания фирмы обеспечивают выбор экспансии в будущем на новые, но неопределенные рынки. Мы подробно рассматриваем сюжет выбора между самостоятельным производством и внешней закупкой и предлагаем несколько поддающихся проверке гипотез относительно границ фирмы, не прибегая при этом к понятию оппортунистического поведения.
Опубликовано на портале: 19-08-2005
Robert S. Kaplan, David P. Norton
Ред.: Игорь Николаевич Баранов
Перев.: Мария Михайловна Смирнова (ориг.: Русский) Российский журнал менеджмента. 2004.  Т. 2. № 3. С. 85-104. 
В статье подробно рассматривается построение системы показателей, характеризующих одну из составляющих сбалансированной системы показателей - составляющую обучения и роста. Авторы предлагают свой подход к определению ценности таких нематериальных активов, как человеческий, информационный и организационный капитал, - подход, основанный на анализе взаимосвязи между этими активами и стратегией компании.
Опубликовано на портале: 28-11-2008
Игорь Борисович Гурков Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 2. С. 3-28. 
Исследование посвящено конструированию интегральной метрики стратегического процесса в попытке связать целеполагание, стратегическую рефлексию и выполнение стратегических действий. Показано, что отдельные элементы данной метрики доказали свою пригодность к использованию в эмпирических исследованиях в технике массовых опросов. Автором сделан ряд выводов о характере стратегического процесса в российских фирмах — высокой «целенаправленности» деятельности российских фирм, сопоставимости условий стратегического развития российских фирм с международным контекстом. Продемонстрировано, что практика российского бизнеса «дозрела» до ее анализа адекватным инструментарием стратегических исследований, что повышает требования к отечественным исследованиям в отношении встраивания результатов анализа в общий контекст мировых научных поисков.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-08-2005
Марина Юрьевна Шерешева Российский журнал менеджмента. 2004.  Т. 2. № 1. С. 71-94. 
Эффективность деятельности предприятия и успех его работы в современных рыночных условиях все больше определяет информационная составляющая. Обмен информацией внутри компании, между отдельными звеньями дистрибуторской сети, с клиентами и другими контрагентами становится год от года все более интенсивным, информационные потоки постоянно увеличиваются. Наличие адекватной системы информационного обмена стало одной из основ конкурентоспособности. В статье рассмотрено современное состояние автоматизации бизнес-процессов, отношение российских менеджеров к роли информационных технологий в бизнесе, основные тенденции развития российского рынка корпоративных информационных технологий.
ресурс содержит прикрепленный файл